Дискуссия Клуба «Валдай» -«Мир без ДСНВ: что дальше?»

(Tech&Life2023©)
(Tech&Life2023©)

22 марта, текущего 2023 года на дискуссионной площадке клуба «Валдай» в столице нашей Родины городе Москве, состоялась очередная дискуссия.

21 февраля 2023 года Президент России заявил о приостановке действия ДСНВ (договора о стратегических наступательных вооружениях – текущий СНВ-3 был подписан в 2010 году). Дискуссия в клубе Валдая была посвящена последствиям данной приостановки для России и мира. А также о причинах, приведших к данному шагу.

Модератором дискуссии был Фёдор Лукьянов, директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай». Он более известен в нашей стране как главный редактор журнала «Россия в глобальном политике».

Спикерами дискуссии были:

Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел Российской Федерации,

Роберт Легвольд, почётный профессор им. Маршалла Д. Шульмана кафедры политологии Колумбийского университета

Дмитрий Тренин, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН,

Евгений Бужинский, генерал-лейтенант запаса, председатель Совета ПИР-Центра.

ДСНВ - это договор по ограничению СЯС (стратегических ядерных сил) большой дальности. Под его действие попадает общее число боеголовок стратегической ядерной триады, количество МБР (межконтинентальных баллистических ракет) – пример российской МБР «Ярс» у меня – тут, БРПЛ(баллистические ракеты на подводных лодках) - пример российской ПЛ – носителя таких ракет проектов «Борей» и «Борей-А»– у меня тут, и ТБ(тяжелых бомбардировщиков), пример такого серийного ТБ из США- B-1B у меня тут, перспективного B-21 – тут, российских Ту-95МС(М) у меня тут, и Ту-160М(2) у меня тут, а китайского Хун-6 у меня – тут(КНР вне ДСНВ). Собственно, ДСНВ он же СНВ-III — это продолжатель целого семейства договоров, первый из которых – ОСВ-1 был подписан еще в 1972 году. Все они касались именно стратегической ядерной триады. Это видно из моих слов выше.

Спикеры сошлись, что прекращение действия ДСНВ это следствие обострения отношений РФ и США из-за разногласий по ситуации на территории Украины.

Сергей Рябков обратил внимание, что в текущей ситуации приостановка действия ДСНВ стала неизбежна. При этом он справедливо заметил, что США часто обходят ограничения ДСНВ, как и ранее они обходили ограничения по предыдущим аналогичным договорам СНВ-I и СНВ-II. Как прописав в договорах по СНВ выгодные им условия, так и путем некоторых манипуляций. Это очень справедливое замечание и это обстоятельство давно обсуждалась у нас в России, как и общий подход к ограничениям СЯС, заложенный в договоре, бывший еще при заключении СНВ-1 в 1972 году выгодным именно США, с ее структурой ядерной триады, очень подходящей к их географическим и прочим условиям. Мы же даже без учета хитростей и уловок армии США, по СНВ-I и СНВ-II ограничивали в первую очередь те части триады, что были нам наиболее подходящий - мобильные МБР, в то время как США избегала сокращения ТБ и БРПЛ в которых они имели традиционно более сильнеые позиции, чем СССР и РФ, что было естественной закономерностью с учетом разных условий в США и в нашей стране.

Роберт Легвольд заметил, что для возобновления ДСНВ нужно возобновление диалога между США и Россией, но и в том числе с участием КНР, Индии и Пакистана. Эти три страны давно уже атомные державы. Резонное замечание, учитывая, что СЯС НОАК (народно-освободительной армии Китая) весьма мощны, и если мы, и США сокращаем свои ядерные триады, то «автоматом» возрастает удельный вес СЯС КНР, что не нравится США. Потенциалы Индии и Пакистана уже сейчас приближаются к созданию собственных СЯС. Ракеты средней дальности с атомными боеголовками у них уже есть. А Индия уже давно занимается созданием и собственной МБР. При этом эти три страны уже имеют мощные военные флот и свои интересы в акватории Мирового Океана. Вкупе с их территориальным размещением в Евразии это делает их позицию и их военный потенциал важным одновременно для Российской Федерации, и для США. Так же без этих трех держав, и некоторых других стран сложно решить вопрос с ядерным оружием, размещенным на носителях средней дальности, от которых СССР и США отказались еще в 1987 году по договору РСМД (ракеты средней и малой дальности) - подробнее об этом у меня здесь в статье об ОТКР «Искандер», но в 2019 году США вышло из РСМД по инициативе тогдашнего президента Дональда Трампа.

Дмитрий Тренин – напомнил о деяниях и Буша-младшего, в числе которых был выход США из договора по стратегической ПРО 1972 года, с которого начался процесс нигилизма в соглашениях по ограничению вооружений между нами и США.

Евгений Бужинский – обратил внимание, что в условиях фактической «горячей» войны, прежние договоренности по военным вопросам теряют смысл и одновременно возрастает риск вооруженного конфликта РФ со странами НАТО. В том числе как следствие поддержки Украины со стороны армий НАТО.

Заключение

Такие дискуссии важны. Ибо ядерное оружие является в первую очередь гарантией неприменения его против страны обладательницы его со стороны других странами, также обладающим им. Об этом говорит опыт многих войн – «горячих и холодных», начиная со Второй Мировой Войны. Соблюдение или не соблюдение таких договоров, как и обязательства по ним в случае их соблюдения, очень влияют не только на структуру нашей ядерной триады, но и на требуемые материальные, и прочие ресурсы, которые мы выделяем на нее. А это важно. Правильное распределение материальных и людских ресурсов, которыми мы располагаем сейчас в меньших количествах, чем США, и не только США, сейчас решает многое в судьбе нашей страны.

Федор Болдырев 2023©