Почему "Искушение святого Антония" Иеронима Босха — образ всего средневековья

771 прочитал

Средневековое искусство (включая Эпоху Возрождения) имело свои излюбленные сюжеты, среди которых, несомненно, находится и искушение святого Антония. Несчастный святой, раздираемый всевозможными соблазнительными видениями и только силой своей веры противостоящий им, был близок средневековому менталитету. Это и понятно — ведь образ искушаемого Антония был квинтэссенцией того противоречия, которое сильно мучило тогда обычных людей. Имею в виду давление религиозных ценностей, возвеличивающих духовное начало в человеке в ущерб его физической природе. Это противопоставление в средние века было очень острым.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Иероним Босх. "Искушение святого Антония"
Иероним Босх. "Искушение святого Антония"

Люди жили в материальном мире, испытывали физические потребности, телесные радости, а церковь говорила, что это грешно, что с этим надо бороться. Так что святой Антоний, мужественно борющийся с искушениями, был весьма в тему. Художники охотно брались воплотить этот сюжет. Одним из самых знаменитых произведений про искушение святого Антония является триптих Иеронима Босха. Это шедевр. Сейчас он хранится в Лиссабоне и считается исходным подлинником, с которого писались потом многочисленные копии.

Босх создал грандиозную картину, в которой в аллегорической форме показал противоречивость человеческой натуры, вынужденной страдать из-за дуализма своей природы и постоянно находиться в борьбе с самим собой ради победы духовной стороны своей сущности.

Верхняя часть левой створки триптиха с изображением св. Антония, уносимого бесами.
Верхняя часть левой створки триптиха с изображением св. Антония, уносимого бесами.

В своей изумительной по прихотливости фантазии, манере, Босх обобщил проблему, выйдя за пределы страданий одного только Антония. Он показал весь род людской, который погряз в своей греховности, и то, что его за это ожидает в результате (спойлер: адские муки). Как известно, художник весьма скептично относился к человечеству в целом, видя в нем средоточие глупости и зла (его можно понять). Но надежда всегда умирает последней, как известно, поэтому Босх показывает ее в образе святого Антония который таки сумел противостоять всем дьявольским ухищрениям.

На левой створке триптиха бесы уносят святого, но он сложил руки в молитве. Результат изображен тут же внизу — бесы отпустили его, и Антоний упал на землю, где ему помогают подняться на ноги четверо мужчин (в одном из них, предположительно, Босх изобразил себя).

#искусство #культура #эстетика #культурология

Читайте еще на моем канале:

Чем культурные процессы отличаются от других социальных процессов

Что такое биоэтика, и чем она занимается

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Четыре удивительных сказочных средства передвижения на картинах Виктора Васнецова