«Музыка стихий. Горы. Тбилисо: грузинское многоголосие и орган.»

122 прочитали
Это название концерта.
Вы бы пошли на такой концерт?
Я пошла.
Фото из Яндекса. Но у нас было именно так.
Фото из Яндекса. Но у нас было именно так.

Состоялся этот концерт в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном соборе святых Петра и Павла, что находится в Старосадском переулке в центре Москвы.

И вот сидим мы на дубовых скамьях с прямыми спинками под высокими сводами Собора, впереди под куполом алтарь, на возвышении вроде сцены. Вверху под куполом высокие прямоугольные витражные окна. А сзади нас на балконе орган.

Других украшений у зала нет. Потому что совсем недавно, лишь в 1992 году, постановлением Правительства Москвы собор, отобранный в послереволюционные годы, был ВНОВЬ передан Евангелическо-лютеранской церкви. Старинное убранство не сохранилось.

Фото из Яндекса. Таков зал сейчас.
Фото из Яндекса. Таков зал сейчас.

Многие годы после революционных преобразований в нём размещалась студия «Диафильм», которая понастроила в этом историческом и очень красивом здании всяких перекрытий, соорудив несколько этажей, уничтожив весь исторический интерьер собора.

История Собора богатая на события.

В 1817 году лютеранская община выкупила усадьбу Лопухиных близ улицы Покровка (теперь в Старосадском переулке).

15 июня 1818 года в присутствии короля Пруссии Фридриха Вильгельма III была заложена церковь св. Петра и Павла. На деньги короля Пруссии, а также императора Александра I , предоставившего ссуду в размере 40 000 рублей, из которых общине нужно было погасить только 33 000 рублей, началась перестройка купленного дома под церковь, возведения купола и креста. 18 августа 1819 года эта новая постройка была освящена. Петропавловский приход стал крупнейшим среди протестантских приходов Москвы.

Фото из Яндекса.
Фото из Яндекса.

В числе общины было немало богатых промышленников, финансистов, представителей дворянского рода, которые финансово поддерживали церковь.

В феврале 1837 года в церкви впервые зазвучал орган, а в мае 1843 состоялся органный концерт Ференца Листа.

К концу XIX века община насчитывала 17 тысяч человек. Было принято решение о расширении храма, и церковь перестроили по новому проекту.

В декабре 1905 года со­сто­я­лось освя­ще­ние церк­ви как ка­фед­раль­но­го со­бо­ра Московского округа.

Фото из Яндекса. Собор святых Петра и Павла.
Фото из Яндекса. Собор святых Петра и Павла.

После 1917 года

В связи c декретом «Об отделении церкви от государства» всё имущество церкви было национализировано , несмотря на то, что прихожанами церкви были в основном подданные Германии и других иностранных государств, а церковная утварь большей частью была приобретена на добровольные пожертвования и иностранные средства.

Постановлением Моссовета здание было передано под кинотеатр. Какое-то время там крутили кино.

Затем собор передали студии «Диафильм».

Юридически Евангелическо-лютеранская церковь в России никогда не закрывалась, но вследствие репрессий фактически прекратила существование к концу 1938 года .

В июле 1992 года постановлением Правительства Москвы лютеранам было передано в пользование здание собора (отобранного в первые послереволюционные годы), затем, в несколько этапов, ещё несколько зданий комплекса.

Начались реставрационные работы.

Зал собора был освобождён от лишних перекрытий и перегородок, отреставрированы свод, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена галерея, опоясывающая зал с трёх сторон, изготовлены новые и отреставрированы старые двери, установлены новые дубовые скамьи.

В июле 2011 года студенты Рижской художественной школы установили в соборе созданные из ценных пород дуба, липы и сосны, новый неоготический алтарь с резными стрельчатыми арками и шпилями, подвесную кафедру с балдахином, новую купель, подставку для пасхальной свечи, а также балюстраду, отделяющую алтарную часть от центрального нефа (зала), тем самым преобразив алтарное пространство собора.

Фото из Яндекса.
Фото из Яндекса.

