7,6K подписчиков

История и наследие «Блицкриг»

1,9K прочитали
В одной из соседних статей я уже рассказывал вам о многоликой серии игр #Противостояние , где упомянул главного конкурента под названием «Блицкриг».

В одной из соседних статей я уже рассказывал вам о многоликой серии игр #Противостояние , где упомянул главного конкурента под названием «Блицкриг». Если поставить рядом скриншоты первого Sudden Strike (который на деле «Противостояние 3», не спрашивайте) и первого «Блицкрига», может показаться, что это одна игра. Но все не так просто, как кажется. Это две совершенно разные игры, два совершенно разных движка и один явный фаворит.

Для начала немного справочной информации. «Блицкриг» вышла в 2003 году, спустя 3 года после «Противостояния 3» (которая для нас будет первой) и спустя год после «Противостояния 4». Сравнений с этими двумя играми было не избежать, ведь взять RTS и превратить его в wargame было идеей именно «Противостояния», а «Блицкриг» обвиняли во всех грехах, начиная от «бездушного копирования» и заканчивая «вторичностью» и «отсутствия ценности для жанра» (да, когда-то в журналах был и такой критерий, просто живите с этим).

В одной из соседних статей я уже рассказывал вам о многоликой серии игр #Противостояние , где упомянул главного конкурента под названием «Блицкриг».-2

Nival Interactive и план «молниеносной войны».

На самом деле все так и было, несмотря на хороший «послужной список»: Nival не был против легких денег, а урвать по-быстрому половину пирога у «Руссобит-М» — дело прибыльное. Почему целую половину? Потому что других подобных игр на рынке не было, а спрос был. И если вы не читали предыдущий текст о «Противостоянии», то для лучшего понимания следует еще раз озвучить один аспект.

«Блицкриг» (2003)
«Блицкриг» (2003)

В головах людей осталось четкое определение, что «Противостояние» и «Блицкриг» — это #стратегии . Но это не точно. Ведь в этих играх нет строительства баз, или производства пехоты из золота и дерева. Нет, Родина вам еще не нарожала новых бойцов, пользуйтесь тем, что есть. Новые вырастут еще не скоро, а когда вырастут — начнут слушать Моргенштерна, в армии введут послеобеденный сон... С такими бойцами вам страну уже точно не защитить. Отсутствие строительства и использование того, что есть в наличии, обычно приписывают к жанру варгейм или к тактике, тут точного ответа нет. Кто как хочет, тот так и... играет.

Игроку далекому от жанра стратегий, тактик, варгеймов и прочих игр для "задротов" может показаться, что все, чем отличаются эти игры — расположением мини-карты на экране. А все эти "тут есть экипажи, а там нет", или "почему танк стреляет сквозь здания не разрушая их" для каких-то совершенно отбитых людей которые любят усложнять себе жизнь.

Да, несмотря на разницу в возрасте, большую и преданную базу у «Противостояния» (который Sudden Strike) даже фанаты Close Combat массово кидали деньги в Nival, скупая «Блицкриг». Ортодоксальные любители SS и CC позже говорили, что «Блицкриг» — попса и дерьмо. Когда они совсем не знали, до чего докопаться, у них был главный аргумент: в игре нет свастики! Но даже им бросились в глаза детально проработанные (для стратегии 2003 года) 3D-модели техники, ландшафт и погода, влияющие на геймплей и реалистичное, а главное анимированное поведение пехоты... Но больше всего людей из 2003 года впечатляло визуальное и звуковое сопровождение игры. То, чем сейчас не удивить зажравшихся геймеров.

Цитата с форума igray.ru (юзер Melcor): Когда идет несколько танков по селу, снося заборы, поднимая тучи пыли за собой, при этом в деревне хрюкают свинки и квохчут куры. Кажется, что самолично наблюдаешь танковую атаку с небольшой высоты.

Да уж, раньше даже на форумах люди излагали красиво, что уж говорить о журналах.

Одной из главных особенностей «Блицкрига» стала «Энциклопедия вооружений» (в основном по технике), с краткими ТТХ, историей создания и применения. Говорят, что некоторые особо продвинутые учителя даже пользовались ей на уроках истории. Но если энциклопедия была достоверна и познавательна, то кампании и отдельные миссии жертвуют историчностью в угоду геймплею, из-за чего часто появляется техника, которой не могло быть в том или ином сражении. Либо её еще не запустили в производство, либо она вовсе отсутствовала на тот момент на данной местности, согласно историческим справкам. Что стало ещё одним поводом для ненависти у ортодоксальных фанатов «Противостояния».

В одной из соседних статей я уже рассказывал вам о многоликой серии игр #Противостояние , где упомянул главного конкурента под названием «Блицкриг».-4

Углубляться в прокачку юнитов (бесполезную в обоих играх), полезность снайперов, которая значительно выросла, возможность рукопашного боя в зданиях или разные способы перемещения по местности мы не будем. Иначе это будет выглядеть как "особенности игры" с задней стороны джевела. Получилось как в поговорке: "как лодку назовешь, так она и поплывет". Nival, в отличии от немцев в 41-м, молниеносно выиграли эту битву, и люди полюбили их игру. А после установки «Блицкриг» выяснялось, что в комплекте идет отличный инструментарий с подробным гайдом. Так, что помимо игры люди полюбили и Enigma Engine, на котором она сделана.

