2,5K подписчиков

Рэп-реквием: история непримиримой дружбы 2Pac и Notorius B.I.G.

2,3K прочитали
Короли побережий: Кристофер Уоллес, он же The Notorious B.I.G и Лесэйн Пэриш Крукс, он же Тупак Шакур
Короли побережий: Кристофер Уоллес, он же The Notorious B.I.G и Лесэйн Пэриш Крукс, он же Тупак Шакур

На днях мы вместе с нашими коллегами из издания «Правила жизни» проводили экскурсию по культуре дисса (это когда ты оппонента не на стрелку зовешь, а разной степени гадости про него в треках рифмуешь) и, разумеется, мы не могли в процессе не упомянуть исполнителей ведущих ролей в (возможно) главном противостоянии в истории хип-хопа. А то и всей музыки в целом. Необязательно вообще что-либо знать про рэп, чтобы хоть краем уха услышать о вражде Тупака Шакура и The Notorious B.I.G. Мы попытались вспомнить хронологию событий и пропали в раскопках почти на целую неделю. Возвращаемся, чтобы сказать: главное, что вам стоит знать про самое непримиримое противостояние в хип-хопе, так это то, что данная история вовсе не про непримиримое противостояние. И даже не про конфликт двух побережий. Это не захватывающая история сражения. Это трагичная повесть о дружбе.

Тупак был против всех, а B.I.G был за Тупака (на заднем плане, целится пальцами в объектив)
Тупак был против всех, а B.I.G был за Тупака (на заднем плане, целится пальцами в объектив)

Поздним вечером 7 сентября 1996 года в Университетский медицинский центр Южной Невады под конвоем полиции и охраны был доставлен «король Западного побережья» Тупак Амару Шакур. В его теле находилось четыре пули, незадолго до этого доставленные неизвестными по назначению на пересечении Ист Фламинго Роад и Коваль Лэйн в Лас-Вегасе. Спустя несколько дней, 13 сентября, врачи зафиксировали смерть одного из самых влиятельных хип-хоп артистов мира.

В день своей смерти Шакур «улыбался» практически со всех обложек новостных изданий Америки
В день своей смерти Шакур «улыбался» практически со всех обложек новостных изданий Америки

В тот же день Фейт Эванс подняла телефонную трубку, чтобы услышать голос своего мужа и «главного врага Тупака» — The Notorious B.I.G.

«Он рыдал, я не могла отчётливо разобрать, что он говорит. Он просто плакал и не мог остановиться»

Бигги был глубоко потрясён случившимся и несколько дней ни с кем не разговаривал. В это время по улицам Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и передовицам желтых изданий стремительно распространялся слух о награде в миллион долларов, предложенной за «голову» Шакура. Заказчик — The Notorious B.I.G. Впрочем, мы как обычно начали с конца. Итак, тремя годами ранее…

Тупак был в восторге от дебютного сингла начинающего рэпера из Нью-Йорка
Тупак был в восторге от дебютного сингла начинающего рэпера из Нью-Йорка

20-летний Кристофер Уоллес нашёл весьма странный способ реализовывать полученные в хороших школах с углубленным изучением языка и экономики знания — приторговывал наркотиками на улицах Бруклина. В свободное от «работы» время он развлекался записью демок.

«Мне просто нравилось слышать свой голос поверх бита. Это было прикольно. Вот и все. Серьезно я к этому не относился»

Тем не менее, здоровяк периодически рассылал свои материалы, возможно, от скуки. А может, Бигги лукавил про несерьёзное отношение. В общем, одна из таких записей привлекла внимание Шона Puff Daddy Комбса, который взял юное дарование под крыло. И вместе они записали трек Party & Bullshit.

В тот год Бигги посетил Лос-Анджелес, где попросил знакомого дилера об услуге — представить его главной звезде «Запада» Тупаку Шакуру. Знакомый дилер затащил артиста на площадку фильма Poetic Justice («Поэтичная Джастис»), где как раз снимался Шакур вместе с Джанет Джексон.

