15,3K подписчиков

«Всё мое наставничество — это челлендж»

389 прочитали

Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.Практикуме, помогает сменить профессию новичкам в ИТ. Параллельно работает в петербургской продуктовой компании Space307, которая делает финтех-проекты. Настя рассказала о своём пути, о роли наставничества, поддержке учеников и способах регулярного получения новых знаний.

Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.

«Мы воспитываем универсального солдата»

Настя Игошева полтора года работает наставницей на веб-факультете в Яндекс.Практикуме, где люди с нуля за 10 месяцев обучаются веб-разработке. Во время курса студент делает минимум три проекта: информационный лендинг, блог и новостной портал.

В Практикуме дают базу, с которой студент может делать любые сайты и приложения. Мы воспитываем универсального солдата, который готов к любой задаче по фронтенду.

После окончания курса студент разбирается в вёрстке, логике сайта, клиентском поведении и может создавать полноценные веб-приложения.

Зарабатывать умственным, а не физическим трудом

Пять лет назад Насте был 21 год, она жила в Томске и ничего не знала о программировании.

Я знала компьютер на уровне моей мамы, а она учительница рисования. Я работала в экселе, ворде и сёрфила в интернете. Это всё, что я умела.

Настя переехала из Кемеровской области в Томск, чтобы получить образование, несколько месяцев прожила в Новосибирске и Адлере, успела поработать помощницей юриста, официанткой, посудомойщицей, администратором в спорткомплексе, фейсконтрольщиком и промоутером. И решила, что хочет зарабатывать умственным, а не физическим трудом.

Через год Настя уже работала конкурсным аналитиком на заводе «ЭлеСи», где производили детали и системы для автоматизации технического процесса добычи нефти. Девушка работала в команде с инженером, который создавал проекты для улучшения процессов работы на заводе. Настя как конкурсный аналитик оформляла документы, делала бизнес-план и маркетинговый анализ, чтобы подаваться на гранты в государственных городских и областных проектах.

В это же время Настя училась в магистратуре по специальности «Робототехника» в Томском университете систем управления и радиоэлектроники. Девушка вспоминает, что программа не углублялась в какую-то одну сферу, предметы варьировались от маркетинга до электротехники, а специализация называлась «Инженер-менеджер инновационного развития». Это как раз было максимально близко к тому, чем Настя занималась на заводе, — продвижением инновационных проектов. Единственные воспоминания о программировании у Насти в то время — это курс для начинающих, где студенты делают простые сайты и учатся добавлять туда картинку или текст.

Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.-2

«Я думала: как же у меня скучно»

Настя начала заниматься программированием с подачи друзей и одногруппников. Во время учёбы в университете ребята занимались веб-разработкой. После окончания университета они продолжили работать в собственной веб-студии, а Настя пошла работать по своей специальности на завод.

Мы встречались, и они так увлечённо рассказывали о том, чем занимаются. А я думала: как же у меня скучно. Люди на предприятии, которые меня окружали, казались уставшими и замученными работой. А мои одногруппники, которые сами выбрали и получили специальность, были очень воодушевлены. Они объединились, подтянули других студентов нашего курса и создали веб-студию. Я подумала, что тоже так хочу. К тому же было бы здорово понимать, о чём говорят люди в компании. И друзья меня уговорили попробовать.
Тогда моей целью было просто погрузиться в сферу, а не становиться программистом. Я не особо верила в свои силы и не думала, что буду как ребята.

Самообучение, увольнение с завода и новая работа в ИТ

По совету одногруппника Настя прошла курсы по веб-разработке и так увлеклась, что захотела продолжить обучение и уволиться с завода. В последний рабочий день Настя позвонила одногруппнику из веб-студии, сказала, что решила сменить профессию, и попросилась в команду, чтобы приходить и смотреть, как работают другие. Одногруппник согласился.

Первый месяц Настя периодически выполняла простые задания. Но большую часть времени общалась с коллегами, слушала их, задавала вопросы. В первый же месяц Настю попросили помочь одному из сотрудников с вёрсткой, он взамен согласился помочь ей с программированием. Через полтора месяца у неё спросили, сколько она проработала, и рассчитали.

