Что кроется за глянцевым фасадом Давоса?

Мисс Меркель, здесь могла бы быть ваша реклама

Давос как место встречи сильных мира и альпийских коров

Кадр из фильма «Давос»
Кадр из фильма «Давос»

В 1912 в швейцарскую деревеньку Давос приехал писатель Томас Манн,
в 1917 – художник
Людвиг Кирхнер,
в 2018 – президент США Дональд Трамп,
а в 2019 – экоактивистка
Грета Тунберг.

У Томаса Манна болела жена, и пока она лежала в санатории, Манн успел написать «Волшебную гору». Студент-архитектор Кирхнер, измученный ужасами Первой мировой и сумасшедшим домом, в Давосе поправлял свою расшатанную психику и за это время написал ряд удивительных пейзажей.

Людвиг Кирхнер. Давос летом. 1925
Людвиг Кирхнер. Давос летом. 1925

Но Трампа и Грету сюда привело не здоровье (хотя обоим не мешало бы подлечить нервишки). Не тяга к искусству и не любовь к молочному шоколаду ежегодно привлекают в зимний Давос экономическую (читай: политическую) элиту.

Австрийские режиссеры Даниэль Хёсл и Юлия Ниманн больше года провели в живописном Давосе, фиксируя на камеру повседневную жизнь и изменения накануне и во время Всемирного экономического форума.

Вот, например, местные активисты рисуют плакаты к приезду американского президента, называя его, цитирую, «an asshole in a shithole». Фраза про Меркель в начале этой статьи – ещё один их лозунг. Так же критично они настроены и к местным социал-демократам.

А пока ребята слушают очередную дикую панк-группу, журналистам дают подробный инструктаж по этикету и мерам безопасности, разъясняя, как деликатно нужно себя вести с американским президентом и его свитой.

Кадр из фильма «Давос». Снайпер на крыше обеспечивает безопасность
Кадр из фильма «Давос». Снайпер на крыше обеспечивает безопасность

А вот швейцарские фермеры: убирают в хлеву, нежно гладят коров и болеют за своих питомцев на почетном коровьем конкурсе. Турецкие бармены смотрят футбол. Старшеклассники-мигранты готовят свою традиционную еду и читают рэп. Местные пенсионеры охотятся и рыбачат, а кто-то даже рассматривает картины Кирхнера в музее.

Пока жизнь простых людей идет своим чередом, сильные мира сего надевают дорогие деловые костюмы, собираются в нарядных залах и обсуждают наше общее будущее.

Кадр из фильма «Давос». На охоте
Кадр из фильма «Давос». На охоте

Что же кроется за глянцевым фасадом Давоса?

Заседания экономического форума проходят при закрытых дверях, а решения принимают люди, которым давно пора на пенсию. Официальные сми ждут, когда с гор спустится Грета-волшебница и скажет что-нибудь пророческое.

В то же время у этих самых закрытых дверей митингует молодежь с плакатами против глобализации и капитализма (один из ярких лозунгов – «system change, not climate change» – что-то вроде «хватит трепаться о глобальном потеплении, пора менять систему»).

Кадр из фильма «Давос». Надпись на плакате: «Если война – это производство, откуда возьмется мир при капитализме?»
Кадр из фильма «Давос». Надпись на плакате: «Если война – это производство, откуда возьмется мир при капитализме?»

Любопытно, что в 99-минутном фильме «Давос», вошедшем в международный конкурс полного метра фестиваля документального кино Visions du Réel, нет «кульминационных» или каких-либо еще «знаменательных» моментов.

Здесь важен не отдельный момент или случайно выхваченная сцена, а их сочетание, сопоставление и контраст. Так сказать, анализ в совокупности: по тому же самому принципу был построен один из предыдущих фильмов Даниэля Хёсла «Солдат Жаннетт» (2013), в котором сопоставляются судьбы богатой и бедной женщин.

Вот, с одной стороны, Мэри Каллахан Эрдоус, «самая сильная женщина на Уолл-стрит», как ее определяет Forbes (кстати, знаете ли вы, что Forbes пишет об успешных бизнесменах в лучших традициях «Рассказов о Ленине» – с такой же теплотой и любовью).

Эрдоус – глава JPMorgan Asset Management, а кроме этого совмещает еще несколько высокопоставленных должностей, состоит в советах нескольких уважаемых институций и умудряется при этом воспитывать троих детей. Короче, трудится, как раб на галерах. Феминистки всего мира должны бы ее носить на руках, но что-то мне подсказывает, что они этого не делают.

Кадр из фильма «Давос». Мэри Каллахан Эрдоус крайняя справа
Кадр из фильма «Давос». Мэри Каллахан Эрдоус крайняя справа

Вот конспект ее выступления на круглом столе о политике свободной торговли и маленькая ода феномену CDO (обеспеченные долговые обязательства, которые, по мнению многих экспертов, и привели к кризису 2008 года):

Обеспеченные долговые обязательства в США помогают своим акционерам: происходит больше выкупов акций, больше выплат дивидендов. Они помогают клиентам компаний, люди потребляют больше качественных продуктов и услуг, вы видите отдачу. И что очень важно – они помогают своим сотрудникам!
То есть это не про разовые бонусы, о которых мы много раз слышали, а про увеличение зарплат, медицинскую помощь и увеличение пенсионных выплат. Кроме того, компании направляют часть полученных средств на благотворительность в организациях, в которых они работают, и на профессиональную подготовку в них. Так что в масштабах всей Америки – это и есть капитализм!


То есть, переводя эти сверхдипломатичные пассажи на русский язык, капитализм – это очень круто. И не потому, что вы теряете при этом дом или вообще все сбережения, в то время как финансисты получают гигантские бонусы. Нет!

Капитализм крут, потому что к вам, дорогие работники, все вернется сторицей. (Сейчас, в период коронавируса упоминание про чудо-медицину звучит, по меньшей мере, издевательски.)

Кадр из фильма «Давос». Митинг
Кадр из фильма «Давос». Митинг

Это с одной стороны. А с другой – те же фермеры, не названные ни пофамильно, ни поименно, но которые трудятся изо дня в день на одной-единственной работе – в хлеву. У них нет ни высокопоставленных должностей, ни банков в подчинении, и всё, что они заработали – это скромный деревянный домик барачного типа с ретро-наличниками и покосившейся крышей.

Пока большой бизнес решает свои вопросы, дело всей жизни этих тихих людей катится в тартарары. Своим детям они жалуются, что с каждым годом они терпят все больше убытков. Надо ли говорить, что теленок рождается мертвым, а коров увозят на убой?

Кадр из фильма «Давос»
Кадр из фильма «Давос»

Швейцарские фермеры расстаются с коровами со слезами на глазах, и эта сцена прощания заставляет вспомнить о раскулачивании крестьян столетней давности. Но швейцарцев из Давоса никто не раскулачил: расстаться со своей фермой их вынудили прекрасные экономические условия, в которых качественное молоко из-под коровы производить невыгодно.

Ну, ничего, скоро Грета вместе с другими видными мыслителями современности решит все экономические и экологические вопросы – и тогда мы будем радостно пить рентабельное молоко из полимеров.


Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на
канал 💡