Романтическая драма, рассказывающая о молодой поэтессе Джастис, которая отправляется в автопутешествие, переживая смерть бойфренда в уличной перестрелке. И хоть картине изрядно досталось от критиков за сценарий, игру Шакура и Джексон последние оценили высоко
Романтическая драма, рассказывающая о молодой поэтессе Джастис, которая отправляется в автопутешествие, переживая смерть бойфренда в уличной перестрелке. И хоть картине изрядно досталось от критиков за сценарий, игру Шакура и Джексон последние оценили высоко

Там Бигги с удивлением обнаружил, что Пак на повторе гоняет Party & Bullshit. А после и вовсе онемел, когда кумир позвал его на вечеринку в свой особняк (правда, возможно, лишь как +1 к знакомому дилеру). В резиденции суперзвезды хип-хопа (Шакур уже был мультиплатиновым исполнителем, продюсером и даже кинозвездой) начинающий рэпер и вовсе выпал в осадок, когда Тупак встретил компанию фразой: «Йо, заходите внутрь, поешьте!».

«Мы тусовались на улице, и тут Пак позвал нас всех на кухню, где сам готовил еду. Стейки, картошка фри, всякое такое. Бигги просто не мог поверить, он не мог поверить! ТУПАК стоит у плиты и готовит ему жрачку», — рассказывал в интервью стажёр с лейбла Комбса, приставленный к Бигги. «Потом мы сидели все вместе, ели, пили газировку, курили и смеялись. Помню, Пак подарил Бигги бутылку Hennessy, тому совсем крышак сорвало. Мне кажется, именно в тот день началась их дружба».

Совместный фристайл на сцене, 1993 год
Совместный фристайл на сцене, 1993 год

«Химия» между артистами случилась мгновенно: Бигги чуть ли не на год обосновался на диване у Шакура, спрашивая совета на каждый шаг своей карьеры. Сам же Тупак при любом посещении Нью-Йорка останавливался исключительно в доме у Notorious. Дошло до того, что Бигги засомневался в Шоне Комбсе и попросил Тупака заняться его менеджментом и продвижением. Но Шакур отказался.

«Оставайся с Паффи, бро. Он сделает тебя звездой»

При этом Тупак продолжил быть неизменным советчиком и главным авторитетом для Бигги. Каждая демка проходила через уши Шакура. Дружба музыкантов только крепла, а общего становилось все больше. В целом, парни вообще были похожи — мировоззрением, творчеством, ценностями. По большому счёту, у них была лишь одна разница. Но зато существенная: Пак представлял «Запад», тогда как Бигги был стремительно набирающим обороты рэпером «Востока». Конфликт побережий в те годы разгорался все сильнее. Тем не менее, друзья поначалу не обращали никакого внимания на подобную ерунду, да и окружение Бигги давно привыкло к задиристому гостю из Лос-Анджелеса. Родом ведь он из Гарлема, а значит – свой. Тупак посылал Бигги подарочные бутылки Hennessy чаще, чем бриллианты своим любовницам, а сам Notorious не упускал возможности выразить восхищение своим «старшим братом» — в интервью, со сцены, на вечеринках. Но внезапно дружба скончалась. Гораздо быстрее, чем родилась. И только в глазах одного участника.

