Сегодня я предлагаю Вам фантастичекую прогулку по Государственной Третьяковской галерее. Фантастическую потому, что картины, которые мы сегодня увидим, редко можно увидеть в ее залах. Это будет виртуальная прогулка, мы заглянем в хранилища одного из главных хранилищ русского искусства. Это все из-за того, что мы будем искать настоящие шедевры Исака Левитана. Эти картины очень хрупкие, легко осыпаются потому что написаны они пастелью. Вот почему видеть их в залах музея — редкое и значительное событие.
Мало кто знает, но И.И. Левитан был прекрасным мастером пастели. Мы все видели его потрясающие шедевры, написанные маслом, но вот с пастелями очень хочется познакомиться.
Почему эти картины редко выставляются даже в Третьяковке? Во первых, работы пастелью храниться только под стеклом. Такие картины оченб капризные. Они осыпаются при малейшем сотрясении, еиз нельзя перевозить, нони могут погибнуть от солнечных лучей и от извенения в лажности в помещениях. Постоянное беспокойство за сохранность «сыпучих» пастельных произведений не позволяет их часто и продолжительно экспонировать.
Увлечение художника пастелью совпадает с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью.
Пастель - очень редкий для российских художников того времени материал. Этот «заграничный материал» в картинах Левитана оживает, имеет силу и чистоту цвета,так хорошо передающие колорит южной Италии.
В хранилище Третьяковки есть прекрасная работа "Цветущий сад". Она очень созвучна с предыдущей. Согласитесь, весна Левитана прекрасна! В них очень похожее настроение, лиризм искромных в своей простоте и обыденности сюже со спокойным размеренным повествованием. Считается, что эти работы написаны на пленэре.
В частной коллекции в Москве есть еще одна пастель Левитана «Весна. Белая сирень. Терраса в сирени» 1894—1895гг.
Художник использует метод наложения на большие цветовые плоскости одного цвета штрихов и пятен пастели других цветов — своеобразную «цветопись», в которой объединяются живописные и рисуночные начала пастели. В этих сложных цветовых наслоениях рождается пейзаж «Разлив», сдержанный в своей гармоничной тональности, полный задумчивости и нежной лирики.
Посмотрите, как Левитан на картине "У ручья" очень просто, темно-зелеными и ярко-зелеными диагональными штрихами пишет кустарники, травы....Такой простой сюжет, незамысловатая композиция, душевный покой - главные особенности живописи Левитана. Этот пейзаж со спокойно протекающим ручьем кажется таким близкими и родными...
Изысканна по своей лучезарной насыщенности пастель «Осенний пейзаж с церковью», словно излучающая золотистые отблески листвы. Он повторил подобный сюжет еще раз.
Многие современники гадали, что за церковь изображена на этих картинах. Но А.Н.Бенуа однажды сказал, что «картины Левитана — не виды местностей, не справочные документы, но сама русская природа с ее неизъяснимо тонким очарованием, тихая, скромная, милая русская природа». С этим трудно не согласиться....
Еще одна картина из сокровищницы Третьяковской галереи - картина «На озере Комо. Набережная», она написана во время поездки художника в Италию. Это было в 1894-м году.
На этой картине - парк виллы Карлотта в окрестностях городка Каденаббия на озере Комо. Это картина с малолюдной набережной, одетой в старый камень, во время дождя проникнута тонким лирическим настроением так красиво, как это мог сделать только Левитан... Третьяковская галерея выкупила эту картину из частной коллекции в 1989 году.
В этих пастелях раскрылась любовь художника к великолепию природы, к красоте мира, к богатству его форм и цвета. Эти пастели Левитана 1890-х годов в коллекции Третьяковской галереи — это целая эпоха в истории развития русской пленэрной живописи, дарящая нам эти невероятные тончайшие зрительские ощущения.
Надеюсь, Вам понравилась эта публикация. Ставьте лайк, подписывайтесь. Ваши лайки и подписки мотивируют писать лучше и больше). Открывайте искусство! Ваш Алекс Маком.