Я ходила туда, как на работу, но по сути не работала там. Поэтому сначала речь про деньги даже не шла.

После этого Настя стала полноценной сотрудницей веб-студии и через год работы решила переехать в Петербург.

Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.-3

Томск ― Петербург, 4 месяца без работы и 15 собеседований

Меня всегда тянули большие пространства, новые возможности. Я знаю людей, которым нормально всю жизнь жить в маленьком городе, но мне так было некомфортно. Хотелось больше увидеть, получить. Через шесть лет я насытилась Томском, мне стало душно в нём.

Четыре месяца Настя искала работу, и это был не очень приятный опыт. Девушка столкнулась с тем, что в Томске её считали хорошей специалисткой, а в Петербурге её никто не ждал и таких людей, как она, было много.

Настя прошла около 15 собеседований и в итоге попала в маркетинговое агентство Dataduck. Параллельно прошла курсы в школе программирования Loftschool, защитилась на высокую оценку и решила стать ментором.

Я подумала, что сама прокачаюсь, когда стану ментором. Я не была уверена в своих силах, и это очередной пинок, чтобы разобраться в вещах, которые я не очень хорошо знаю. Мне кажется, быть ментором престижно. Есть ощущение, что ты приносишь пользу, способствуешь тому, чтобы люди получали образование.

Зачем нужен наставник?

В Практикуме у всех свои роли: есть разработчики, которые занимаются учебной программой, есть разработчики тренажёра, где обучаются студенты; есть наставники, которые помогают студентам пройти курс; есть кураторы, которые подсвечивают дедлайны и помогают с переводом из потока в поток; и код-ревьюеры, которые проверяют домашние работы. Настя — наставница, её задача — помочь студентам пройти обучение до конца.

У меня нет одного направления. Это техническая и ментальная поддержка. Все, что входит в понятие «наставник», «ментор», «учитель», «друг», «старший товарищ».

Настя вспоминает, что, когда она обучалась сама, ей как раз не хватало поддержки старшего товарища, который мог сказать «не сдавайся, всё получится, нормально, что что-то не выходит сразу, сделай паузу».

Я загоняла себя, а если бы был человек, который бы просто поддерживал — технический специалист, а не семья, — было бы спокойнее. Семья может поддерживать, но она не понимает, с какими проблемами ты сталкиваешься.
Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.-4

Поиск страхов, мотивации и баланса у студентов

Нет среднестатистического студента Яндекс.Практикума. Все разные, живут в разных странах, с разным бэкграундом — от кондитеров и таксистов до школьников и пенсионеров. Один из главных вопросов, который возникает у всех обучающихся, — мотивация. По опыту Насти, 90% студентов теряют веру в себя, но это происходит на разных этапах. Если люди проседают, отстают от программы, начинают разочаровываться в себе или у них возникают сомнения, Настя их поддерживает.

Когда студенты сталкиваются со сложными кейсами, они могут усомниться в своём выборе, в том, что эти знания им доступны. Программа интенсивная, требует усидчивости и концентрации. Сталкиваясь с проблемами, люди нуждаются в поддержке. И наставники оказывают её, иначе студенты не смогут дойти до конца.

По её опыту, ещё одна сложность для студентов во время обучения — найти баланс. Кроме учёбы у людей есть семья, работа, хобби. И если баланс нарушен, люди выгорают.

В таком случае я должна сказать человеку: «Иди, отдохни и возвращайся с новыми силами». Ведь когда ты погружаешься в неизвестную сферу, требуется в два раза больше сил. В университете плавный вход, программа растянута, времени больше. А тут за 10 месяцев человек получает новую профессию, и нужно много всего изучить.

Главное — выстроить правильную атмосферу

У всех наставников есть основное место работы, а наставничество — по совместительству. Настя, например, работает восемь часов в день в компании Space 307, и на протяжении полутора лет ей удается балансировать между работой, отдыхом и семьёй.

Иногда бывают просадки, но это скилл, который прокачивается в ходе работы, когда ты берёшь двойную ответственность. Я учусь находить баланс и поддерживать его. Это очень полезный в жизни навык.

