Найти в Дзене

Фотографы Ялты конца XIX – начала XX века: братья Козловы, Е. В. Кохманский, Е. Н. Кукулевич, М. М. Фельгендлер, С. Радзивилл, Н. Соколов

Автор - Александр Гаврелюк Немного отойдем от соблюдения хронологии и поговорим о фотографах, работавших в Ялте, но практически не известных в истории города. Дело в том, что «основным стимулом распространения фотографии в глубь России была…выгода. Доходное дело привлекало многих». Вот и на рубеже нулевых и десятых годов в Ялте появились братья Козловы, которые уже были достаточно известными фотографами на Урале. Братья – Николай, Александр и Иван – родились в селе Пристань недалеко от города Красноуфимск. Старший Николай был склонен к рисованию, даже учился какое-то время в Императорской Академии художеств, но её так и не окончил. Одновременно он открыл для себя новое изобразительное средство – светопись (фотографию). Поверив в её доходные возможности, он заинтересовал фотоделом и братьев. В 1907 году Николай по случаю приобрел фотоателье в Камышлове на привокзальной площади: небольшой мобильный павильон обслуживал скучающих в ожидании поезда пассажиров. Овладев секретами мастерства,

Автор - Александр Гаврелюк

Немного отойдем от соблюдения хронологии и поговорим о фотографах, работавших в Ялте, но практически не известных в истории города. Дело в том, что «основным стимулом распространения фотографии в глубь России была…выгода. Доходное дело привлекало многих». Вот и на рубеже нулевых и десятых годов в Ялте появились братья Козловы, которые уже были достаточно известными фотографами на Урале. Братья – Николай, Александр и Иван – родились в селе Пристань недалеко от города Красноуфимск. Старший Николай был склонен к рисованию, даже учился какое-то время в Императорской Академии художеств, но её так и не окончил. Одновременно он открыл для себя новое изобразительное средство – светопись (фотографию). Поверив в её доходные возможности, он заинтересовал фотоделом и братьев. В 1907 году Николай по случаю приобрел фотоателье в Камышлове на привокзальной площади: небольшой мобильный павильон обслуживал скучающих в ожидании поезда пассажиров. Овладев секретами мастерства, братья Козловы открывают фотоателье в Тюмени, а потом отправились покорять Екатеринбург, оставив свои «Фотографии» в Камышлове и Тюмени наемным мастерам. Обретя твердую почву, Козловы стали владельцами заведений в Самаре, Саратове и в Ялте. В одном из номеров журнала «Фотографические новости» за 1912 год братья Козловы поместили объявление «За отъездом на юг продаются две фотографии, хорошо оборудованные и зарекомендованные, находящиеся в гор. Екатеринбурге с 70 тыс. жителями. Общий оборот 15 тыс.».

Оборотная сторона паспарту братьев Козловых
Оборотная сторона паспарту братьев Козловых

Специалисты считают, что «Козловых отличали необычайная изобретательность в фонах, подставках и костюмах». К сожалению, узнать, где находилось их фотоателье в Ялте, пока не удалось. Да и конкуренция, видимо, была высока и следа от своей деятельности в нашем городе они не оставили. Исключение – их паспарту «Фотография Бр. Козловых. Екатеринбург, Тюмень и в Ялте».

Одна из работ братьев Козловых
Одна из работ братьев Козловых

Следующий представитель фотографического сообщества Ялты больше известен как издатель открыток. О его профессиональной работе фотографом упоминается в статье Лидии Жуковой на сайте «Старая Ялта. Напишем историю Города вместе». Евгений Вячеславович (хотя встречается Венцеславович) Кохманский (в дореволюционных изданиях по Санкт-Петербургу встречается различное написание фамилии – Кохановский, Кохмановский, - но оставим это на совести наборщиков и издателей) в конце 90-х годов XIX века был сначала заведующим, а потом и владельцем санкт-петербургского фотоателье «А. Рейнбот и Ко».

Фрагмент работы Е. В. Кохманского
Фрагмент работы Е. В. Кохманского

В начале XX века он появляется в Ялте, где, вероятнее всего, поселился. К этому периоду относятся и его работы, дошедшие до нас. К сожалению, известных работ крайне мало! Достаточно сказать, что его работа, приведенный фрагмент которой здесь представлен, на одном из аукционов была куплена более, чем за двадцать тысяч рублей). Л. Жукова пишет, что Кохманский «арендовал помещение в доме доктора Н. М. Иванова (Черноморский пер., 3). Попытался открыть своё фотоателье, но в этом деле, видимо, не преуспел … Остановился на издательском деле и стал использовать для открыток в основном работы других фотографов. Ателье не удалось открыть, а вот художественный магазин Е. В. Кохманский открыл и о нём есть упоминание в воспоминаниях крымского художника Владимира Константиновича Яновского.