Тупак, Стинг, Мадонна и Ингрид Касарес. Из присутствующих за столом Мадонна не встречалась только со Стингом. Но это не точно
Тупак, Стинг, Мадонна и Ингрид Касарес. Из присутствующих за столом Мадонна не встречалась только со Стингом. Но это не точно

Несмотря на статус суперзвезды, Тупак начал стремительно беднеть. В целом, мало кто настолько четко олицетворял слоган «живи быстро, умри молодым», насколько делал это Шакур. Он создавал часы музыкального материала (вызывая у Dr. Dre добрую зависть своей способностью записываться с одного тейка), снимался и сам продюсировал фильмы, закупал шмот, продавал шмот, открывал клубы, спонсировал команды по стритболу, занимался благотворительностью и… Скандалил, влезал в разборки уличных банд, наезжал на политиков, попадал на скамью подсудимых, а оттуда — в тюрьму. Бесконечные вечеринки и баснословные траты на выпивку, тачки, алкоголь и женщин росту благосостояния тоже не помогали. Как не помогали и бесконечные поставки Hennessy в Нью-Йорк.

Пол ляма за кольчугу? Беру!!!
Пол ляма за кольчугу? Беру!!!

Тупак вкладывал в новые проекты ещё до того, как предыдущие выходили из минуса. В итоге в минус улетел сам Шакур. В то же время у Бигги ситуация была обратная. Слава его росла, количество баксов на банковском счете – тоже. И то и другое развивалось в геометрической прогрессии. Нет, разумеется, дружба рэперов рухнула не из-за денег. Хоть между артистами возникали временами небольшие терки (например, Бигги сильно не нравились некоторые люди в окружении Шакура и он предостерегал друга от общения с этими гангстерами), отношения оставались в зоне обоюдного уважения. В конце концов, друзья ругаются, потом мирятся. На то они и друзья. Тупака сильно терзали судебные разбирательства, да и обвинения были более чем серьезные — артист подозревался в изнасиловании. Услуги адвокатов «пакманом» проходились по нулям на счетах, и рэпер остро нуждался в деньгах. 30 ноября 1994 года он прилетел в Нью-Йорк для участия в проекте артиста Little Shawn (по другой версии, это была запись Lil' Cease, близкого друга и подопечного B.I.G).

За гостевой куплет Шакуру предложили неплохую сумму, а он был не в том положении, чтобы отказываться, хоть и сомневался. Ну, и заодно бы повидался с Notorious, ведь тот тоже принимал участие в треке. Приободрившись, Тупак влетел в лобби здания на Таймс-сквер, где находилась студия, и… По нему открыли огонь. Вернее сказать, первоначально Шакура и его охрану попытались ограбить, и тут за пушку схватился сам Тупак. Выстрелить он не успел, зато в него попали целых пять раз. После чего сняли все украшения и скрылись. Рэпер (по его версии) притворился мёртвым и выждал, пока нападающие убегут (охранникам повезло меньше — притворяться не пришлось). Раненый Шакур добрался до лифта и поднялся на этаж, где находились The Notorious B.I.G и Шон Комбс. Это было началом конца большой дружбы и переходом войны побережий на принципиально новый уровень. По версии Шакура, коллеги были обескуражены и удивлены появлением рэпера (не очень, правда, понятно, какую ещё реакцию он ждал от людей, заливая все вокруг кровью), а это доказывало их причастность к нападению. Puff Daddy все обвинения отрицал и утверждал, что ничего, кроме «любви и соучастия» в адрес Шакура направлено не было. Также есть мнение, что B.I.G вообще не было на студии, поскольку он опоздал. Впрочем, эту версию Тупак тоже воспринимал, как доказательство, ведь Notorious потому и опоздал, что знал о грядущей пальбе. Ещё Шакур был уверен, что узнал в нападавших кого-то из окружения Бигги. Тем не менее, вскоре от теорий заговора Тупака отвлекли личные проблемы: после долгих слушаний он был признан виновным в деле об изнасиловании (хоть и не как основной участник и по смягченной статье), а также незаконном хранении оружия.

