"Старички", ушедшие в Цусиму.

9,2K прочитали

В истории броненосных крейсеров мы не будем «нырять» глубоко в историю, рассматривая деревянные (но броненосные) «Севастополь» и «Петропавловск», построенных чуть позже «Минина» с «Пожарским» и «Александра Невского» («Герцога Эдинбургского») с «Генерал-адмиралом». Это все-таки корабли старого поколения, у которых паровая машина, это просто дополнение к парусам. Сегодня мы поговорим о двух «старичках», которые (непонятно зачем) оказались в горниле Цусимы.

Дмитрий Донской
Дмитрий Донской

В предыдущей статье мы заговорили о строительстве двух «полуброненосных фрегатов» (именно так они классифицировались в то время) «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

Многие уже потерли руки, зная предысторию. Да, один из них строился у «частника», на Балтийском заводе, второй, на казенном заводе. Да, результат получился очень разный (спорить не буду). И вопрос тут больше даже не в заводах или форме собственности. Грамотные квалифицированные специалисты были и на том и на том заводе.

Кроме того, мы знаем примеры, когда казенные заводы дешевле, быстрее и качественнее справлялись с заказами, чем частники (если им не мешали). Такое тоже было.

В истории броненосных крейсеров мы не будем «нырять» глубоко в историю, рассматривая деревянные (но броненосные) «Севастополь» и «Петропавловск», построенных чуть позже «Минина» с «Пожарским» и...-2

Да, под частником «горит земля», для него любой долгострой – самоубийство, он старается быстрей спихнуть заказ (пусть даже с недоделками), и взять новый. Но, давайте вернемся к конкретике.

Автором «проекта» (а, точнее, технического задания) являлся небезызвестный вице-адмирал Андрей Александрович Попов. Он был членом кораблестроительного отдела МТК, но проект ТЗ на эти корабли был одобрен не в установленном порядке, а «через голову». Сначала проект, а, точнее два его варианта, без рассмотрения в МТК был представлен Главному начальнику флота, генерал-адмиралу (великому князю Константину), а, лишь потом спущен для согласования в МТК.

МТК журналом №22 от 15 февраля 1880 года одобрил один из проектов для постройки.

Правда, этот проект очень сильно отличался от того, что потом построили. В изначальном варианте, это был даже не фрегат, а корвет, т.к. не имел закрытых, защищенных батарей. Орудия располагались открыто на палубе. Проектом предусматривалась работа двух вертикальных паровых машин на один винт (и, тот подъемный, чтобы не создавать сопротивления при движении под парусами).

Владимир Мономах
Владимир Мономах

10 марта 1880 г. приказом Главного командира Петербургского порта вице-адмирала Андреева строителем в Новом Адмиралтействе полуброненосного фрегата назначается подполковник Н.Л. Самойлов. Началась разработка чертежей Новым Адмиралтейством, и утверждение их в МТК. Уже на этой стадии уже начались многочисленные изменения. Но, на этой стадии страдала только закупка (часть металла пришлось перезаказывать).

В мае 1880 года начались подготовительные работы. 10 сентября 1880 г., с получением первой партии стали (99 листов массой 60 тонн) с Невского завода, началась стапельная сборка корпуса. Пока строили только один корабль и строило его казенное Новое Адмиралтейство. В общем-то, его можно условно считать «головным», ибо на нем отрабатывались многие решения.

Решение о строительстве другого корабля было принято в ноябре 1880 года, и строить его решили на Балтийском заводе. Завод, с 1874 года находился в собственности английской компании Baltic Iron Shipbuilding & Engineering Co Ltd., и, только в 1877 году акционировался (в составе собственников появились русские акционеры).

Завод взял тем, что он предложил не только построить второй корабль, но и поставить два комплекта паровых машин и котлов на оба корабля. Мы привычно пишем о том, что на этих кораблях стояли отечественные паровые машины Балтийского завода. В реальности, это были английские паровые машины «отверточной сборки» Балтийского завода (причем, двух разных фирм).

