1,1K подписчиков

Восстановление модели ГАЗ-24-02 "Волга" - Спорт в масштабе 1:43 с помощью 3D технологий. Часть 3.

1,4K прочитали

Привет моделистам и гостям канала! Сегодня я расскажу о процессе восстановления модели уже из коллекции моделиста М. Объектом внимания будет модель автомобиля ГАЗ-24-02 "Волга" - Ралли в масштабе 1:43 производства Тантал.

В прошлых публикациях я уже рассказывал о том, как мне удалось восстановить несколько моделей номерных "Волг" производства СССР. Кому интересно, ссылки на них будут в конце статьи.

Здесь нас ждёт более изощрённая работа - 3D-печать будет призвана стать заменой не пластиковой, а металлической детали!

Посмотрим, что из этого выйдет?

Моделька приехала ко мне в таком удручающем виде 😟:

❌ "Очумела" и развалилась на части задняя дверь;
❌ Утеряно стекло для задней двери;
❌ Пятно клея на правой задней двери;

Модель ГАЗ-24-02 "Волга" до восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" до восстановления

❌ Сломана хромированная рукоятка переключения КП;
❌ Отсутствуют оба задних фонаря;
❌ Сломан левый задний бампер;

Модель ГАЗ-24-02 "Волга" до восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" до восстановления

❌ Сильно деформирована задняя ось (передняя также имеет небольшую кривизну);
❌ Скол хромированного покрытия на двигателе.

Модель ГАЗ-24-02 "Волга" до восстановления (вид снизу)
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" до восстановления (вид снизу)

Внимание к деталям:

- Модель постномерная (донышко металлическое, серебристое, без номера);

- Крепление дверей происходит уже не в отверстия в донышке, а в пластмассовую делать с передними сиденьями и имитацией пола;

- Колёсные диски состоят из двух половин: одна пластиковая часть белого цвета, а вторая хромированная с колпаком;

- Рукоятка переключения КП уже не выполняется отдельной деталью, а отлита вместе с одной половинкой двигателя;

- Корпус воздушного фильтра под капотом выполняется отдельной деталью, без хромирования.

Судя по информации на коробочке, модель изготовлена в октябре 1992 года. Лично мы с этой моделью - почти ровесники)

1. Разборка модели.

Модель "Волги" с креплением передних и задних дверей в пластиковую деталь салона, а не в отверстия в донышке, разбирается несколько проще. При снятии металлического дна, штыри дверей остаются сидеть в своих гнездах и минимизируется вероятность их случайной поломки.

⚠️ Совет при разборке. Чтобы аккуратно извлечь двигатель, сначала нужно вытащить упругие стержни, которые фиксируют переднюю ось. Только теперь, когда переднюю ось можно легко приподнять, двигатель возможно снять без повреждений.

Модель ГАЗ-24-02 "Волга" в разборе
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" в разборе

2. Подбор деталей из хомяковских запасов.

В любом настоящем моделисте живёт запасливое животное - хомяк. Да, да - это наше тотемное животное! Этот зверь не только любитель принести домой очередную коробочку, но и создать большой запас деталей. Некоторые коллеги шутят, что такие моделисты негласно состоят в ордене "Пресвятого хомяка". Признайтесь, вы ведь тоже в нём состоите? 😉

Шутки - шутками, а запас деталей необходим! Деформированным осям я нашёл замену. Жаль, что внутренние половинки колёсных дисков не белые, а серые. С другой стороны - их совершенно не видно за колпаками и они будут практически в цвет кузова. Также для задней двери нашлось и родное стёклышко.

3. 3D-моделирование.

А теперь возьмёмся за то, что не удалось найти в запасах. В CAD-редакторе для модели были спроектированы следующие детали:

  • Задняя дверь.
3D модель задней двери
3D модель задней двери
3D-модель задней двери (основной вид и вид справа)
3D-модель задней двери (основной вид и вид справа)

Фишка в том, что такую деталь, как задняя дверь, найти на рынке отдельно - очень сложно. Это одна из самых часто-ломаемых деталей у "Волги" ГАЗ-24-02. Была у меня по детству Волга скорая помощь, факт с задней дверкой подтверждаю - ломается легко 😅! А, если ещё и чума пойдёт... Отсюда такая относительная редкость и высокая рыночная цена.

