Найти тему
МуZей Победы

Бессонница, холод, постоянное напряжение. Как железнодорожник Николай Макаров ковал Победу?

Победа в Великой Отечественной была бы невозможна без налаженной логистики. Продовольствие, патроны, снаряды – все это требовалось регулярно доставлять на передовую. Главную роль в снабжении фронта играли железные дороги, на них приходилось 80% всего грузооборота.

Подвиг железнодорожников

Таких показателей удалось достичь благодаря ежедневному труду железнодорожников. Среди них был и Николай Макаров. Вы узнаете, как он помогал Красной Армии под Москвой и за что его наградили званием Героя Социалистического Труда.

-2

В предвоенные годы он отслужил в армии, прошел путь от технического конторщика до начальника Витебского отделения движения. В этом же городе Николай Макаров встретил Великую Отечественную. В июле 1941 года он был назначен начальником Западной железной дороги.

-3

Через несколько месяцев Макаров стал начальником военно-эксплуатационного отделения № 36 (ВЭО), которое отвечало за военные перевозки на фронтовом участке железной дороги Москва — Кашин. Железнодорожники не щадили сил, обеспечивая первую победу над врагом у стен столицы Советского Союза.

Железнодорожная колонна

В мае 1942 года Николай Макаров встал во главе паровозной колонны №3 особого резерва Наркомата путей сообщения. Такие соединения из 15-30 локомотивов действовали самостоятельно в отрыве от депо. Это позволяло быстро подвести большое количество войск или боеприпасов на нужный участок фронта.

-4

Колонна состояла из опытных железнодорожников, прошедших большую жизненную и производственную школу. Под руководством Макарова ремонтники депо восстанавливали повреждённые паровозы, перевозили войска и боеприпасы под Москвой и Сталинградом, Витебском.

-5

Только за август-сентябрь 1942-го колонная провела 510 эшелонов под регулярными бомбежками вражеской авиации. Поездные бригады паровозной колонны бывали в пути бессменно почти по 10-12 суток. Их сопровождала хроническая бессонница, холод, постоянное напряжение, однако железнодорожники вынесли все тяготы войны.

-6

В 1943 году личный состав колонны №3 работал на магистралях Курской дуги, водил эшелоны для войск Центрального и Воронежского фронтов. Более 25 работников колонны были удостоены знака «Почетный железнодорожник».

-7

За заслуги в обеспечении железнодорожных перевозок для фронта, народного хозяйства и за успехи в восстановлении железнодорожного транспорта в тяжёлых условиях военного времени Николаю Акимовичу Макарову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

-8

В октябре 1943 года его перевели на довоенное место работы — на должность начальника Витебского отделения движения. Вместе с коллективом отделения он проявил максимум усилий, изобретательности, стойкости и мужества при транспортном обеспечении операции «Багратион» по освобождению Белоруссии летом 1944 года. После войны до выхода на пенсию в марте 1966 года руководил Витебским отделением Белорусской железной дороги.

-9

Больше историй о советских людей в тылу и на фронте вы узнаете на экспозиции «Подвиг Народа».

#МузейПобеды #ПодвигНарода