В ноябре 1880 г. МТК предложил, снабдить крейсер собственной "миноноской", то есть паровым катером, вооруженном минным аппаратом для стрельбы самодвижущимися минами (торпедами). Затем, в декабре 1880 года МТК потребовал установить торпедные аппараты на самом крейсере.
С 18 декабря 1880 г. строителем фрегата на Новом Адмиралтействе стал штабс-капитан корпуса корабельных инженеров Николай Евлампиевич Кутейников.

В январе 1881 г. новый управляющий Морским министерством контр-адмирал А.А. Пещуров предложил МТК обсудить вопрос об установке на кораблях облегченных 229-мм орудий вместо 203-мм. МТК фонтанировал идеями, не соотнося их с возможностями уже готового (на тот момент) проекта. Пока, перекраивали все только на бумаге, но у заказников на заводе уже болела голова.

10 февраля 1881 г. на Балтийском заводе был заложен второй фрегат. Но, пока оба корабля были безымянными.

В начале января 1881 г. главный инженер-механик флота генерал-лейтенант Соколов обратил внимание на заложенный в проекте (очевидно, из-за большого диаметра гребного винта) уклон линии гребного вала в нос (что было крайне нежелательно). В результате долгих обсуждений от «парусной» идеи подъемного винта отказались. Винт из двухлопастного подъемного, стал стационарным четырехлопастным.

Официально, оба корабля получили свои названия только 28 марта 1881 г. 9 мая состоялась церемония официальной закладки «Дмитрия Донского» — в присутствии генерал-адмирала Константина Николаевича на 43-м шпангоуте у киля была помещена серебряная закладная доска.

Фрегат на Новом Адмиралтействе стал называться «Дмитрий Донской», «однотипный» фрегат на Балтийском заводе стал «Владимиром Мономахом». Правда, однотипными они были недолго.

7 апреля 1881 г., было принято решение об изменении энергетической установки и пропульсивного комплекса на «Мономахе». На «Дмитрии Донском» машины сохранили эшелонное расположение (один за другим) с работой на один винт, на «Мономахе» две машины поставили рядом. При этом, каждая из машин работала на свой винт. Соответственно, «полетела» вся компоновка.

Этим же журналом МТК от 7 апреля корабли получили разное вооружение. «Мономах» получил четыре 20-калиберных 8-дюймовых орудия (образца 1867 года) в бортовых спонсонах и 12 шт. 6-дм орудий образца 1877 года (четыре в помещениях полубака и полуюта и восемь на открытой палубе по бортам). В тогдашней классификации он был корветом.

«Дмитрий Донской» получил два новых 30-калиберных 8 дюймовых орудия образца 1877 года и четырнадцать 6-дюймовых орудий образца 1877 года. Зачем это было сделано? Сложно сказать. Вроде бы как эксперименты (как с винтами). Размещение орудий на «Донском» (на тот момент) тоже пока оставалось открытым (и он тоже являлся корветом), но недолго.

Весь 1881 г. одновременно с постройкой корпусов не прекращались изменения в проектах кораблей. Состоявшееся в августе решение о замене предполагавшейся железной брони на сталежелезную заставило срочно изменить заказ стали, конструкцию борта и систему крепления брони. "Облитые сталью" железные плиты, чтобы не нарушать монолитность стальной поверхности, крепили, по английскому образцу, не сквозными (как прежде) болтами, а шпильками, ввернутыми изнутри корпуса в железный слой плиты. В тех же целях отменили предполагавшуюся обшивку брони деревом и медью и крепление к броне вертикальных накладных железных полос для присоединения к ним вант. Для защиты брони от электрохимической коррозии в морской воде предусмотрели (по опыту "Петра Великого") промежуточную, между плитой и медной обшивкой корпуса, цинковую полосу (протектор).

Обладая большей свободой в закупках (особенно, учитывая старые английские связи) Балтийский завод, используя уже готовую документацию, явно обгонял Новое Адмиралтейство, зависевшее от «госпоставок». Но, опять же, заказ брони для «Мономаха» шел в Шеффилде, на заводе «Кэмэл». Там же заказали броню для «Дмитрия Донского».

Очередной новый управляющий Морским министерством вице-адмирал Иван Алексеевич Шестаков, осматривая работы на «Донском», предложил превратить 6-дюймовую батарею в полностью закрытую, а оба 8-дюймовых орудия поднять на образовавшуюся верхнюю палубу. В марте 1882 года это изменение в проекте было «санкционировано».