Раненного Тупака сопровождают в суд на следующий день после нападения
Раненного Тупака сопровождают в суд на следующий день после нападения

По иронии судьбы, другими фигурантами дела об изнасиловании были ровно те самые люди, от общения с которыми Шакура и предостерегал B.I.G. Однако, обвиняемых быстро разделили и сел только Тупак, в чем, разумеется, сразу увидел ещё одну подставу — девушка явно была в сговоре с другими участниками. Шакур был приговорён к полутора годам колонии и залогу в три миллиона долларов. Таких денег у Тупака не было, и он отправился за решётку (и тут умудрившись прожить главу жизни по максимуму: за время отсидки рэпер побывал и в одиночной камере и в тюрьме строгого режима). И вот здесь дружбе Шакура и The Notorious B.I.G пришёл окончательный конец. Но, как мы и говорили, только в глазах «старшего брата». Хотя и не без помощи «младшего». Неясно, чем руководствовался сам Бигги (или, возможно, это была обида Комбса на Тупака), но буквально через пару месяцев после нападения на последнего, B.I.G дропнул трек Who Shot Ya? (Кто же тебя подстрелил?)

Песню и дослушать толком не успели, как все решили, что это дисс на Шакура. И дисс издевательский, в момент полной беспощности «мишени». Полагаем, нет смысла объяснять, как среагировал сам Тупак. Он, скажем так, был в ярости. Ситуацию попытался было поправить сам Notorious.

«Не несите хрень, я все ещё думаю, что этот ни**ер мой бро! Трек написан хрен знает когда, до всего этого. Все это д*рьмо давно пора нормально проговорить. Это то, что я повторяю себе каждый день. Мне просто нужно с ним поговорить. Я никогда не диссил Пака и никогда не поверю, что он думает, будто я мог так с ним поступить. Не с ним, не мог!».

Разумеется, никто Бигги не поверил. Сам же Шакур резонно заметил:

«Даже если этот трек не обо мне… Но разве он не должен был подумать, что выпускать такое сейчас… Ну, типа «да, трек не о нем, но я не буду дропать его сейчас, ведь он может решить, что трек о нем».

Судя по всему, Бигги не врал. Да, разумеется стоило подумать, что «он может решить, что трек о нем» (больно тайминг хороший), тем не менее, по версии коллег Notorious, композиция, действительно, была записана задолго до нападения на Тупака. Более того, изначально песня вообще предназначалась для певицы Мэри Джей Блайдж.

Ну да, ну да, это я во всем виновата, ага
Ну да, ну да, это я во всем виновата, ага

Подробнее о треке рассказал известный хип-хоп DJ Funkmaster Flex в 2014 году:

«Who Shot Ya?» предполагался как интро-трек для нового альбома Мэри. Но лейбл песню забраковал, решив, что это жесткач. В первоначальной версии там были парты Бигги и Кита Мюррэя. Ещё планировался парт LL. Cool J, но Джей так и не записался. Кстати, эта версия по-прежнему существует!».

Funkmaster Flex (кореш Комбса) также утверждал, что никто не нападал на Тупака в 1994. Вернее, нападать то нападал, но не стрелял. «Да ни**ер просто запаниковал! Его и пальцем никто не тронул, лишь потребовали украшения. А этот придурок полез за стволом и подстрелил сам себя. Ложь и глупость Тупака стоила людям жизней!» Потрясающая осведомленность для человека, который «не при делах».
Funkmaster Flex (кореш Комбса) также утверждал, что никто не нападал на Тупака в 1994. Вернее, нападать то нападал, но не стрелял. «Да ни**ер просто запаниковал! Его и пальцем никто не тронул, лишь потребовали украшения. А этот придурок полез за стволом и подстрелил сам себя. Ложь и глупость Тупака стоила людям жизней!» Потрясающая осведомленность для человека, который «не при делах».