Дорога на «Блицкриг 2»

Блицкриг. Операция "Север" (2004)
Блицкриг. Операция "Север" (2004)

Не знаю, можно ли судить о популярности игры по количеству официальных модов к ней, но я это сделаю. Немцы из INtex Publishing в промежутке с 2003 по 2005 выпустили пять аддонов под названием Blitzkrieg: Total Challenge («Блицкриг. Смертельная схватка») к первой части игры. В 2004 вышли «Блицкриг. Операция "Север"» от Dark Fox, Blitzkrieg: Burning Horizon («Блицкриг. Пылающий горизонт») и Blitzkrieg: Rolling Thunder («Блицкриг. Рокот бури») от La Plata Studios, которые ни в чем, кроме аддонов к «Блицкригу» замечены не были. В 2005 вышло еще два дополнения Blitzkrieg: Mission Barbarossa («Блицкриг. Восточный фронт») от неких ACTive Gaming Productions и Blitzkrieg: Green Devils («Блицкриг. Дьяволы в хаки») ровно через неделю после релиза «Блицкриг 2» . Все эти аддоны отличаются только набором карт/миссий, иногда новыми юнитами, зданиями, сооружениями и прочим. Особых нововведений ни в движок, ни в геймплей моды не вносили... Но были и другие игры на движке, некоторые из них просто назвать "модами" не получится. Хотя я видел RTS на движке Half-Life 2, что я могу знать о модах.

Enigma Engine времен первой «Блицкриг»

На КРИ-2003 Nival продавали заинтересованным лицам лицензии на использование своего движка. Одни из первых, кто получил эту лицензию были DTF Games. Да-да, те самые DTF : когда-то они делали и издавали моды/игры. Проект, который они выпустили назывался просто и незатейливо: #Сталинград . Вся техника в игре создана заново, движок модифицировали, улучшив физику, сложность увеличилась в разы из-за возросшего реализма (теперь не побегать снайпером, засвечивая карту для артиллерии). Получилось настолько хорошо, что сайт AG дал игре награду "Наш выбор" (в 2003 году это была высшая награда, которую могла получить игра, я не шучу).

В одной из соседних статей я уже рассказывал вам о многоликой серии игр #Противостояние , где упомянул главного конкурента под названием «Блицкриг».-6

Дальше — больше. 2005 год — это сплошной пост-апокалипсис на Enigma Engine. Первой игрой такого плана в сеттинге холодной войны стала «Карибский кризис» от студии G5 Software. Глобальная карта, умирающий мир, никакого реализма, и хорошие продажи игры, благодаря которым последовал выход аддона с зимними американскими пейзажами и новой техникой. Вторая комиксовая история «Койоты: Закон пустыни» — очередной пустынный мир, вдохновленный Безумным Максом. Никакой масштабности и безымянных бойцов, только личные истории с упором на сюжет и ролевые элементы с максимально упрощенным геймплеем. Это самая непохожая на «Блицкриг» игра на этом движке.

«Койоты: Закон пустыни» (2005)
«Койоты: Закон пустыни» (2005)

Единственная игра про реализм в 2005 — это «Первая мировая». Стратегий про Первую мировую войну и так крайне мало, а тут еще и на приличном движке. Полностью переработанная графика, три компании за за Антанту, Германию и Россию. И всё бы хорошо, но игру в год выхода ругали за устаревший движок.

Отрывок из рецензиии, журнал "Игромания", август 2005 год.
Отрывок из рецензиии, журнал "Игромания", август 2005 год.

Спустя два года все на том же движке времен первой части выходит игра по кинолицензии фильма «Монгол» (режиссёр Сергей Бодров-старший) — «Монгол: Война Чингисхана», продолжающая сюжет. И если уже в 2005 году даже «Игромания» ругала устаревший движок, хотя в то время были очень благосклонны к отечественным игроделам, то в 2007 начался полный разьe... критика усилилась в разы.

Отрывок из рецензии, журнал "Игромания", декабрь, 2007 год
Отрывок из рецензии, журнал "Игромания", декабрь, 2007 год

Из известного осталось упомянуть только Talvisota: Ледяной ад. Это игра на столько ударилась в историчность и так сильно обмазалась документами, что Финская государственная организация по классификации игр дала игре рейтинг «12 лет» и определила как представителя двух жанров: обучающих игр и стратегий в реальном времени (да, #RTS, финны, и вы туда же).

Talvisota: Ледяной ад (2007)
Talvisota: Ледяной ад (2007)

Игра рассказывает о Советско-финской войне (1939—1940), если вы хотите узнать о ней побольше, чем читать Википедию, лучше пройдите эту игру.

А что было с «Блицкриг» 2 и 3 вы узнаете из наших следующих выпусков. Не переключайтесь.

В одной из соседних статей я уже рассказывал вам о многоликой серии игр #Противостояние , где упомянул главного конкурента под названием «Блицкриг».-11

Большое спасибо товарищу Kindex23 за предоставление этого материала. Такие креативы спасают мой блог, пока я сгораю на двух работах. Мнение автора текста может не совпадать с мнением автора канала.

Обратная связь: Фан-паблик по Death Stranding | Личный паблик (я там бываю реже, лучше сразу в ЛС)| канал на YouTube |