Боевик, главный актёр которого стал ведущим «Спокойной ночи, малыши!»

3K прочитали

Музыку для героического фильма «Поговорим, брат…» написал Александр Градский, а снял её заслуженный киномастер Юрий Чулюкин. Создавалась лента в духе захватывающих вестернов к 60-летнему юбилею комсомола, который отмечали в 1978 году, но вышла чуть позже, летом 1979 года.

Кадр из фильма «Поговорим, брат…»
Кадр из фильма «Поговорим, брат…»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

Сюжет о партизанах, сражающихся в двадцатых годах на Дальнем Востоке с белыми, навеял сценаристам Георгию Кушниренко, Альберту Иванову и самому Юрию Чулюкину небольшой рассказ Александра Фадеева «Особый коммунистический»,

где писатель как раз и рассказал о событиях времён Гражданской войны. Душой истории стали два брата, Митька и Пётр Кокорины, которые типажно очень походили на колоритных персонажей русских сказок. Старший Пётр спокоен, уравновешен, умён и к тому же однолюб, хранящий верность своей погибшей жене. Младший Митька — деревенский весельчак, бесшабашный молодец, который бесстрашно ввязывается в любые приключения и всегда побеждает. Интересно, что

Митька прекрасно ладит с таёжными обитателями: умеет уговорить и лося, и даже тигра. А ещё у него есть поистине сказочный конь, эдакий Сивка-Бурка.

Сообразительного коня, кстати, в фильме зовут Кузя (конь Кузя?!). Помимо этих замечательных героев в сценарии был красный отряд и сочувствующие ему сельчане, белогвардейцы и, конечно же, красавица и умница, внезапно оказавшаяся меж двух братьев.

Фото со съёмок. Стоит оператор Владимир Макаров, сидит режиссёр Юрий Чулюкин
Фото со съёмок. Стоит оператор Владимир Макаров, сидит режиссёр Юрий Чулюкин

Юрий Чулюкин, приближавшийся к пятидесятилетию, был одним из авторитетнейших режиссёров.

В его активе уже были фильмы, которые даже сегодня смотрят с удовольствием и в которых почти всегда был юмор, пусть и не всегда это были комедии.

В картине «Поговорим, брат…», несмотря на тему серьёзную, тоже предполагались забавные моменты, так что на главную роль Чулюкину требовался актёр, который сразу вызывал бы симпатию зрителя и казался олицетворением героя сказок. Так на съёмки попал начинающий Юрий Григорьев.

Кадр из фильма. Юрий Григорьев
Кадр из фильма. Юрий Григорьев

У него уже был опыт работы в кино, однако роли молодому исполнителю давали небольшие, второстепенные. Чулюкин же выбрал Григорьева на роль Митьки и определённо не прогадал:

Юрий отлично сыграл молодого парня, своего ровесника, которому море по колено.

Сам актёр был очень благодарен Юрий Чулюкину за возможность прояивть себя и отмечал, что в создании образа Митьки была не только его заслуга, но и заслуга режиссёра. Кстати,

после выхода ленты Григорьева стали активно зазывать в боевики и детективы, но он от таких ролей отказывался, считая, что аналогичные роли будут самоповтором.

А вот когда через несколько лет Юрия Григорьева пригласили на телевидение, он предложение принял. Так артист стал одним из самых узнаваемых телеведущих — дядей Юрой из передачи «Спокойной ночи, малыши!».

Фото со съёмок. Александр Голобородько и Юрий Григорьев
Фото со съёмок. Александр Голобородько и Юрий Григорьев

На роль старшего брата Петра Чулюкин попробовал несколько кандидатов, но остановился на Александре Голобородько. Не последнюю роль сыграло то, что в прошлом Александр серьёзно занимался фехтованием и имел звание мастера спорта.

Все трюки в фильме он выполнил сам, не прибегая к помощи каскадёров, включая опасные прыжки с высоты.
Кадр из фильма. Александр Голобородько
Кадр из фильма. Александр Голобородько

Медсестру Веру, возлюбленную Митьки, сыграла 18-летняя Ирина Малышева. В кино она дебютанткой не была, впервые на экране Ирина появилась в 1975 году в знаменитой ленте Сергея Соловьёва «Сто дней после детства» и к 1977 году снялась уже в нескольких картинах. Правда, на этот раз съёмки оказались сложными:

Малышевой пришлось плотно заняться конным спортом, поскольку её героиня, деревенская девушка, должна была умело управляться с лошадьми и скакать на них.
Кадр из фильма. Ирина Малышева
Кадр из фильма. Ирина Малышева

Роль полковника-белогвардейца получил Александр Пороховщиков, уже заработавший актёрское амплуа мужчины в военной форме, командиром партизанского отряда сделали Афанасия Кочеткова, слабовольного балабола Жмакова сыграл Виктор Ильичёв, а колоритную роль зрелого партизана Сердюка отдали Алексею Ванину, человеку удивительной судьбы, который будучи профессиональным борцом и призёром чемпионатов СССР сумел стать драматическим актёром, так и не получив образования.

Отдельно отмечу ещё две роли. В роли местного лекаря, практикующего (и весьма удачно!) народную медицину, снялся Владимир Уан-Зо-Ли, начинавший как актёр цирка. Владимир освоил массу цирковых жанров, был участником цирковой труппы, а потом его заметили кинематографисты. Конечно, в первую очередь благодаря выраженной восточной внешности. Так Уан-Зо-Ли попал в кино и к семидесятым уже стал востребованным исполнителем-эпизодником.

А ещё обратите внимание на одного из самых юных жителей киношной дальневосточной деревни — Павлика, сынишку одного из партизан. Непосредственного мальчонку сыграла пятилетняя Инна Степанова, маленькая звездочка киностудии «Беларусьфильм», на которой и создавался «Поговорим, брат…».

Фото со съёмок. Инна Степанова, Людмила Смирнова, Ирина Малышева
Фото со съёмок. Инна Степанова, Людмила Смирнова, Ирина Малышева

Инна попала на эти съёмки, едва закончив предыдущую работу: только что она снялся в сказке Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку» (1977), где ей тоже досталась роль мальчишки — капризного малыша-принца.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Лента «Поговорим, брат…», повествующая о дальневосточны событиях, снималась очень далеко от Дальнего Востока. Так, таёжную деревню, где происходит значительная часть эпизодов, возвели под Минском, а сцены, в которых партизаны поднимаются и переправляют оружие, коней и сельчан по отвесной стене, создавали в Крыму. Там

актёры прошли подготовку под руководством команды крымских альпинистов и, обвешанные винтовками, по нескольку раз штурмовали гору Ай-Никола, чтобы операторы сняли всё с нужных ракурсов.

В ряде сцен за артистов снимались дублёры, но иногда приходилось рисковать и лезть по верёвочной лестнице самостоятельно, пусть и под присмотром инструкторов.

Ну а украсили зрелищный и динамичный фильм песни Александра Градского, который явно вдохновлялся музыкой из американских вестернов.

Градский написал и тексты, а потом и исполнил их, и голос будущего мэтра ни с каким другим не перепутать.

Новая работа Юрия Чулюкина стала очередным его успехом: в 1979 году фильм «Поговорим, брат…» посмотрели почти 33 миллиона зрителей, а песни Александра Градского зажили своей жизнью.

А вы дядю Юру из «Спокушек» помните?

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Музыку для героического фильма «Поговорим, брат…» написал Александр Градский, а снял её заслуженный киномастер Юрий Чулюкин.-10

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: