1,3K подписчиков

Психология — это наука? Полина Кривых и Иван Брушлинский

Практической психологией занимаются все люди, которые живут на этой планете. Создаётся ложное ощущение, что всё понятно и так, что тут изучать. Но на основании своего личного опыта люди часто совершают ошибки, поэтому любая наука строит свои теории на основе результатов экспериментов.

Мы попросили психофизиолога Полину Кривых и психолога-консультанта Ивана Брушлинского разобрать основные заблуждения, связанные с психологией.

И небольшой тест на внимательность. Первый, кто напишет имена всех психологов, чьи фотографии появляются в видео, получит доступ в закрытый телеграм-канал Полины Кривых. Ответы принимаются в комментариях под видео на YouTube и ВКонтакте (по одному победителю и там, и там).

Оператор: Александр Захарченко.

Монтаж и дизайн: Алла Пашкова.

Стенограмма: Мария Мазурина.

Благодарим за предоставленное помещение библиотеку "Научка".

Полина Кривых: сайт: http://lectures_polina.tilda.ws/

книга: https://eksmo.ru/book/gde-moi-ochki-i-drugie-neobychnye-istorii-pro-nashu-pamyat-ITD962553/

YouTube: https://www.youtube.com/polinakrivykh

Полка с рекомендациями научпопа на Bookmate (промокод POLINA): https://ru.bookmate.com/bookshelves/vN14ynh0

ВКонтакте: https://vk.com/timeleader

Instagram: https://www.instagram.com/sunny_and_iknowit

Иван Брушлинский:

ВКонтакте: https://vk.com/brushlinskiy

Facebook: https://www.facebook.com/brushlinskiy

Instagram: https://www.instagram.com/yenductor

сайт: http://brushlinsky.tilda.ws/

В видео использованы фрагменты фильмов “Пила” (2003), “Шоу Трумана” (1998), трейлера игры “Portal”, а также видео:

EEG - Cardiff University Brain Research Imaging Centre

Glassbrain Flythrough 2015

Благодарим за поддержку на Patreon

Andrey Kravtsov

Евгений Цыкало

Olga Petrukovich

DemetriusXXI

Vladimir Kondratenko

Mustard_Lolipop

Руслан dag05

Dmitry Belyaev

Alexey Buzmakov

Владимир

Timofei

Вы тоже можете нас поддержать по ссылкам:

https://boosty.to/sciteam

https://www.patreon.com/join/sciteam

Полина: Всем привет! Мы на канале SciTeam, меня зовут Полина, я психофизиолог и когнитивный психолог.

Иван: Меня зовут Иван Брушлинский, я педагог-психолог и психолог-консультант. Знаете, что психологов бесит больше всего? Когда нас и нашу профессию обесценивают, смешивают с грязью, например, с помощью вот таких, казалось бы, на первый взгляд, безобидных комментариев типа: «Психология – это не наука!».

Полина: Более того, в жизни довольно многие из нас не сталкивались напрямую с научной психологией. Если мы говорим, например, про физику или про химию, то вам преподавали её в школе, и вы примерно представляете, какие там научные методы и какие бывают физические и химические эксперименты. С психологией сложнее: довольно часто, когда мы проводим какой-то эксперимент и получаем результаты, все говорят: «А мы и так это знали». И это, конечно, замечательно, что из своего личного опыта вы сделали какой-то правильный вывод, но до тех пор, пока мы не подтвердили это в эксперименте, мы не можем считать это научно доказанным. Согласитесь, если бы наука опиралась только на личный опыт людей, она бы далеко не продвинулась. Более того, довольно часто мы совершаем ошибки. Например, есть такой феномен как «эффект свидетеля». Представьте, что вы идёте по улице. Человеку становится плохо. Подойдёте ли вы и поможете ли ему? Большинство людей на этот вопрос отвечают: «Да, конечно, я помогу человеку». Но, реально, чем больше людей вокруг будет на улице, тем меньше вероятность, что лично вы подойдёте и поможете. Это называется «диффузия ответственности».

Поэтому мы собрали основные заблуждения, которые есть про психологию, и сегодня расскажем, почему психология – это наука, и какие методы в психологии используют.

Иван: Есть, как минимум, три вида психологии: научная, практическая и повседневная. Например, научной занимается Полина.

Полина: И поэтому я ставлю эксперименты, выдвигаю гипотезы, проверяю, подтверждаются они или нет, использую разнообразные методы, которые позволяют мне измерить то, что я действительно хочу посмотреть в данном эксперименте. А вот Ваня, наоборот, занимается практической психологией.

Иван: Да, я занимаюсь тем, что помогаю конкретным людям в их тяжёлых жизненных ситуациях, например, работаю в школе для того, чтобы определить, каких детей стоит взять в школу, как помочь им в их учебных трудностях, или, например, поддержать учителей, когда дети слишком сильно их выбешивают. А повседневной психологией занимаемся мы все, когда слушаем наших друзей на кухне про то, как всё у них в жизни сложно и плохо, когда мы воспринимаем какую-то информацию, которую добыли учёные-психологи или практики, и затем сами это применяем, не являясь при этом психологами. Это также будет примером повседневной психологии.

Полина: Кстати, интересная ремарка: если у человека есть психологическое образование, то в ситуациях, когда он занимается житейской психологией, он ведёт себя несколько по-другому, чем когда, например, занимается практической психологией. То есть, практикующий психотерапевт никогда не будет слушать своих друзей на кухне точно так же, как он слушает своих клиентов у себя во время сессии.

Иван: Хотя при этом практикующий психолог может делать это более эффективно, потому что он знает, что если слушать друзей до конца, не перебивать их, не обесценивать их мнение, то это поможет им больше; им такое слушанье понравится больше, чем какое-то другое, не такое приятное.

Практической психологией занимаются все люди, которые живут на этой планете. Создаётся ложное ощущение, что всё понятно и так, что тут изучать.

Полина: Второе заблуждение заключается в том, что у психологии якобы нет своей терминологии. И действительно, здесь с этим немного сложно, потому что психология описывает те феномены, для которых уже есть слова в языке, которые эти феномены обозначают. И в психологии мы просто берём слова из языка и даём им определение, таким образом делая из обычных слов термины, которые мы используем на разных научных школах.

Иван: Некоторая сложность заключается в том, что в психологии довольно много групп исследователей и много различных теорий, и поэтому один и тот же феномен может определяться десятком различных способов. Но, в принципе, это абсолютно нормальная для науки ситуация, в которой просто различные теории обладают разной обязательной силой, и конкурируют за то, какая же из теорий лучше объясняет этот феномен.

Полина: Очень красивый пример может быть здесь со словом «гештальт». Кажется, уже почти во всех Интернет-пабликах по психологии есть шуточки про закрытые-незакрытые, завершённые-незавершённые гештальты. Давайте же разберёмся, что это такое. Если мы говорим про гештальт-психологию, то это в основном психология восприятия, и когда мы говорим про гештальт, то мы используем это слово как дословный перевод с немецкого – «завершённый образ восприятия».

Иван: А если мы говорим, например, про гештальт-психотерапию, то там это слово будет иметь совсем другие оттенки. То есть, во-первых, основатель гештальт-терапии Фредерик Перлз взял это слово у гештальт-психологов для того, чтобы его психотерапия красиво называлась, ну и совпадала с научными положениями того времени. Кроме того, это слово ещё будет обозначать какую-то незавершённую, незакрытую потребность, которая на протяжении долгого количества времени у человека существует, и, когда он наконец её реализует, исполняет, можно сказать, что гештальт закрывается. То есть, одно и то же слово используется и в теоретической, и в практической психологии, и в повседневной психологии, но в разных ситуациях будет иметь разные смыслы.

Фредерик Перлз
Фредерик Перлз

Третье заблуждение: психику нельзя измерить линейкой, психика – это нечто невидимое, как вообще это можно исследовать?