Орган

В 1892 году приход приобрёл новый 42-регистровый орган у известной немецкой фирмы «Э. Ф. Валькер», ставший лучшим концертным инструментом Москвы. При скромных размерах он не уступал ни по красоте, ни по техническим показателям органу Большого зала Московской консерватории .

Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в Новосибирский театр оперы и балета , где был уничтожен (частично пущен на металлолом, частично — на декорации).

В 1996 году возрожденной общине свв. Петра и Павла был передан исторический орган фирмы «Вильгельм Зауэр », который до этого находился в крематории.

В 2005 году орган был капитально отремонтирован и отреставрирован немецкой фирмой и зазвучал теперь уже в кафедральном соборе. Этот орган является одним из 4-х церковных органов в Москве и одним из старейших органов в России.

Фото из Яндекса.
Фото из Яндекса.

В настоящее время орган сопровождает богослужения каждое воскресенье и праздники.

Кроме того в соборе регулярно проводятся концерты органной музыки, вокальные, инструментальные и хоровые концерты для взрослых и детей, а также международные музыкальные фестивали с участием российских и зарубежных исполнителей

Сегодня состоялся концерт «Музыка стихий. Горы. Тбилисо: грузинское многоголосие и орган.». И я стала слушателем и зрителем.

Там всё необычно. Вот мы сидим и смотрим на алтарь. На высоких стенах купола демонстрируются картины горной Грузии: Покрытые снегом остроконечные вершины гор. Кипящее море облаков в ложбинах и ущельях. Стремительные горные реки, несущиеся по каменным ложбинам. Угрюмые еловые горные леса, а ниже уже яркие лиственные. Бездонный звёздный водоворот.
Фото из Яндекса. На нашем концерте не было такой картинки, это я для примера. Мои фотографии получились слабыми, не смогли передать правильного изображения.
Фото из Яндекса. На нашем концерте не было такой картинки, это я для примера. Мои фотографии получились слабыми, не смогли передать правильного изображения.
Эти картины иллюстрируют музыку, которая нисходит к нам сверху (ведь орган там, наверху, на балконе, сзади нас). Но музыка удивительным образом заполняет весь зал, она со всех сторон, она ЗВУЧИТ.

Музыкальная программа состояла из произведений композиторов, посвящённых Грузии.

Чередуясь с музыкальным исполнением, в зал выходили грузины в чёрных с серебряной отделкой черкесках (в Грузии их называют чоха), в чёрных сапогах, на инкрустированных серебром ремнях пристёгнуты кинжалы.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Они выстраивались перед алтарём – и начиналась магия грузинского многоголосья. Песни были протяжные, голоса сливались, переплетались, вывязывали песенный рисунок, часто суровый или совсем грустный, тягучий, но чёткий.

Песни, мелодии мне не знакомые. Но вот и известное - «Сулико», а в другой выход - «Тбилисо».

Зал замирал.

Так и чередовались – орган и голоса.

В 2001 году грузинское многоголосье было признано ЮНЕСКО шедевром устного нематериального наследия.

Грузинское многоголосье

Алекс Шуваевский

Грузинское многоголосье -
В нем шелест зреющих колосьев,
Ручья журчанье, ветер с гор,
Мужской застольный разговор,

Неторопливая молитва,
Пронзительный призыв на битву,
Орлиный клекот, гром вдали
И объяснение в любви

Пусть не владею переводом,
Когда поют мужчины хором,
Боясь спугнуть и чуть дыша,
От скверны чистится душа

В сопровождении вокала,
С вином, разлитым по бокалам,
Что дарит щедрая лоза.
И по щеке ползет слеза.

Такой вот удивительный концерт состоялся 6 февраля 2021 года, в удивительном месте, в удивительное время – в пандемию. Музыка нужна всегда.

Дорогие друзья, не все имеют возможность посещать такие концерты. Я постаралась рассказать, как это бывает, поделилась впечатлениями. Для полноты картины вы можете прослушать фрагмент грузинского многоголосия из интернета. И тогда получится, что мы с вами вместе побывали на концерте.

Я буду ожидать ваших отзывов.

Подписывайтесь на мой канал. С добросердечными пожеланиями, ваша Мила К.