То, что Россия и Запад это два разных мира никто никогда не сомневался. Время от времени были попытки объединить нас в рамках “Глобального Севера”, единого пространства от Лиссабона до Владивостока, но все они терпели крах.
Сегодня на всем этом жирную точку поставил Министр иностранных дел России Сергей Лавров:
Глава МИД РФ Сергей Лавров назвал отношения России и Запада "борьбой миров", поскольку Москва больше не может полагаться на договоренности, включая юридически обязывающие.
"Президент России Владимир Владимирович Путин много раз говорил, что мы открыты к сотрудничеству. Но в том, что касается наших бывших западных партнеров, не можем полагаться на договоренности с ними, включая имевшие юридический характер. Это такая "борьба миров", - сказал он в эфире Первого канала.
Точка постелена не только внешне, на любых попытках договориться, но и во внутреннем диалоге, относительно западничества. Поставлена она на долгие годы, дальше заглядывать не буду.
В отличии от некоторых, у меня нет способностей смотреть в завтрашний день.
Что это за миры, борьба между которыми вечна и закончиться не может никогда?
Добро и зло, свет и тьма, семья и гендер, отечество и космополитизм. Впрочем, одно без другого тоже существовать не может. И тут стоит обратиться к бессмертному роману Булгакова “Мастер и Маргарита”:
Думал ли ты, чтобы делало твое добро, если бы не существовало зла? И как бы выглядела Земля, если бы с нее исчезли тени?
Для того, чтобы лучше было видно - кто мы такие, существует Запад, который показывает - кто он такой.
Когда проходит военный парад, заметно особенно. Кто-то как-то сказал, что у них на параде ходят так, как наши парни ходят в столовую. Я не служил, так что утверждать не могу.
Но разница, конечно, показательная.
Когда мы защищаем основы традиционной семьи, любви и верности. Вспоминаем Петра и Февронию, на Западе срамцы проходя маршем кричат: “Мы идем за вашими детьми”. И никто их не останавливать не думает, совсем наоборот.
Когда мы защищаем свое Отечество, они твердят о том, что это устарело и нужно жить в мире. Безусловно, мы согласны жить в мире. Наш народ, как никто другой на Земле знает, какова цена война. Но разве это останавливает тех, кто раз за разом желает проверить и повторить опыт предков? Я сейчас имею в виду пробежку на Чудское озеро в латах и доспехах. Все прочие аналогии, Вы можете привести в комментариях.
Действительно такие разные миры и общего между ними ничего нет. Или практически ничего.
Хотя тех, кто считает иначе, тоже можно понять. Все мы белые люди, все мы читали одни и те же древние мифы, формально вера у нас одна, но только формально.
Высокие культуры настолько переплелись, что одну без другой представить уже сложно. Я не могу представить себя без Шарля Бодлера и Данте Алигьери. Но и без Достоевского и Пушкина меня не будет.
Собственно, как и их самих. Но это прекрасно понимают, те из них, кто сохранил связь с высокой культурой. Вот только, касается это ни всех. Далеко ни всех.
И это тоже разница наших миров.
На востоке, в Китае, в частности, существует концепция пяти властей. Одна из таковых - экзаменационная. Чем-то похоже на наше всеобщее обучения. С той лишь разницей, что концепт не ставит перед собой задачи научить всех, но если кто-то обучиться и сможет сдать экзамен, то сможет работать. Несмотря на свое происхождение.
Разные подходы, но цивилизационные коды схожи. Запад? Одно время там было так же, когда протестантская этика вошла в моду.
Чем “Запад” и был создан, в привычном значении слова, но так было не всегда. До начала эпохи Просвещения такого не было, и сейчас они от этого отошли.
Не просто отошли, даже сбежали. Итог не заставил себя долго ждать. Из центра прогресса, действительно прогресса, без шуток. Они превратились в...твердыню мракобесия. Подлинного мракобесия. Беспрецедентного в мировой истории.
Падение Западной Римской империи нанесло меньший урон, чем то, что происходит сейчас.
Одна у нас дорога? Разумеется нет.
