Найти тему
Posrednik CG

Ричард Викторов - уникальный режиссер советского кино

ПОМНИ, ПОМНИ, ПОМНИ…! ПОМНИ: ЧЕЛОВЕК, БУДУЧИ ПОРАБОЩЕННЫМ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СЧАСТЛИВ!

Из записной книжки Р. Викторова:

Для тех, кто знаком с фильмами «Москва-Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Через тернии к звездам» не может быть чуждым имя человека, который создавал эти картины.

Ричард Викторов - советский режиссер, сценарист. Родился в семье потомков царского адмирала Н.И. Казнакова - ветерана Русско-турецкой войны 1877-1878, обладателя ордена Святой Анны.

В юности Викторов учился на филолога, затем поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Его дипломной работой был фильм «На зеленой земле моей». Работал на киностудии «Беларусьфильм», а в середине 60-х перешел в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов имени М. Горького.

Собственно, под эгидой детского кино и детской литературы фантастика в СССР и выходила.

Вот что о Викторове писал Кир Булычев, с которым они активно и плодотворно сотрудничали:

«Ему удавалось то, что не получалось у других режиссёров. Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учёными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьёзным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников — операторов, художников-комбинаторов…»

-2

Было в его творчестве, что-то «буржуазное», как тогда любили говорить. Недаром он был дружен с Киром Булычевым, который начал свое знакомство с англо-американской фантастикой, работая зарубежом, после окончания Института восточных языков. Кстати, Булычев по своему стилю сам был достаточно «буржуазным», отсюда его невероятная динамика и легкость повествования. Была в годы перестройки крутая экранизация одного из его романов - «Подземелье ведьм».

У Викторова это просматривалось и в образах туземцев и футуристичных дизайнах комнат из фильма «Отроки во Вселенной», явно влияние С. Кубрика, в «Через тернии к звездам», туземцы с Дессы похожи на вулканцев из «Star Trek», но ничего плохого в этом не вижу. Почему нет, это оммаж той фантастике.

Работа над фильмами, в принципе, тяжелое занятие, а в тогдашнее время, со всевозможными худсоветами и прочем.

Я нашел на страничке его дочери несколько выдержек из дневника режиссера, времен работы над картиной «Через тернии к звездам».

Из "Еженедельника" за 1980 год:

- 4 октября . Перезапись с 16 часов. Из Ленинграда Серебряков привез "титры" - кривые. Видны шторки в кадре. Плохо это. Придется снова переснимать. Фильм смотрел С.Ростоцкий. Один. Понравился. 5-го выходной. ОХ! Повезло, что 5,6,7 - дни Конституции, можно отдохнуть. Просто подышать воздухом, а не монтажным клеем.

-3

- 9 октября 1980 г. В 14.00 сдача фильма Худ.совету. ПРИНЯЛИ. Десятого фильм уедет в Госкино. 11 октября 1980 г. вызывают к САМОМУ. Дал поправки: "Лазарева переозвучить. Метраж - динамичнее. И что это значит – нас приглашают, мы приглашаем, туда - сюда? Что это..?"

- 14 октября 1980 г. Опять обсуждение в Госкино - САМОМУ НЕ ОЧЕНЬ... И пошло по углам шу-шу, шу-шу... Надоело!

- 18 октября 1980 год. В 19 часов УМЕРЛА наша любимая Валентина Аркадьевна на руках Нади и Оли. Моя любимая тёща.

-4

- 19 октября. Работаю в монтажной. Все переживаем горе. Надя с братом Вольдемаром целый день занимаются оформлениями похорон. 20 октября. Выезд на кладбище в Митино по Пятницкому шоссе. В 13.45 опустили в землю под рябиной.

- 21 октября 1980 г. Смотрел материал Б.В.Павленок. Одобрил. Сделал несколько замечаний в принципе совпадающих с моими будущими поправками. Скорее, скорее - монтаж, озвучание хвостов. Уже заинтересовался прокат!

- 30 октября 1980 г.

- В 15.00 БЫЛИ С КОТОВЫМ НА КОВРЕ! ПОПРАВКИ!!!

Представляю какого это было монтировать раньше. Особенно без хороших технических средств. Сейчас запах клея при монтаже, это звучит забавно))

Я думаю, о таких авторах надо писать чаще. Как по мне, Ричард Викторов, он из разряда таких новаторов как Г. Тищенко, о котором мы писали. Это люди, явно выбивающиеся из общей когорты, уникальные в своем творчестве.

-5

Автор SO_KIR_KIN