«Не прекращать учиться самому, а к студентам относиться уважительно, но очень требовательно»

475 прочитали

В рамках Недели преподавателя высшей школы мы задали несколько вопросов заведующему кафедрой химической технологии основного органического и нефтехимического синтеза, д.х.н., профессору Роману Анатольевичу Козловскому. Он рассказал о роли преподавателя в меняющемся мире, отношении к гаджетам и дистанту в образовании – а также дал важный совет преподавателям.

В рамках Недели преподавателя высшей школы мы задали несколько вопросов заведующему кафедрой химической технологии основного органического и нефтехимического синтеза, д.х.н.

- Роман Анатольевич, расскажите, пожалуйста, немного о своих студентах. Какие они, чем увлекаются, что им дается просто, а что сложнее? Разделяете ли точку зрения, что молодежь сильно испорчена гаджетами и соцсетями?

- Студенты мои такие же, как и мы в их годы: молодые, веселые, энергичные! И, как это всегда и было, делятся на прилежных-целеустремлённых, на среднеспособных, на «упертых» и на бездельников. А простота или сложность в постижении наук как раз и зависит от степени их целеустремленности и «упертости».

Нет, не разделяю. Во-первых, молодежь не испорчена, а просто – другая, не такая, как 40 лет назад. Гаджеты и соцсети – это мощный инструмент, который может ускорять и процесс обучения, и процесс профессионального роста – но только если использовать его именно в этих целях. Если же нет целеустремленности в учебе, то гаджеты и соцсети, наоборот, будут еще больше мешать.

- Есть ли у Вас собственное преподавательское ноу хау?

- Конечно, есть! Но я его не раскрою – на то оно и ноу-хау. Однако пару советов могу дать: не прекращать учиться самому, а к студентам относиться уважительно, но ОЧЕНЬ требовательно.

- Когда вы впервые решили, что будете преподавать? Какой это был предмет – и что вы преподаете сейчас?

- Я и не собирался преподавать. Но однажды, давным-давно, один наш профессор сломал ногу накануне 1 сентября. Нужна была срочная замена, и заведующий кафедрой Валерий Федорович Швец просто своим распоряжением отправил меня «на растерзание» студентам, практически без подготовки. Вот так и началась моя преподавательская деятельность.

- Что думаете о дистанционном обучении? С одной стороны, у дистанта много противников, с другой – так можно получить доступ к любому образовательному контенту из любой точки мира. Какая Ваша личная позиция?

- В отношении дистанционного обучения я – «консерватор и ретроград». По моему глубокому убеждению, для качественной передачи знаний необходима контактная работа со студентами. Дистант неплох для дополнительных и факультативных дисциплин, но не основополагающих!

- Что для вас самое интересное в преподавании?

Суметь ответить на вопрос студента, на который не знаешь ответа.

- Как, на Ваш взгляд, меняется роль преподавателя в мире, где подросток и студент имеет доступ к неограниченному объему информации?

- На мой взгляд, роль преподавателя не меняется, несмотря на изменяющийся мир. И не должна меняться. Преподаватель – это передатчик знаний от предыдущих поколений к растущим поколениям. Причем не только «голых» знаний, но и традиций, этики, культуры – то, что называют «научной школой». Доступ к неограниченному объему информации может дезориентировать студента, поэтому преподаватель должен помочь молодому человеку научиться выбирать нужные и полезные потоки информации и отсеивать бесполезные.