  • Фрагмент рукоятки переключения КП
3D-модель фрагмента рукоятки переключения КП
3D-модель фрагмента рукоятки переключения КП
  • Задний бампер (правый)
ЗD-модель правого заднего бампера
ЗD-модель правого заднего бампера

  • А задний фонарь уже был спроектирован ранее и успешно применялся в работе над восстановлением моделей.
3D-модель заднего фонаря
3D-модель заднего фонаря

4. Подготовка к печати.

Задние двери, фрагмент рукоятки переключения КП, задние бампера и задние фонари я распечатать в нескольких экземплярах и за несколько заходов. Право на ошибку и технологические потери - никто не отменял).

В прикладной программе для 3D-принтера я задал деталям пространственное расположение и необходимые для осуществления 3D-печати поддержки.

Расположение моделей деталей на пространстве виртуального рабочего стола и создание поддержек
Расположение моделей деталей на пространстве виртуального рабочего стола и создание поддержек
Расположение моделей деталей на пространстве виртуального рабочего стола и создание поддержек
Расположение моделей деталей на пространстве виртуального рабочего стола и создание поддержек

5. 3D-печать.

Задняя дверь, фрагмент рукоятки переключения КП и задние фонари были распечатаны на фотополимерном принтере Photon Mono 4K от фирмы Anycubic из полупрозрачной смолы Clear линейки Basic с помощью технологии LCD-печати.

(заменить 3е фото на бампер)
(заменить 3е фото на бампер)

А задние бампера из полупрозрачной смолы Green линейки Basic.

Распечатанные на 3D-принтере задние бампера для модели ГАЗ-24-02 "Волга".
Распечатанные на 3D-принтере задние бампера для модели ГАЗ-24-02 "Волга".

После печати, детали традиционно прошли промывку в этиловом спирте и дополнительную засветку (сушку) УФ-излучением в специальной машине от Anycubic.

6. Ложная сборка.

Скажу честно, задняя дверь получилась не с первого раза. После печати пробной версии двери пришлось вносить небольшие коррективы в геометрию и печатать вновь. Ложная сборка помогает понять, как хорошо деталь села на своё место и как обстоят дела с зазорами. Это важно, ведь деталь у нас - подвижная!

Примерка распечатанной задней двери к кузову "Волги"
Примерка распечатанной задней двери к кузову "Волги"

К задней двери отлично подошло и оригинальное стёклышко.

Примерка оригинального стекла в распечатанную заднюю дверь
Примерка оригинального стекла в распечатанную заднюю дверь

После внесения коррекций задняя дверь получилась годная, поэтому смело переходим к следующему этапу.

7. Лакокрасочные работы или рубрика "Эксперименты".

Перед окрашиванием с деталей были бережно удалены все поддержки, а сами детали загрунтованы серым финишным грунтом от TAMIYA.

Подготовка задней двери для модели ГАЗ-24-02 "Волга" к окрашиванию
Подготовка задней двери для модели ГАЗ-24-02 "Волга" к окрашиванию

Чтобы подобрать необходимый оттенок для окрашивания задней двери, я смешал, следующие эмалевые краски от TAMIYA: XF-20 Medium grey - основа, немного XF-66 Light grey и X-1 White.

⚠️ Подобрать краску - ещё один момент, который удаётся не с первого раза! Если поверх матовых красок планируется использовать глянцевый лак, то окрашивать деталь нужно на половину оттенка светлее, так как лак придаст ей "мокрый эффект" и окрашиваемый элемент станет темнее. Не стоит забывать и о том, что матовая краска сама по себе темнеет при высыхании.

Окрашенные распечатанные задние двери для модели ГАЗ-24-02 "Волга"
Окрашенные распечатанные задние двери для модели ГАЗ-24-02 "Волга"

После того, как оттенок был подобран, я покрыл деталь глянцевым акриловым лаком TS-13 TAMIYA в несколько слоёв.

Окрашена и покрытая лаком задняя дверь для модели ГАЗ-24-02 "Волга"
Окрашена и покрытая лаком задняя дверь для модели ГАЗ-24-02 "Волга"

Далее я покрыл жидким хромом от Molotov фрагмент рукоятки переключения КП и задние бампера, а также защитил их поверхности лаком Х-22 от TAMIYA. А почему поверх жидкого хрома от Molotov я использую только лак Х-22, можно узнать из этой статьи (раздел 5).