В одном из наших обзоров уже упоминался ялтинский фотограф Е. Н. Кукулевич, но история с ним получила продолжение в виде двух открыток. Первая открытка издана фотографом Е. Н. Кукулевичем, но на ней изображен пансион евпаторийского санатория «Таласса». Санаторий открылся в 1912 году, в этом же году в путеводителе, помимо медицинских преимуществ нового санатория, сообщалось, что «при пансионе большая столовая, могущая служить и концертным залом; гостиные, читальня, биллиардная и фотографическая комната». Как знать, может этой фотографической комнатой и заведовал Кукулевич? Одно несомненно, что, видимо, для рекламы им была выпущена серия фотографий с видами санатория «Таласса». Вторая открытка, связанная с Е. Кукулевичем, приводит нас ещё к одному ялтинскому фотографу периода НЭПа.

 Тисненый штамп Е. Кукулевича и М. Фельгендлера
Тисненый штамп Е. Кукулевича и М. Фельгендлера

Обнаружилась фотография, датированная февралем 1925 года, на обороте которой стоит штамп «Фотографiя Е. Кукулевича Ялта», а на лицевой стороне стоит круглое тиснение «М. М. Фельгендлер Ялта». Примерно такое же круглое тиснение, но с надписью «Е. Кукулевичъ Ялта» есть на одной из работ Кукулевича. Так вот, исходя из данных фактов, можно предположить, что Фельгендлер мог быть учеником Кукулевича. Или какое-то время фотографом в его фотографии. О самом Михаиле Марковиче Фельгендлере пока практически ничего не известно. На одном из аукционов всплывала его фотография «Массандровский винзавод», а остальные известные его работы – это портреты. На одном из портретов запечатлена Надежда Мандельштам – жена поэта Осипа Мандельштама. Возможно, и другие работы Фельгендлера оставили нам изображения известных в своё время людей.

 Одна из работ М. М. Фельгендлера
Одна из работ М. М. Фельгендлера

Были в Ялте фотомастера, которые не ограничивались лишь Ялтой или Южным берегом Крыма, а фотографировали не только в Крыму, но и в других городах Российской Империи. К ним относится Радзивилл Степан (Стефан) Николаевич. Известны его работы по Новому Свету и Казани. В октябре 1926 года, вероятнее всего, посещал район Минеральных Вод, т.к. на одном из аукционов выставлена одноименная книга с владельческим автографом Ст. Радзивилла. О самом Степане Николаевиче известно не так много. Приехал в Ялту в 1905 году из города Остер, что на Черниговщине. Поселился в Верхней Аутке и прожил там до самой смерти. Возможно, свою фотографию назвал «Массандра» (а может она находилась в Массандре), т.к. на всех выпусках его фотографий это название стоит в кавычках. После него, по словам известного ялтинского коллекционера Ивана Николаевича Севастьянова, остался огромный фотоархив. «Фотооткрытки Степана Николаевича Радзивилла – это настоящая фотолетопись дореволюционной Ялты… Опытный глаз фотографа подстерегал любопытные моменты для съемок. Это и аварийная посадка на виноградники впервые прилетевшего в Ялту в 1911 году самолета, и процесс приготовления вина в подвалах Массандры, где работал виноделом его отец. Наиболее интересная серия фотооткрыток С. Н. Радзивилла – митинги и демонстрации в Ялте во время февральской революции 1917 года. Любопытные снимки с изображением толпы демонстрантов, идущей по Пушкинскому бульвару с транспарантом: «Хай живе вiльна Украiна вкyпi с вiльною Россею!». В 1910 году в одной из реклам Радзивилл предлагал стереоскопические виды Крыма на бумаге «Бромарит»: серия 100 шт. – 8 руб., отдельные виды – 10 коп. шт.

Открытка издания Ст. Радзивилла по его фотографии
Открытка издания Ст. Радзивилла по его фотографии

В марте 1906 года действительным членом Русского фотографического общества был избран ещё один ялтинец – Соколов Николай Иванович, проживавший на Крестовой улице в собственном доме. Упоминание о нем содержится в словаре-справочнике «Российские фотографы (1839-1930)», а вот в Алфавите владельцев недвижимого имущества г. Ялты за 1908 год такого собственника не нашлось. Хотя, учитывая, что Крестовая улица в то время выходила за черту города, то, возможно, Соколов был владельцем дома в Верхней Аутке. А вот работ Николая Ивановича пока обнаружить не удалось.

 Вырезка из журнала "Огонек" № 7 за 1911 г.
Вырезка из журнала "Огонек" № 7 за 1911 г.

Единственные фотографии за подписью некоего Соколова нашлись в одном из номеров «Огонька» за 1911 год. Под краткой заметкой «Ялта в снегу» опубликованы три фотографии «со снимков, доставленных «Огоньку» из Ялты г. Соколовым».