«Очевидно, что нашим Вооружённым Силам нужно иметь достаточное количество военно-транспортных самолётов и тяжёлых вертолётов. В этой области есть определённые успехи и хорошие заделы».
Такое заявление сделал Президент РФ Владимир Путин на совещании с руководством Минобороны и представителями ОПК в 2021 году. В этот момент на предприятиях оборонительного комплекса активно производилась сборка нового Ил-276, работа над которым прошла огонь, воду и медные трубы: развал СССР и потерю главных индийских инвесторов, которые, скорее всего, уже пожалели о своём решении.
Почему России нужно создать новый транспортный самолёт, причем здесь Украина и Индия и что известно о новом Ил-276, расскажем прямо сейчас.
Надежда на тандем с украинцами
Первая мысль о создании самолёта грузоподъёмностью 20-30 тонн возникла ещё в конце 1980-х годов. К разработке Ил-88 приступило ОКБ им. С. В. Ильюшина. Однако позже проект был закрыт. Новый самолёт не имел принципиального отрыва по характеристикам от Ту-330 и Ан-70.
Вообще, сложно поспорить с первенством ОКБ им. О. К. Антонова в создании современных транспортных самолётов. Различными модификациями Ан пользовалась сначала армия СССР, потом армия России, а некоторые самолёты активно скупали на международных рынках. Грузовые самолёты «Антонова» хорошо зарекомендовали себя при выполнении различных боевых задач. Одним из самолётов, подтверждающих мастерство конструкторов, стал самый большой транспортный самолёт Ан-225 «Мрия», который изначально был предназначен для транспортировки космического корабля «Буран».
После развала Советского Союза предприятие отошло к Украине. В 2004 году политические отношения стран стали ухудшаться. Именно в тот момент стало понятно, что украинская власть начала забывать о совместно нажитом конструкторском опыте, поэтому сотрудничество, как и будущие совместные проекты, прекратилось. Точка невозврата была пройдена в 2016 году, когда всемирно известный «Антонов» объявил о ликвидации.
Российско-индийская дружба
Тем не менее машины семейства Ан всё ёщё находятся на вооружении ВС РФ и у них медленно, но верно уменьшается эксплуатационный потенциал. Например, один из важнейших военно-грузовых самолётов Ан-12 выйдет из эксплуатации уже к 2030 году, и к этому моменту на замену должна поступить техника, ничуть не уступающая уходящему ветерану. Самостоятельно продолжать проект, начатый в 80-е из-за развала СССР, было финансово невозможно. Нужны были инвестиции, и в скором времени потенциальный партнёр появился.
В то же время таким же классом самолёта заинтересовалась Индия, которая в 2001 году заключила меморандум о сотрудничестве с российскими конструкторами. Финансирование осуществлялось Индией, но в счёт погашения долга перед распавшимся СССР. В 2007 году две страны создали совместное предприятие MTAL (Multirole Transport Aircraft Limiterd) со штаб-квартирой в Дели. По плану проекта, должно было быть произведено не менее 205 машин, 95 — для России, а все остальные — для Индии.
За разработку самолёта взялось конструкторское бюро им. С. В. Ильюшина и индийская фирма HAL (Hindustan Aeronautics Limited). В 2015 году появилась информация о внезапном досрочном выходе Индии из проекта и заморозке разработок. В то же время ильюшинские конструкторы продолжили работу в инициативном порядке.
Команда отечественного IT-стартапа SFERA заканчивает разработку новой отечественной социальной сети. Скачивайте приложение в раннем доступе по ссылке.
Российский Ил-276
Несмотря на потерю крупных инвесторов в лице Индии, Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина получил возможность освободиться от излишних индийских требований и сделать машину, заточенную под интересы ВС России.
В результате работы конструкторов получился военно-транспортный Ил-276. Самолёт при максимальной нагрузке в 20 тонн будет преодолевать 2 тыс. км. При этом крейсерская скорость составит 800 км/ч. Ил-276 будет оснащён двумя двигателями ПС-90А-76, которые впоследствии заменят на турбовентиляторный ПД-14.
Новый Ил-276 станет улучшенной версией своего предшественника. Самолёт классифицирован как средний транспортный, но, несмотря на это, соответствует характеристикам большого транспортного самолёта. Полезную нагрузку Ил-276 может сгружать с больших, малых и сверхмалых высот. Погрузка на борт может совершаться лишь при участии бортового оборудования. Для приземления Ил-276 не нужна взлётно-посадочная полоса — самолёт взлетает и садится с обычного грунта.
Первый этап государственных испытаний Ил-276 запланирован на 2023 год, а с 2029 года самолёт пойдёт в серию с темпом 12 машин в год.
Для российской армии и потенциальных покупателей Ил — перспективный грузовой самолёт. Единственный, кто может потягаться с ним, — американский C-130J Super Hercules, ставший новой модификацией C-130 Hercules, который был произведён ещё в 50-х годах минувшего века. Этот тип машин до сих пор производится серийно компанией Lockheed Martin и с удовольствием покупается ВС по всему миру. Немаловажный вопрос — стоимость этого исполина. Например, один C-130J обойдётся потенциальному покупателю в $50-70 млн, а российский Ил-276 — примерно $14-17 млн. Выбор покупателя более чем очевиден.
📌Дзен продолжает блокировать наши публикации. Поэтому просто поставьте лайк и подпишитесь. Спасибо!
Автор:
Самойлик Мария
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA