Фильм, который Ростоцкий снял почти нелегально

4,9K прочитали

В 1967 году в руки уже маститому режиссёру Станиславу Ростоцкому попал сценарий начинающего сценариста Георгия Полонского про школу. Ростоцкого история зацепила, он загорелся идеей снять по ней фильм. Но Госкино сочло материал чересчур вольным, так что разрешения Ростоцкий не получил. Но на положительное решение он всё же надеялся, поэтому начал подбирать артистов для будущей картины «Доживём до понедельника».

Кадр из фильма  «Доживём до понедельника».
Кадр из фильма «Доживём до понедельника».

В главной роли Ростоцкий видел своего давнего коллегу и товарища Вячеслава Тихонова. Они отлично сработались ещё в конце пятидесятых, работая над фильмом «Дело было в Пенькове» и стали не только единомышленниками, но и настоящими друзьями. Но неожиданно

против Тихонова выступил Георгий Полонский.

В его сценарии герой был старше и выглядел обычно, тогда как Тихонов в те годы был в самом расцвете красоты. Ростоцкий пообещал, что артисту будут делать грим, который его состарит и сделает менее привлекательным, и после этого Полонский согласился.

Но тут возникла другая сложность:

наотрез отказался сниматься сам Тихонов.

Только что вышла эпопея «Война и мир», где он сыграл Андрея Болконского. Критики сдержанно приняли героя, сам Тихонов тоже не получил удовлетворения от работы, и всё это погрузило его в творческий кризис. Наложились и личные неурядицы: артист несколько лет назад расстался с супругой Нонной Мордюковой, но так и не завёл новую семью. К тому же актёр вплотную приблизился к сорокалетию, что лишь усилило депрессию. В итоге

он на полном серьёзе готов был покинуть кинематограф.

Ростоцкому пришлось немало времени потратить на уговоры друга, но помог только злой ультиматум: режиссёр заявил, что если Тихонов откажется сниматься у него в «Доживём до понедельника», то о дружбе больше не будет речи. Этот аргумент сработал. А годы спустя Вячеслав Васильевич не уставал благодарить Ростоцкого за то, что тот фактически вернул его в профессию.

Претенденток на главную женскую роль было много, но режиссёру все они казались недостоверными. Почти до начала съёмок фавориткой была Светлана Светличная, но потом помощница режиссёра предложила попробовать молодую Ирину Печерникову. У Ирины за плечами была только одна роль - Донна Анна в фильме-опере «Каменный гость» (1967), которая не принесла ей никакой известности.

Пробы для Печерниковой стали сущей пыткой: как и многие молодые девушки, она была влюблена в актёра Вячеслава Тихонова и, оказавшись рядом, тут же зажалась и не смогла выдавить из себя ни слова.

Но именитый партнёр в ней что-то разглядел и помог раскрепоститься. Мало того, позже, когда Ростоцкий посоветовался с Тихоновым насчёт других претенденток, актёр выбрал всё-таки Печерникову.

Кстати, по настоянию Ростоцкого героиня Ирины Печерниковой приобрела эдакий европейский налёт. Он хотел видеть на экране красивую девушку, похожую на западных актрис, красавиц из фильмов «новой волны». Поэтому Ирина, обладательница роскошных длинных волос, на площадке носила короткий парик и стильный макияж, которые и придавали облику какую-то лёгкую заграничность. Особенно контрастно это смотрелось на фоне её киношной коллеги - педагога старой закалки, сыгранной женой Станислава Ростоцкого Ниной Меньшиковой, классической учительницы строгих нравов в закрытом костюме без излишеств и пучком.

Были проблемы и с исполнителями ролей старшеклассников. Режиссёру рекомендовали снимать ребят с «пролетарскими» лицами, но он решил поискать артистов среди студентов творческих вузов.

Ольгу Остроумову нашли, когда она сдавала экзамены после окончания первого курса ГИТИСа. Игоря Старыгина отыскали там же, правда, он был уже выпускником. Юрия Чернова помощники режиссёра встретили на киностудии имени Горького, куда он студент эстрадно-циркового училища, заглядывал в поисках ролей в массовке. А вот Валерий Зубарев, который в реальности был значительно младше экранных одноклассников, уже был известен и имел куда больший опыт, чем студенты Остроумова, Старыгин и Чернов. Валерий с детства снимался в кино, и к 1967 году, когда ему исполнилось 15, у него в активе было уже несколько ролей. Остальных школьников сыграли реальные старшеклассники, ученики обычной московской школы в Медведково, где снимали часть эпизодов.

Когда пришло время начинать съёмки, разрешение от Госкино так и не было получено. Тогда

Станислав Ростоцкий и поддержавший его директор киностудии имени Горького Григорий Бритиков начали снимать ленту на свой страх и риск.

Из-за этого всё шло наперекосяк: денег на съёмки почти не было, работать приходилось почти на полном энтузиазме. Доходило до того, что артистов просили приходить на площадку в собственных костюмах, поскольку костюмеры не могли подобрать наряды из-за отсутствия средств. А главный классный красавчик, Костя Батищев, которого сыграл Игорь Старыгин, появился на экране в вещах самого режиссёра:

Ростоцкий одолжил артисту эффектные заграничные вещи, чтобы он действительно стал школьным щёголем, на которого все заглядываются.

Фактически фильм снимали нелегально, и не получись он таким успешным, Ростоцкий и Бритиков вполне могли попасть под суд за растрату средств.

На последних этапах Комитет кинематографии всё-таки заинтересовался картиной. Чиновники после просмотра были разочарованы: «Доживём до понедельника» показался им слишком резким, смелым и нереалистичным. Но поскольку бюджет, пусть и скудный, был уже освоен, а фильм - почти завершён, пришлось ленту принимать. Худсовет придрался к половине сцен, потребовав их переделать, а

Комитет кинематографии вообще назвал запуск фильма в производство большой ошибкой киностудии.

Самыми возмутительными сочли два эпизода: когда взбунтовавшийся класс покидает учительницу английского и когда герой Вячеслава Тихонова говорит, что ребята в сочинении напишут, что счастье в труде. Ростоцкий очень не хотел ничего менять, но чиновники пригрозили, что фильм никогда не дойдёт до зрителей. Пришлось идти на хитрости. В первом сомнительном эпизоде режиссёр просто подложил на озвучке звонок, так что

сцена, где ученики встают и уходят, оставляя учительницу одну, выглядит так, будто ребята ушли на перемену.

А во втором случае Тихонов на озвучке вместо фразы «напишут, что счастье в труде» произнёс «напишут как полагается». Переделки худсовет принял.

Тем не менее ещё несколько месяцев «Доживём до понедельника» в прокат не выпускали. Но потом Ростоцкий решил показать ленту учителям, принимавшим участие во всесоюзном съезде педагогов.

Показ прошёл с успехом, о котором нельзя было даже мечтать: учителя не просто приняли историю с восторгом, но устроили овацию и аплодировали ленте стоя.

Конечно же, после этого картину без промедления пустили в кинотеатры, а к концу года она стала лидером проката.

Станислава Ростоцкого нет уже почти 20 лет. Но его фильмам была уготована долгая жизнь: даже сейчас многие его ленты не только не устарели, но и смотрятся актуально. И, конечно, в их числе «Доживём до понедельника», история об отношениях взрослых и детей, учителей и учеников в самом широком смысле и мужчины и женщины.

А как вам кажется, между героями фильма, юной учительницей и опытным зрелым педагогом, мог бы быть роман или общество им этого не позволило бы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-2