Полина: Мне кажется, начать надо с того, что психологические эксперименты организованы и устроены ровно по такому же принципу, как и эксперименты в других науках. У нас есть независимая и зависимая переменная. Названия немного путающие: независимую переменную мы с вами контролируем. То есть, например, если у нас есть экспериментальная и контрольная группа, то это два уровня независимой переменной, мы это контролируем. Мы контролируем воздействие. И у нас есть зависимая переменная. Это самое важное. Зависимая переменная – это тот показатель, на основании которого мы выдвигаем какую-то гипотезу. То есть, если мы выдвигаем гипотезу, что просмотр фильмов, в которых есть сцена агрессии и насилия, повышает уровень агрессии у детей, нам нужен какой-то показатель, на основании которого мы будем измерять уровень агрессии до и после просмотра таких агрессивных фильмов или передач. Это и будет зависимой переменной.

Практической психологией занимаются все люди, которые живут на этой планете. Создаётся ложное ощущение, что всё понятно и так, что тут изучать.-4

Более того, психология сейчас довольно тесно переплетается с нейронауками (neuroscience), и мы используем, например, методы визуализации головного мозга и измерения его активности. В таких экспериментах в качестве зависимой переменной уже выступают непосредственно показатели активности разных структур или областей головного мозга. Или же в других экспериментах мы можем использовать скорость реакции. Тоже довольно физиологический показатель, который позволяет нам понять, насколько быстро человек обрабатывает какую-то информацию и на неё реагирует.

Иван: Кстати, в психологии очень много математики. И даже многие критерии для математического анализа были придуманы специально психологами, потому что просто у них появились такие задачи, такие объёмы данных, с которыми до этого математический анализ не сталкивался. И вот психологи специально взяли для себя и придумали. Если вам интересно более подробно разобраться в теме психометрики, то есть того, как происходит измерение в психологии, вы можете послушать три подкаста на эту тему:

1)https://vk.com/podcast-132941858_456239029

2)https://vk.com/podcast-132941858_456239033

3)https://vk.com/podcast-132941858_456239040

Полина: Таким образом, когда мы проводим психологический эксперимент, на этапе обработки данных мы используем вполне себе математику и методы статистической обработки данных.

Иван: Четвёртое заблуждение о том, что у разных людей в экспериментах получаются разные результаты. Или, например, о том, что у представителей разных культур в одних и тех же экспериментах могут получаться разные результаты, и, казалось бы, это обесценивает вообще все наши исследования. Ещё отец-основатель научной психологии Вильгельм Вундт разделял психологию на этнографическую, то есть ту, для которой культурный контекст важен и его обязательно учитывать, потому что он будет влиять на те переменные, которые мы исследуем; и экспериментальную, то есть ту, в которой для тех феноменов, которые мы исследуем, не важен культурный контекст, он будет одинаковый ± у всех людей.

Вильгельм Вундт
Вильгельм Вундт

Полина: И когда мы изучаем разные феномены, мы обычно учитываем и пытаемся дополнительно измерить, влияет на этот феномен культура или не влияет. Например, мы можем посмотреть на атрибуцию (приписывание причин). Атрибуция немножко по-разному происходит в коллективистских и индивидуалистических культурах. В индивидуалистической культуре человек чаще всего припишет причины поступка другому человеку, его личным особенностям. А в коллективистской культуре, наоборот, скорее всего причины какого-то поступка будут приписаны окружающей среде и каким-то внешним воздействиям. На контрасте, если мы говорим про разнообразные особенности внимания как когнитивной функции, то особенности внимания примерно одинаковы у всех людей, независимо от того, в какой культуре они выросли. И на закуску: мы довольно чётко знаем, что зрительные иллюзии по-разному работают на представителях разных культур. И именно это знание позволяет нам лучше понять, почему зрительные иллюзии вообще возникают.