Как бы там ни было, оригинальную версию простые смертные не слышали, а трек вышел за авторством The Notorious B.I.G. И тут в игру вошел продюсер Мэрион «Шуг» Найт. Глава Death Row Records предложил оплатить залог за остаток срока, если Шакур подпишется с лейблом. Тупаку же не просто нужны были деньги и свобода, он жаждал мести:

«Шуг, поверь мне, вместе мы на куски этих ни**еров порвём, уничтожим Bad Boy [лейбл Комбса], уничтожим Бигги, порвём всех этих уродов! Я нужен тебе, ты нужен мне. Хип-хоп – это West Coast

«Шуг» Найт и его новый преданный солдат: по мнению друзей Шакура, Найт никогда не забывал о выплаченном залоге. И не давал забыть Тупаку
«Шуг» Найт и его новый преданный солдат: по мнению друзей Шакура, Найт никогда не забывал о выплаченном залоге. И не давал забыть Тупаку

За 1,4 миллиона долларов Шакур вышел на свободу и в тот же день поставил подпись на контракте. Разогревшись суперхитом California Love и раздав ещё с десяток интервью (в которых рэпер по новой обвинил Notorious и Шона Комбса в нападении), Тупак сделал то, ради чего ему понадобился Death Row.

Всю свою злость и обиду Тупак Шакур выплеснул в диссе на Notorious и Шона Комбса: в Hit ‘Em Up рэпер прошёлся по весу Бигги, припомнил ему свою доброту и поддержку в начале карьеры («позабыл, как ты спал на моем диване?»), сообщил, что трахал его жену (Фейт Эванс, к слову, ответила Тупаку достойнее всех участников конфликта: «я иначе веду дела»), а также «перемолол» Шона Комбса. К концу трека Шакур и вовсе сваливается в эмоциональный монолог, в котором просто шлёт на*** всех, кого может вспомнить. Заканчивает же он его тем, что называет себя и новых коллег «убийцами плохих парней» (отсылка к названию лейбла Bad Boy Records). Композиция вызвала широкий резонанс в хип-хоп сообществе и, разумеется, нехило так разозлила Puff Daddy и всех его артистов. Всех, кроме одного. Пока лейбл готовился к серии ответных дисс-атак на Тупака, The Notorious B.I.G заявил, что любого, кто хоть фразу в адрес Шакура скажет в треке, он забудет навсегда. А если лейбл выпустит хоть что-нибудь в ответ на Hit ‘Em Up — то это будет означать расторжение контракта с The Notorious B.I.G. Такая реакция главной звезды удивила Комбса, но рисковать отношениями с Бигги ради ответа Шакуру он не хотел. Неизвестно почему Notorious так и не смог нормально поговорить с Тупаком с глазу на глаз. Возможно, этого не хотел сам Шакур. Но скорее всего, этого не хотели владельцы лейблов — конфликт продавался намного лучше, чем дружба. Любой вброс про очередной дисс превращал запись в «платину». Но постепенно артисты все больше занимались своими делами и перестали замечать друг друга (Пак, правда, все же записал Can’t C Me, в которой опять приложил всех, хоть и не так в лоб). Карьера Тупака восстановилась, а вот репутация Death Row из-за манеры ведения дел «Шуг» Найтом только ухудшалась. Но пока у него был Шакур (который выступал «адвокатом» в публичном поле и тоннами приносил компании деньги), Dr. Dre и Snoop Dogg — лейбл оставался ведущей силой «Запада». 7 сентября 1996 года рэпер и продюсер прибыли в Лас-Вегас, чтобы посетить бой легендарного тяжеловеса и друга Тупака «Железного» Майка Тайсона.

«Тупак выделялся, он был бесстрашным. Я был таким в ринге, но он был таким в жизни. Ничего и никого не боялся». Рэпер и боксёр подружились в тюрьме, а выйдя на свободу примерно в одно и тоже время, постоянно тусовались вместе
«Тупак выделялся, он был бесстрашным. Я был таким в ринге, но он был таким в жизни. Ничего и никого не боялся». Рэпер и боксёр подружились в тюрьме, а выйдя на свободу примерно в одно и тоже время, постоянно тусовались вместе

Специально для Майка Шакур записал трек для выхода в ринг — Ambitionz Az A Fighta, а 7 сентября был первым, кто поздравил боксера с победой (Майк бился за титул WBA с Брюсом Селдоном, уложив последнего за раунд).

