3,8K подписчиков

Как увидеть все камеры, которые видят вас

1,6K прочитали

Пока художники Александр Верёвкин и Олег Савунов рассказывают на страницах Проекция Медиа о том, какие смыслы может нести пейзаж в современной культуре, мы расскажем об их практике. Сегодня мы узнаем, как представления о пейзаже находят отражение в проекте Александра Верёвкина «Топография пустоты».

Начнём с цитаты из статьи «Пейзаж. Изобразить неизобразимое»:

Пейзаж — это репрезентация вида, то есть изображение некоего места. Человек выделяет его из общего пространства своим конкретным, осознанным взглядом. Поэтому нельзя сказать, что пейзаж может быть нейтральным. Политика власти и идеологии всегда внедрена в него, поскольку место, по определению, это то, что субъект называет, символизирует, наделяет смыслом.

Первая часть проекта состоит из видов, которые только на первый взгляд могут показаться «нейтральными». На снимках – привычный российский ландшафт, который знаком любому, кто выезжал за пределы мегаполисов: проходные дворы, стройплощадки и строительные заграждения, магазины у дороги, торговые павильоны, частные и многоквартирные дома.

   Пока художники Александр Верёвкин и Олег Савунов рассказывают на страницах Проекция Медиа о том, какие смыслы может нести пейзаж в современной культуре, мы расскажем об их практике.

В глаза бросается отсутствие на фотографиях людей при свете дня (за исключением нескольких снимков), представляя эти места пустынными и покинутыми. Похожее чувство может возникать в лесу, в моменты «единения с природой», когда возникает ощущение, что ни один человек не сможет нарушить возможный покой. Казалось бы, пейзажи Верёвкина отражают именно этот момент: нет людей, а значит нет того, кто мог бы нарушить созерцание вида вокруг и лишить пейзаж нейтралитета.

   Пока художники Александр Верёвкин и Олег Савунов рассказывают на страницах Проекция Медиа о том, какие смыслы может нести пейзаж в современной культуре, мы расскажем об их практике.-2

Ощущение обозреваемой пустоты заканчивается в момент, когда мы начинаем смотреть на прямоугольники, аккуратно вырезанные автором. Каждый фрагмент содержит изображение камеры видеонаблюдения, взятый из фотографии рядом. Становится ясно, что сфотографированный вид изначально был не «пустым». Он уже содержал в себе сторонний взгляд.

   Пока художники Александр Верёвкин и Олег Савунов рассказывают на страницах Проекция Медиа о том, какие смыслы может нести пейзаж в современной культуре, мы расскажем об их практике.-3

Перед нами уже не пустынные, ничейные места, но пространство, поделённое между нашим и чужим взглядом. Камера наблюдения – наиболее прямой символ власти, так как в отличие от человека, она способна непрестанно вести наблюдение.

   Пока художники Александр Верёвкин и Олег Савунов рассказывают на страницах Проекция Медиа о том, какие смыслы может нести пейзаж в современной культуре, мы расскажем об их практике.-4

Наблюдение отличается от праздного взгляда тем, что оно сфокусировано на конкретном объекте. И чем меньше будет посторонних деталей, тем более качественными будут результаты. «Топография пустоты» — это попытка изучить те области пространства, которые как будто ничем не заполнены. Результатом топографической съёмки является карта. Картой пустоты может быть пустое поле — идеальный фон для наблюдения за любыми объектами.

Остальные фотографии из серии смотрите на сайте автора.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.