Иван: Очень важно понимать, что в психологии есть несколько ограничений. Во-первых, психология ограничена этикой; во-вторых, объектом психологического исследования является человек, и это очень сложный объект; в-третьих, психология исследует человека и человеческое общество на разных уровнях, начиная от психофизиологического и заканчивая исследованиями социальных групп. И перемещаться между этими уровнями довольно сложно.

Полина: Когда мы говорим про этику в психологических экспериментах, надо понимать, что понятие этики постепенно развивалось. Именно поэтому эксперименты, которые проводились в 60-х годах прошлого века, например, эксперимент Милгрэма или эксперимент Зимбардо, сейчас совершенно невозможно повторить, и нужно придумывать новые способы модифицировать те экспериментальные условия, которые были. Сейчас одно из главных правил психологического эксперимента с точки зрения этики следующее: вы не должны подвергать испытуемого слишком серьёзному стрессу, такому стрессу, с которым он не мог бы столкнуться в обычной жизни. Более того, если вы обманываете испытуемого и не говорите ему о том, о чём на самом деле ваш эксперимент, то в конце обязательно нужно провести дебрифинг, то есть объяснить, что конкретно вы делали и каких примерно результатов вы ожидаете. По-хорошему, для начала нужно отнести план эксперимента в этическую комиссию, и сначала получить её одобрение, и только потом приступать к проведению эксперимента и сбору данных.

Иван: Идеальный мир для психолога-исследователя выглядел бы довольно жестоко, потому что в нём к людям относились бы как к крысам, над которыми психологи сейчас ставят эксперименты. Им можно было бы в экспериментальных лабораториях держать людей в каких угодно условиях, гонять их по лабиринтам, вводить им любые вещества в любых количествах, и наблюдать за тем, как они в своих сообществах проживают целую жизнь. Поскольку такого над людьми делать никто не позволит, этические ограничения всегда будут существовать в психологии.

Полина: Довольно иронично, но если бы мы действительно могли проводить психологические эксперименты так, как нам хочется, ни у кого бы не возникло сомнений, что психология – это самая настоящая наука, только немножко жестокая.

Иван: Кроме того, человек – это довольно сложный объект для исследования, как минимум потому, что он не совсем объект, а субъект, то есть обладает своей волей к действию и какой-то активностью. Довольно легко исследовать камень или взаимодействие химических веществ, потому что мы можем сделать с ними всё, что захотим, и они никак не изменятся только от того, что мы смотрим на них. В психологии это работает по-другому. Например, эффект наблюдателя, то есть наличие или отсутствие наблюдателя в комнате, или даже просто то, что человек знает, что за ним сейчас наблюдают, будет влиять на его поведение. Подобные ограничения будут проявляться в самых различных областях исследования психологии.

Полина: Кроме того, психология исследует человека условно на разных уровнях, и почему-то никого не смущает, что в той же самой физике существует квантовая, релятивистская и классическая механика. И все они используются в разных ситуациях, в зависимости от того, с какой скоростью движется система, которую мы изучаем, и того, какого размера эта система. В психологии всё зависит от того, рассматриваете ли вы человека отдельно, или вы рассматриваете человека как часть социальной группы. Поэтому условно «низкие» уровни психологии – это психофизиология или индивидуальная психология, которая рассматривает человека отдельно; а более высокие, сложные уровни – это, например, социальная психология, которая изучает поведение человека в малых и больших группах.

Мы разобрали основные заблуждения, которые есть о психологии, но, если вдруг мы почему-то не убедили вас до конца, хотя мы очень в этом сомневаемся, пишите в комментарии, и, возможно, мы сделаем вторую часть, в которой ответим на самые часто повторяющиеся претензии, потому что психология – это наука, и мы готовы это отстаивать.

Иван: Если у вас есть друзья, которые сомневаются в том, что психология – это наука, то скиньте им это видео, а так, ставьте лайки, пишите комментарии и до новых встреч!

Практической психологией занимаются все люди, которые живут на этой планете. Создаётся ложное ощущение, что всё понятно и так, что тут изучать.-6