Несколько месяцев назад уважаемый мню политолог Ростислав Ищенко назвал все это: первой мировой гражданской войной. Конфликтом, в котором имеет значение система ценностей, а не происхождение человека. Традиционалист, где бы он ни жил - наш. Но сторонник глобализма - чужой, даже если вырос с нами под одной крышей.
Мне трудно спорить с этим утверждением, возможно вы сможете?
Но с моей колокольни представляется, что этот тезис весьма верен. Возможно, возможно все эти события, со временем, именно так и будут названы. В конце концов глобализация сделал свое дело и мир стал глобален, еще никогда мир не был так тесен как сейчас. Но это и породило события, о которых мы говорим.
Лично я не считаю глобализацию и международное разделение труда чем-то плохим, но, то, как это было создано Штатами - не наше детище. Оно - немое, безликое и бессмысленное. Пустое.
Уместна русская поговорка: первый блин комом. Знаете почему?
Глобализация, как таковая, это естественный процесс и рано или поздно, а она должна была случиться. Ведь началась она в глубокой древности. Доказательства? Это наша с вами Россия. Правильный пример глобализации.
Когда первый человек поселился в пещере, затем вышел из нее. Объединился с еще одним человеком и объединил свои пещеры - тогда и был дан старт глобализации мира и человечества.
Люди объединились в племена, племена в народы, народы стали политическими нациями, нации сформировали государства. Когда объединительная идея была сильна, тогда возникали великие империи. И нации преобразовались в нечто большее.
Русская нация так и возникла. Не просто возникла, но впитала в себя все окружающие нас народы, раскинулась на одну шестую часть суши.
Будь мы отдельной планетой, чем вам не глобализация?
Это наш мир. Русский мир.
Посмотрим, что там за окном в Европе?
Англосаксонская культура сумела пройти путем, похожим на наш. Из племен англов и саксов, запертых на маленьком острове в Северном море, была создана Британская империя, а ее влияние распространилось далеко за рамки Альбиона. Но при этом устойчивой ее назвать нельзя. Не говоря уже о том, что ее нельзя назвать дружелюбной к другим народам, особенно отличающимся от них. Вспомнить, бремя белого человека и белый супрематизм, с которым они сейчас ведут “борьбу”.
Пусть английский язык и стал глобальным, но цена его глобальности закопана в голодающих детях Африки. Про все прочее можно и не говорить, история известна.
И это ведь тоже их мир. Мир, с которым мы соседствуем.
Вообще, хорошо отразить разницу нашей природы способна литература. Для сравнения:
Уильям Блейк, английский поэт . Древо яда:
В ярость друг меня привел —
Гнев излил я, гнев прошел.
Враг обиду мне нанес —
Я молчал, но гнев мой рос.
Я таил его в тиши
В глубине своей души,
То слезами поливал,
То улыбкой согревал.
Рос он ночью, рос он днем.
Зрело яблочко на нем,
Яда сладкого полно.
Знал мой недруг, чье оно.
Темной ночью в тишине
Он прокрался в сад ко мне
И остался недвижим,
Ядом скованный моим.
Ответом ядовитому древу будет “Кровавый бой” русского героя и партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова:
Я люблю кровавый бой
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Пусть французишки гнилые
К нам пожалуют назад!
За тебя на черта рад,
Наша матушка Россия!
Станем, братцы, вечно жить
Вкруг огней, под шалашами,
Днем — рубиться молодцами,
Вечерком — горелку пить!
Станем, братцы, вечно жить
Вкруг огней, под шалашами!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином,
Ждать конца под балхадином
И всечасно умирать!
О, как страшно смерть встречать
На постели господином!
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь,
Смерти в когти попадаешь,
И не думая о ней!
То ли дело средь мечей:
Там о славе лишь мечтаешь!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарской,
С вами век мне золотой!
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
Есть ли в наших мирах сходство? Вопрос, пожалуй, риторический. Так, что прав Сергей Лавров, когда говорит, что это борьба миров. И наши миры кардинально разные.