Произошедшее дальше до сих пор остаётся темой множества споров и теорий. Основная версия выглядит так: уже после боя в холле отеля и казино MGM Grand, где проходил поединок, кто-то из окружения Найта заметил Орландо Андерсона, участника банды Southside Compton Crips. Сам же «Шуг» имел связи с конкурирующей группировкой. Андерсон недавно участвовал в ограблении деловых партнеров Найта, поэтому «Шугу» было о чем с ним «поговорить». Но, вместо этого он… Натравил на него Тупака. Шакур с компанией напали на Орландо, потасовку зафиксировали камеры наблюдения.

Охрана заведения погасила «пожар», и Тупак со всей компанией собрался в клуб Найта Club 662. Дальше последовала череда странных совпадений, которая приведёт к фатальной концовке на пересечении Ист Фламинго Роад и Коваль Лэйн. Сперва «Шуг» Найт решает сам вести машину, а Тупак садится на пассажирское место (на котором обычно ездил продюсер). После Шакур просит своего телохранителя поехать на другой машине, на случай, если понадобится дополнительный транспорт для возвращения в отель из клуба. Примерно в 11 вечера, BMW c Найтом и Шакуром останавливает полицейский патруль. За отсутствие регистрационных номеров и слишком громкое прослушивание музыки. По какой-то причине артистов отпускают без каких-либо штрафов через пару минут. Ещё минут пять спустя, с машиной поравнялся белый Cadillac, из окон которого и открывается огонь по пассажирскому месту. Охрана Шакура попыталась было устроить погоню за нападавшими, но она не увенчалась успехом. Основная версия сложилась быстро — уязвлённый Орландо Андерсон отомстил за нападение в отеле. Однако, в итоге расследование превратилось в клубок домыслов и путаницу фактов, неразгаданную до сих пор. Да, участники банды Crips, как и отец самого Орландо, подтвердили (хоть и сильно позже), что именно Андерсон стрелял в Тупака. Но самого Орландо вскоре застрелили в ходе уличных разборок (не имеющих отношения к рэперам побережий) и допросить его уже нельзя. А когда было можно, полиция почему-то ограничилась поверхностным допросом и быстро его отпустила (основного подозреваемого, человека с мотивом!). Также удивляет сам факт присутствия гангстера из Комптона в Вегасе в тот вечер. Билетов на бой у него не было. Из Лос-Анджелеса в Неваду путь неблизкий, и приехал он точно не на Тайсона посмотреть. У самих же Southside Compton Crips не было никаких тёрок с Тупаком. Вот с кем были, так это с Найтом и его партнерами. Вполне вероятно, что Шакур и не был «мишенью», а его гибель не имеет никакого отношения к конфликту Западного и Восточного побережья. Возможно, это были обычные разборки банд, в которые Тупака втянули, как отвлекающий манёвр. Мы не можем ничего утверждать, никаких доказательств у нас нет. Есть только вопросы. Зачем «Шуг» Найт втянул в разборки с мелким бандитом фигуру такого масштаба, как Шакур? У него охраны с собой было на небольшую армию. Зачем спровоцировал потасовку в отеле, перед камерами? Зачем повёл машину, хотя обычно сидит на пассажирском месте? Как бы там ни было, мы возвращаемся к тому, с чего начали: 13 сентября 1996 года врачи отключили Тупака Шакура от приборов искусственного жизнеобеспечения и констатировали смерть «короля Запада». Главный его противник The Notorious B.I.G так и не успел сделать то, что собирался — поговорить со своим врагом с глазу на глаз. Ведь на самом деле враг был его лучшим другом.