18 августа 1883 года крейсер «Дмитрий Донской» был спущен на воду. Достроечные работы в Кронштадте осложнялись бюрократическими пререканиями между двумя казёнными портами и затянулись на два года. В мае 1885 г. на корабле начались приёмки и испытания технических средств, артиллерии и минного оружия. Крейсер полностью введен в эксплуатацию только 1 августа 1886 года.

Темпы строительства «Мономаха» были выше. Заложен 10 февраля 1881 года, спущен на воду 10 октября 1882 года, вступил в строй 1 июля 1883 года. Обычно эту разницу относят только за счет распорядительности директора Балтийского завода Н.И.Кази. Спорить не буду, но там есть еще один нюанс: большая часть переделок была отметена «частником» со ссылкой на контракт (что логично). Казенному заводу «отвертеться» не получилось.

Что же получилось в итоге?

«Дмитрий Донской» LxBxH (90х15,8х7), водоизмещением 5,8 тыс. тонн, имел скорость 16 узлов и вооружение: 2х203-мм (с длиной ствола 30 калибров), 14 шт. 6-дюймовых пушек, образца 1877 года, 4х87-мм (1877г.), 2х 64-мм Барановского, 4х47-мм, 4х37-мм, 11-мм картечница Фарингтона. В 1895 году крейсер перевооружили, установив на нем 6 шт. 6 дм пушек Канэ, 10 шт. 120-мм пушек той же системы, ну и куча всякой «противоминной и противоабордажной «мелочевки» 2х64-мм, 8х47-мм, 10х37-мм. К 1905 году 6 шт. (из 10) 120-мм пушек Канэ заменили на такое количество 75-мм пушек (той же системы)

«Владимир Мономах» имел примерно те же параметры, но в 1897 году он сменил свои 4 шт. 203-мм и 12 старых шестидюймовок на 5 шестидюймовок Канэ, 6 шт. 120-мм той же системы, и кучу мелочевки 16 шт. 47-мм, 4х37-мм, 4 пулемета Максим.

Для своего времени крейсера были неплохими, но к 1905 году, они явно устарели (даже с учетом модернизации). Смысл было их посылать в этот дальний поход? (Впрочем, в этой войне, вообще, многое было лишено здравого смысла)

Цусимское сражение было уже проиграно еще и не начавшись. И, дело не во взрывателях и не в перегрузе кораблей. Оно было почти проиграно тогда, когда флот был заперт в Порт-Артуре, а окончательно было проиграно после взятия Порт-Артура. Флот разбили по частям. Ну, и в принципе, Япония воевала на «коротком плече», мы же доставляли ресурсы через полмира. Ладно, следующая статья будет не об этом, …

Ну и небольшое послесловие:

В середине июля южнокорейское агентство «Ренхап» сообщило о находке российского крейсера «Дмитрий Донской». После Цусимского сражения «Дмитрий Донской» попытался уйти во Владивосток, но его настигли у острова Уллындо превосходящие силы противника. По осле тяжелого боя, понимая бесполезность сопротивления, команда крейсера 16 мая 1905 года затопила корабль в километре с небольшим от берега, на глубине 430 метров, кстати, с поднятым андреевским флагом, и высадилась на берег, где была взята в плен.

Shinil Group распространила снимки с отчетливо просматриваемыми кириллическими буквами на борту судна «ДОНСКОЙ». Корпус и корма крейсера имеют многочисленные повреждения, но броня и палуба неплохо сохранились. На месте и якоря с пулеметами, а вот все три мачты сломаны.

В истории броненосных крейсеров мы не будем «нырять» глубоко в историю, рассматривая деревянные (но броненосные) «Севастополь» и «Петропавловск», построенных чуть позже «Минина» с «Пожарским» и...-4

Историй, подобной этой, великое множество, но находка «Дмитрия Донского» произвела сенсацию. Якобы на крейсере везли деньги. Представители компании Shinil, заявили, что речь идет об астрономической сумме — 150 трлн вон ($133 млрд). Таких громадных сокровищ на дне моря еще никто не находил. Правда, все как в истории с "Черным принцем" (сказки все это)... Но легенда красивая.