На юге Волгограда в Красноармейском районе находится железнодорожная станция Сарепта. Это одна из старейших станций в городе. Старейшей считается станция Волгоград I, основанная в 1862 году. Вопрос о сооружении станции в Сарепте возник в 1889 году, а строительство началось в 1895 году. В 1899 году станция была открыта. В том же году, кстати, были открыты станции в Бекетовке и Ельшанке. Всё потому, что эти станции были частью линии Царицын—Тихорецкая Владикавказской железной дороги.
В 1901 году в Сарептском затоне был построен речной порт, благодаря чему станция быстро стала играть важную роль на Тихорецкой линии. Из Сарепты по железной дороге и Волге отправлялись сарептские товары и изделия: горчичное масло (визитная карточка Сарепты) и порошок, пшеница, пиво, хлебобулочные и кондитерские изделия (пряники и коврижки), раки, солёная, копчёная, вяленая и свежая рыба. Также из речного порта вывозились доставляемые туда по железной дороге земледельческие орудия, инструменты, железные и медные изделия, выделанные кожи, подмётки, медная и керамическая посуда, кирпич, продукты огородничества, садоводства, бахчеводства. Иными словами, грузооборот станции Сарепта был впечатляющим.
Интересный факт. Паровозное депо Сарепты было больше депо Царицына. Здание в Сарепте было рассчитано на 8 локомотивов, а в Царицыне — всего на 4.
Бурные события ХХ века не обошли стороной станцию в Сарепте. Во время Гражданской войны она не раз переходила из рук в руки, станционные постройки были сильно разрушены. Во время Сталинградской станция пропускала через себя 20-25 поездов в сутки. Станцию неоднократно бомбила немецкая авиация. Во время налёта 8 августа 1942 года были взорваны баржи с боеприпасами в затоне за паровозным депо. Мощность взрыва была такой, что грохот докатился до тракторного завода, находившегося в 30 км от эпицентра. В тушении возникшего пожара участвовали пожарно-спасательные катера «Гаситель» и «Самара». «Гаситель» за время этого задания получил около 3,5 тысяч пробоин. Посёлок при станции был разрушен на 80%. Сама станция была почти уничтожена. Движение поездов по железной дороге удалось возобновить только через двое суток. В дальнейшем станция постоянно подвергалась обстрелам и бомбардировкам. Но даже в таких тяжёлых условиях продолжала выполнять свои функции.
Станция Сарепта и сейчас выполняет свою функцию, через неё проходит немало пассажирских поездов дальнего следования (10 круглогодично и ещё 18 - сезонно), а также грузовых.
Самым заметным объектом станции является здание вокзала, построенное в 1895—1897 годах. Оно недавно было отреставрировано, а территория перед ним - благоустроена.
Ещё одним заметным зданием на станции является водонапорная башня, построенная в псевдоготическом стиле.
Несмотря на на достаточно оживлённое движение, на станции довольно тихо. Может просто мы так удачно попали, а может тишина здесь - дело обычное, но когда мы там были в ноябре 2019 года, станция произвела впечатление такого достаточно сонного и спокойного места. Вроде и какой-то шум со стороны путей доносится, и витает в воздухе особенный запах железной дороги (его трудно описать словами, но он есть), но нет такой движухи как, например, на Центральном вокзале. На мой взгляд, именно в этом и заключается особенная прелесть этой станции.
Станция Сарепта попала и в кино. Здесь было снято несколько сцен из сериала "Шахта", который снимали в Волгограде в 2010 году. Неплохой сериал кстати. Рекомендую. На канале про него есть отдельная статья.
Напоследок несколько фото станционного хозяйства, которые я сделал из окна электрички в марте 2016 года.
Если вам понравилась статья, ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Всегда рад новым читателям. Полный список статей канала можно найти здесь
Ещё статьи на похожую тематику:
Бывшая остановка электрички в Краснооктябрьском районе
Тишина, покой и рельсы. Тракторная пассажирская
Станция Мечётка. Приволжская ЖД
Красноармейский район Волгограда
#железная дорога
#сарепта
#железнодорожная станция
#памятник архитектуры
#старинные здания
#путешествие на поезде