56,4K подписчиков

Самый странный самолёт из когда-либо построенных: ВВА-14 — последнее детище Роберта Бартини

5,6K прочитали

В СССР одной из наиболее развитых отраслей была авиапромышленность. Советские конструкторы подарили миру много отличных самолетов. Однако среди них были и откровенно странные изобретения, но не менее интересные, например, вертикально взлетающий самолет-амфибия ВВА-14. Сейчас этот экспериментальный советский аппарат почти забыт и мало кто о нем слышал, но мы расскажем подробнее.

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Предыстория

ВВА-14 был создан в 1972 году, он стал последней работой авиаконструктора Роберта Бартини, который в 20-х годах прошлого века  эмигрировал из фашистской Италии в СССР, где за 6 лет прошел путь от лаборанта до конструктора. В Советском Союзе Бартини показал себя как талантливый инженер-конструктор, прославившийся на весь мир. При этом жизнь в СССР принесла итальянскому инженеру немало неприятных сюрпризов. О том, как итальянец стал гением советского авиастроения, можно прочитать тут. Многие идеи гениального конструктора казались невозможными для реализации во многом потому, что они опережали свое время.

В 1960 году, после принятия ВМФ США на вооружение твердотопливной баллистической ракеты  Polaris A-1 для размещения на АПЛ, СССР потребовались скоростные самолеты для обнаружения американских подлодок как в полете, так и на плаву. Советское руководство заинтересовалось проектом Бартини — крупным самолетом-амфибией с возможностью вертикального взлета и посадки.

Так, в 1962 году появился проект амфибии МВА-62, который стал тестовым заданием для Роберта Людвиговича. И работа над МВА-62 легла в основу создания нового самолета-амфибии — ВВА-14. По своей идее самолет превзошел даже легендарные экранопланы Алексеева, которые в свое время поразили западные страны.

В СССР одной из наиболее развитых отраслей была авиапромышленность. Советские конструкторы подарили миру много отличных самолетов.-2

Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Скачивайте тестовую версию приложения в AppStore и Google Play. И переходите на сайт проекта, чтобы узнать о нем больше. Спасибо за поддержку!

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

ВВА-14

Основные работы по созданию ВВА-14 велись сначала в Подмосковье, а потом в Таганроге — в КБ им. Бериева. ВВА-14 проектировался как аппарат, способный взлетать и садиться вертикально и на любую поверхность, парить в воздухе, а также совершать полеты на большой высоте. Он мог стать самым универсальным летательным аппаратом за всю историю.

Планировалось построить три прототипа ВВА-14. Первый был готов в 1972 году и 4 сентября совершил свой первый полет. В летных испытаниях аппарат показал себя хорошо и получил прозвище «Змей Горыныч».

SFERA – Pro Историю...
SFERA – Pro Историю...

Из-за необычной конструкции ВВА-14 был больше похож на космический корабль, чем на самолет. С помощью двух двухконтурных турбореактивных двигателей амфибия развивала скорость до 760 км/ч и могла подниматься на высоту до 10 км. Максимальная дальность полета — 2400 км.

Основная конструкция самолета-амфибии была изготовлена из алюминиевых сплавов с антикоррозионным покрытием из кадмиевых сталей.

На вооружении ВВА-14 были торпеды, авиабомбы и мины — всего 4 тонны боевой нагрузки. Это много для современных истребителей, не говоря уже о советских самолетах.

Для обнаружения вражеских АПЛ экипаж из трех человек мог воспользоваться электронной системой навигации, поиска и наведения.

SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...
SFERA – Pro Историю — Подписывайтесь на канал...

Забытый всеми

Вскоре возникли сложности при разработке двигателей РД36−35ПР, предназначенных для вертикального взлета. По проекту, ВВА-14 мог приземляться на воду, песок, снег или болото. Без этих двигателей не удалось бы осуществить задумку Бартини в полной мере. Пока решались проблемы с двигателем, Роберт Бартини скончался (1974).

Было решено провести модификацию 14М1П, которая сделала из ВВА-14 экраноплан. Испытания аппарата прошли в акватории Таганрогского залива в 1976 году. Конструкторы столкнулись с проблемами  в разработке авионики и системы управления машиной, и проект забросили. А финансирование было перечислено на разработку нового противолодочного самолета Ту-142МР и самолета дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Можно сказать, что современный самолет-амфибия Бе-200 «Альтаир» является потомком ВВА-14, так как перенял некоторые его особенности.

Сейчас корпус прототипа ВВА-14 хранится в Центральном музее ВВС в Монино. С 2013 года Фонд содействия музею ведет работы по реставрации ВВА-14.

🚫Мы много сил вкладываем в качество статей, поддержите нас лайком и подпиской если вам это нравится.

Предлагаем прочитать:

Материал создан при поддержке проекта SFERA