2,9K подписчиков

«Лучшая беседа о Довлатове»

302 прочитали
Памяти великого русского писателя Я большой поклонник творчества Сергея Донатовича. Причем очень давний, олдскульный, так сказать.

Памяти великого русского писателя

Я большой поклонник творчества Сергея Донатовича. Причем очень давний, олдскульный, так сказать. Мне повезло: весной 1990 года я слышал, как он читал отрывки из «Зоны» по радио, а летом прочитал «Виноград» в «Литературной газете», одну из первых его публикаций на родине и, увы, одну из немногих прижизненных...

Неудивительно, что посчастливилось поучаствовать в одной из лучших бесед о Довлатове.

А дело было на излете августа 1994 года, тремя поздними вечерами, в одном старинном русском городе назовем его условно Вологда. И велись беседы с аспирантом филфака МГУ, назовем его условно Серега Зайцев. Серега, кстати, диссер писал по Бунину, хотя «пробивал» себе довлатовскую тему – но не пробил.

Пока еще ничего необычного нет.

Но. Выглядел, конечно, Сергей сильно. Роста он был совсем небольшого, но очень крепкого такого сложения, с развитой мускулатурой верхнего плечевого пояса. Вдобавок, человек он был интересной судьбы, из МГУ по юности вылетал, потом восстанавливался, в процессе, само собой, успел послужить в Советской еще армии, что закалило его и тело, и характер. Из одежды Сергей обычно, помимо джинсов, носил лишь майку-тельняшку, хотя в Вологде в конце лета вечерами бывает уже прохладно, но закаленный Серега не обращал на это внимания. Короче: с бритой своей головой более всего он напоминал то ли классического беспризорника военных лет, то ли в лучшем случае – футбольного хулигана. Но никак не аспиранта филфака МГУ, это точно!

Но и в этом еще чего-то совсем необычного нет. Ну, стоят две фигуры в тельняшках, один длинный и тощий, второй маленький и со свирепым взором...

Жили мы те три дня на кладбище, вот что есть важнейшая художественная деталь! Точнее, странноприимный дом находился рядом, но ситуация складывалась так, что употребление портвейна в странноприимном доме не приветствовалось, но имелось уютное такое местечко, и вот чтоб пройти к нему – короче всего было пройти как раз мимо покосившихся крестов и надгробий, и выйти уже к лавочке.

А теперь – представляйте себе полную картину. Поздний вечер, темно уже, на остановке общественного транспорта люди ждут последнего автобуса, дует холодный ветер, гоняя по небу мрачные тучи, из-за которых периодически проглядывает полная луна, единственный на всю улицу фонарь где-то вдалеке светит тусклым, качающимся светом...

А из калитки старого кладбища выходят две неясных фигуры в тельняшках, одна длинная, вторая короткая. Выходят, открывают бутылку портвейна, делают по глотку. Неторопливо закуривают. Потом еще по глоточку – и начинают вести высокодуховную беседу. В том числе и о Довлатове. В итоге допивают, докуривают – и опять уходят в тишину старинного погоста. И так – три вечера подряд.

Вот такая она была – лучшая беседа о творчестве Сергея Довлатова. Уверен, он бы одобрил наш подход!

* * * * * * * * * * * * * * * * * *

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке...

Фрагменты фильма "Конец прекрасной эпохи"

Еще по теме

Мой Довлатов

Пушкинские горы