«Наша небольшая стычка, мужика на мужика, двух отдельно взятых индивидуальностей, заставила целое Западное побережье ненавидеть все Восточное. И наоборот. Меня ужасно это бесит и опустошает. Я хочу стать тем, кто закончит это все. Починит. Пака с нами больше нет. Он не сможет стать этим человеком. Как и тем, кто будет способен все сломать»

По воспоминаниям Фейт Эванс, Бигги очень тяжело переживал смерть товарища и корил себя за то, что точки на «i» они так и не расставили. Он ненавидел конфликт побережий, ненавидел продюсеров, которые его раздули, ненавидел рэперов, которые лишь подливали масла в огонь. И очень скучал по Тупаку. Notorious появлялся на публике в чёрном и практически не комментировал постоянные намеки, что он «заказчик» Шакура.

Бигги и Шон Комбс на премии Soul Train в Лос-Анджелесе, 7 марта 1997 года. Пока Бигги вручал награду Тони Брэкстон, его освистала публика. Два дня спустя The Notorious B.I.G будет убит
Бигги и Шон Комбс на премии Soul Train в Лос-Анджелесе, 7 марта 1997 года. Пока Бигги вручал награду Тони Брэкстон, его освистала публика. Два дня спустя The Notorious B.I.G будет убит

9 марта 1997 года практически зеркально повторилось осеннее происшествие в Лас-Вегасе. Неизвестный открыл огонь по машине, где находился Notorious. Он сидел на пассажирском сидении. В его тело попало… 4 пули. Артист скончался в больнице не приходя в сознание. Его смерть также стала причиной множества споров и спекуляций и также не была разгадана. Многие считали, что Бигги «убрал» Найт, но даже не из мести, а чтобы отвести глаза от своей причастности к смерти Тупака. Артисты Death Row пошли на открытую конфронтацию с продюсером. Dr. Dre покинул лейбл, не желая ассоциироваться с гангстерами и уличной преступностью, Snoop Dogg публично обвинил Найта в смерти обоих. Империя «Шуга» была развалена.

По сей день Тупак Шакур и The Notorious B.I.G остаются самыми канонизированными персонажами хип-хоп культуры и символом соперничества побережий. Несмотря на смерть, артисты до сих пор остаются в топах самых прослушиваемых артистов жанра
По сей день Тупак Шакур и The Notorious B.I.G остаются самыми канонизированными персонажами хип-хоп культуры и символом соперничества побережий. Несмотря на смерть, артисты до сих пор остаются в топах самых прослушиваемых артистов жанра

В конфликте двух великих рэперов от внимания публики зачастую ускользает одна очень важная деталь. На момент смерти Тупаку было 25 лет, Бигги — 24. Конечно, времена были другие, как и скорости, тем не менее, возможно, артистам просто не хватило времени, чтобы повзрослеть. Деньги, слава и вседозволенность были не атрибутом успешных состоятельных мужчин, это была компенсация за детство, которого не было. И все конфликты решались дракой на площадке. Просто игрушечные пистолеты вдруг стали стрелять самыми настоящими пулями. Современные хип-хоп артисты все дальше и дальше уходят от грязи и жестокости улиц к лоску и роскоши вечеринок во время недель моды или балов типа MET Gala. Многие из них больше не хотят ассоциироваться с бандами и меняют худи и кепки на вечерние смокинги, другие получают Пулитцеровские премии за тексты, вкладываются в крупный бизнес и живут в престижных кварталах, отдавая детей в лучшие университеты страны. Романтика гетто и жизни гангстеров все больше превращается в нравоучительный рассказ. Про преданную дружбу двух гениев поколения, обернувшуюся настоящей катастрофой.

Тупак, Бигги и Шон Комбс на сцене, 1993 год
Тупак, Бигги и Шон Комбс на сцене, 1993 год
«Я не боюсь смерти. В конце концов, что ещё способно меня остановить? Только смерть. Меня. Но не мою музыку. Она будет жить всегда. А вот чего я боюсь — так это реинкарнации» (с) Тупак Шакур.