Окрашенный и покрытый глянцевым лаком фрагмент рукоятки переключения КП
Окрашенный и покрытый глянцевым лаком фрагмент рукоятки переключения КП
Окрашенные и покрытые лаком распечатанные задние бампера для модели ГАЗ-24-02 "Волга"
Окрашенные и покрытые лаком распечатанные задние бампера для модели ГАЗ-24-02 "Волга"

Для аккуратного окрашивания этих деталей я использовал аэрограф.

Внимательно рассмотрев нижнюю часть двигателя, я обнаружил сколы хрома. Неприятно, но ничего страшного в этом нет. Жидкий хром и лак X-22 помогут с этим справиться! ☺

Восстановление нижней части двигателя с помощью жидкого хрома от Molotov и глянцевого лака X-22 от TAMIYA
Восстановление нижней части двигателя с помощью жидкого хрома от Molotov и глянцевого лака X-22 от TAMIYA

Задние фонари для "Волги" были окрашены смесью лаков LP-52 и LP-53 от TAMIYA в пропорции 1:1 (по объёму) - это дало максимально-приближенный к оригиналу оттенок.

Уже традиционно, на фото ниже я показываю 3 вида окрашивания распечатанных задних фонарей. Итак, слева - направо: LP-53 - оранжевый, (LP-52 + LP-53) - красный, LP-52 - тёмно-красный. Окрашивание производилось методом окунания детали в лак.

Распечатанные и окрашенные задние фонари для модели ГАЗ-24-02 "Волга"
Распечатанные и окрашенные задние фонари для модели ГАЗ-24-02 "Волга"

8. Сборка модели.

Для начала я собрал для "Волги" новые оси с её родными колёсными дисками и покрышками.

Собранные оси с колёсными дисками и покрышками
Собранные оси с колёсными дисками и покрышками

⚠️ Одна их самых ответственных задач - это осторожно собрать двигатель и смонтировать его в посадочные места таким образом, чтобы он фиксировал переднюю ось.

И только после этого я приклеил распечатанный фрагмент рукоятки переключения КП. По моему, смотрится, как родная! ☺

Подсборка донышка с двигателем и восстановленной рукояткой переключения КП
Подсборка донышка с двигателем и восстановленной рукояткой переключения КП

Оригинальное стёклышко также успешно встало на своё место в задней двери.

Процесс сборки модели с новыми распечатанными деталями
Процесс сборки модели с новыми распечатанными деталями

А дальше процесс сборки пошёл, как по маслу.

Окончательная сборка модели ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления (вид снизу)
Окончательная сборка модели ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления (вид снизу)

Заключение.

Вот и завершился очередной проект повышенной сложности по восстановлению саратовской модели в масштабе 1:43 с помощью 3D-технологий.

Для восстановления "Волги" были спроектированы и изготовлены с помощью LCD-печати: Задние фонари, левый и правый задние бампера, задняя дверь, фрагмент рукоятки переключения КП.

Ниже приведу фотографию до и после. Думаю, что она говорит сама за себя 😉.

Сравнение Модели ГАЗ-24-02 "Волга" до и после восстановления
Сравнение Модели ГАЗ-24-02 "Волга" до и после восстановления

А в качестве финального аккорда посмотрим на фотографии модели с её родной корочкой:

Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления
Модель ГАЗ-24-02 "Волга" после восстановления

Очень надеюсь, что Волга вновь займёт своё законное место на полке моего заказчика и принесёт ему только положительные эмоции ☺️. Я и сам получил массу удовольствия, работая над этой спортивной красоткой!

А вот ссылочки на предыдущие работы по восстановлению саратовских собратьев этой модели:

К "Волгам" мы ещё вернёмся, а пока буду переключаться и на другие проекты. В планах на ближайшее будущее несколько конверсий и восстановление ещё нескольких моделей советского производства с помощью 3D-технологий моих уважаемых заказчиков. Про себя бы ещё не забыть 😅!

До новых встреч на канале! Скоро увидимся!

С уважением, Сержик Моделист.

#3d-принтер #3d-принтер #3D-моделирование #anycubic #1:43 #тантал #масштабная модель #волга #газ-24-02 #photon mono 4k