Мила Ваниль. Девочка из ниоткуда: извилистый путь к самиздату

313 прочитали

Говорят, в России в начале ХХ века шутили так: наши медицинские институты выпускают больше писателей, чем врачей. Я получила высшее медицинское образование в конце ХХ века, и через несколько лет сменила белый халат и скальпель на блокнот и ручку. Так получилось.

Автор: Мила Виниль.

Фото из личного архива писательницы.
Фото из личного архива писательницы.

Я никогда не мечтала о карьере писателя. Просто книги рядом со мной всю сознательную жизнь, а сочинять истории я начала, едва научившись писать. Это было хобби, баловством, чем-то приятным, но несерьезным. Потребность делиться написанным с читателями появилась почти в тридцать лет.

Небольшое лирическое отступление.
Прекрасно помню, когда и кто познакомил меня с прекрасным миром фантастики. Начало 80-х, город Грозный, третий класс, противная ангина. К родителям в гости заглянул друг-библиофил. Желая развлечь больного ребенка, он дал ему почитать книжки, которые только что приобрел на книжном развале у фонтана. Это были «Девочка с Земли» Кира Булычева и «Необитаемый остров» Стругацких. С тех пор и навсегда я отдала свое сердце фантастике.
Конец лирического отступления.

В память о предтечах свою первую книгу я назвала «Девочка из ниоткуда». При издании название поменяли, и я ничего не могла с этим поделать, потому что права на книгу уже принадлежали кинокомпании «New One Production».

Если по порядку, то сначала я пошла единственным возможным на то время путем – понесла рукопись в издательства. Самиздат Мошкова тогда вроде бы уже существовал, но я о нем ничего не знала. И интернет только-только входил в мою жизнь. Так что пользовалась дедовским методом: искала адрес издательства, приезжала в редакцию, оставляла там рукопись. И через два-три-четыре месяца получала стандартный ответ: «Интересно, но у нас нет такой серии».

И, похоже, это было правдой. «Девочка из ниоткуда» – это смесь фантастики (звездные корабли и технологии будущего) и фэнтези (мир героев сказок и магия). Это Young Adult, но тогда, в самом начале нулевых, серий для него в издательствах не было, и связываться с автором-новичком, естественно, никто не хотел.

Так как я писала для подростков, то искала издательства, публикующие детские книги. И, в первую очередь, принесла рукопись в «РОСМЭН», тогда уже обладающим эксклюзивным правом на издание в России книги о мальчике-волшебнике с меткой на лбу. Потом были и «Эксмо», и «АСТ», и «ОЛМА»... Были детские журналы… Были конкурсы…

Фото из личного архива писательницы.
Фото из личного архива писательницы.

Почему я так хотела издать эту книгу?

Смешно признаться, но я чувствовала, что это правильный путь. Получая отказ за отказом, верила, что должно повезти. От этого как будто зависело, буду ли я писать книги дальше, есть ли в этом хоть какой-то смысл.

Еще раз: о самиздате я еще не слышала. Вообще. Ничего.

К слову, хождение по издательствам не было бессмысленным. Я знакомилась с редакторами, прислушивалась к их советам. Параллельно читала всякое-разное по писательскому мастерству. И переписала книгу практически с нуля.

Так прошло пять лет.

А потом случилось чудо.

Случайная встреча. Случайный знакомый. Случайный разговор: «Да приноси рукопись, я знаю кое-кого из киношников, дам почитать…».

Один день! Вечером заинтересованное лицо получило рукопись, а утром звонок: «Это надо экранизировать»

Да, мне не очень повезло с кинокомпанией. И еще больше не повезло со временем. Финансово-экономический кризис 2008-2010 годов негативно отразился и на кинопроизводстве. С кинофильмом для детей в фантастическом антураже и вовсе никто не хотел связываться. И все же я очень благодарна всем тем, кто занимался моей книгой: писал сценарий, придумывал декорации и костюмы, подбирал актеров на кастинг. Все это было. И это незабываемый опыт.

А еще мою книгу напечатали

В том самом «первом» издательстве. И пусть не я давала техническое задание художникам, не я общалась с редактором – история случилась.

Чуть позже появились и первые читатели. Они находили меня через интернет, через соцсети, и благодарили за книгу:

«После этой истории у меня появилось желание читать…»
«Я вообще не читаю, но вашу книгу проглотила за два дня!»

Пожалуй, это самое приятное из того, чем делились со мной подростки, мальчики и девочки. У героев моей книги появился фан-клуб. Мне присылали рисунки главных героев. И даже фанфики писали, придумывая развитие истории.

Кстати, книг вышло две: «Чужая, или Хранители времени» и «Чужая, или Академия Воинов».

Фото из личного архива писательницы.
Фото из личного архива писательницы.

А задумано было пять. Но, к сожалению, чем выше взлетаешь, тем больнее падать. Череда неудач – отказ финансировать фильм, отказ издавать третью и последующие книги цикла – на долгих шесть лет обеспечила мне то, что сейчас называют творческим выгоранием.

Но я вернулась: с новыми книгами

А позже и с новым псевдонимом. Теперь я пишу и фэнтези, и современную прозу. Но, в основном, книги для взрослых. Их уже больше сорока, некоторые изданы в «Эксмо» и «АСТ». И только недавно я вновь вернулась к истокам – к жанру Young Adult. Пишу книгу для подростков, участвую в конкурсе «Сила юности», что проводит портал «Литнет». А один начинающий режиссер уже шепнул мне, что как только станет известным и маститым, обязательно ее экранизирует.

Если бы не та случайная встреча, возможно, я не состоялась бы как писатель. А мой дальнейший творческий путь неразрывно связан с историей возникновения и развития «Литнет».

Впрочем, это уже совсем другая история...

Читайте книги Милы Ваниль на литературной платформе «Литнет»