Настины студенты помогают друг другу. Часто один из тех, кто разобрался, рассказывает об этом другим. Настя смотрит ответы, и если всё правильно, подтверждает, если нет — даёт точную информацию. Поэтому на наставничество уходит не так много времени — час утром и час вечером. Подготовка к лекции по новой теме может занять шесть – восемь часов, сами лекции проходят не чаще двух раз в месяц.

Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.-5

«Всё моё наставничество — это челлендж»

До работы в Яндекс.Практикуме Настя прошла Школу наставников Практикума, где с ней работал коуч. Там будущие наставники разбирали сложные кейсы: как реагировать на негативные эмоции, как отвечать на неудобные вопросы. Раньше девушка делала это интуитивно, теперь у неё появился чёткий план действий.

Первое время работы в Практикуме Настя испытывала сильный стресс из-за того, что нужно что-то рассказывать и кодить в прямом эфире. Но постепенно софт скиллы в донесении информации для большой аудитории прокачиваются, и выступать становится проще.

Прогресс идёт, когда ты ставишь челлендж — задачу, которую, кажется, невозможно сделать. И когда ты берёшься за эту задачу, становится заметен прогресс. Всё моё наставничество — это челлендж, который показал, что всё возможно. Мои страхи не оправдались. Когда тебе что-то нужно, ты собираешься с силами и делаешь.

Настя часто предлагает своим коллегам по работе тоже пойти в наставники. И если люди отказываются, то в основном говорят: «„Если я буду вести лекцию и мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить, я разочаруюсь в себе“. А ведь это классные специалисты, которым не дело сомневаться в себе».

Реальные кейсы по смене работы

Недавно в компании, где работает Настя, искали миддл-фронтенд-разработчика. Нужен был человек, который работает в сфере около года. Провели около пяти собеседований, но ни один кандидат не подходил. Тогда Настя вспомнила про своего выпускника Андрея и позвала его на собеседование. Молодой человек прошёл его лучше, чем предыдущие соискатели.

У него были свежие знания, он глубоко копал предмет, и мы его сразу же взяли. Готовый пирожок, который осталось только достать из печки. Это мой студент, он классно отвечает на вопросы, и это доказательство того, что мой труд не напрасен. Классно, когда ты кому-то помогаешь и видишь реальные кейсы, что люди меняют профессии, что они успешны. Это тебя подпитывает.

Перед началом обучения Настя всегда пишет студентам одну и ту же фразу — “stay strong and healthy”. Это её девиз: «Вся наша сила — в нашем здоровье. Нужен баланс усилий, не надо себя перегружать. Только так можно добиться успеха».

Четыре года назад Настя жила в Томске и работала на заводе по специальности, лишь косвенно связанной с ИТ. Сегодня она ― наставница на веб-факультете в Яндекс.-6

«Если бы не они, я бы сдалась»

80% времени Настя посвящает работе, но не воспринимает её как тяжёлую ношу. В свободное время Настя занимается йогой и несколько раз в год путешествует. Любимые направления — Исландия, Испания, юг Франции и Польша, где Настя хотела бы пожить в будущем. В этом году девушка открыла для себя пешие походы по горам России.

Когда Настя решила сменить профессию, особой поддержки со стороны близких не было. Папа спрашивал, зачем она пять лет потратила на университет, мама просто переживала, что её дочь останется без работы. Часть друзей не понимали Настю, и только одногруппники из университета поддерживали.

Если бы не они, я бы сдалась. Один из одногруппников стал моим ментором. Он верил в меня, как я сама в себя не верила. Он всё время говорил, что всё получится. Для меня он был примером того, что всё возможно: мы получили одинаковое образование, и с его помощью он смог открыть свою веб-студию.

Всё это время Настя ждала момента, когда наиграется в программирование и станет менеджером, как когда-то планировала.

Я и сейчас периодически об этом думаю. В любом случае однажды у меня уже получилось сменить профессию — значит, смогу это повторить. Все преграды — только в голове.

Если вы тоже хотите помогать новичкам в ИТ менять свою жизнь и профессию, оставляйте заявку на вакансию наставника в Яндекс.Практикуме.