Староверы Лыковы из деревни Лыковой. Генеалогия.

221 прочитал
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Староверы ЛЫКОВЫ из деревни Лыковой Ингалинской слободы Ялуторовского уезда Тобольской губернии.

В 1978 году советские геологи в сибирской глуши в горной Хакасии, в глухом малодоступном районе Западного Саяна обнаружили семью из шести человек. Шесть членов семьи Лыковых - отец Карп Осипович, его супругу Акулина, сыновья Савин и Дмитрий, дочери Наталья и самая младшая (1944 г.р.) Агафья, жили вдали от людей уже более 40 лет. Они были полностью изолированы и находились более чем в 250 километрах от ближайшего города. Вертолёт искал безопасное место, чтобы высадить геологов. Это было рядом с безымянным притоком реки Абакан, недалеко от монгольской границы. В такой глуши посадить вертолёт просто негде, но, вглядываясь в лобовое стекло, пилот увидел то, что никак не ожидал увидеть. Перед ним была расчищенная, причём явно человеком, прямоугольная поляна. Сбитый с толку экипаж вертолёта сделал несколько пролётов над этим местом, прежде чем понял, что рядом с поляной стоит что-то очень похожее на человеческое жильё. Это было поразительное открытие. Никакой информации о том, что здесь могут быть люди, нигде не было.

Вскоре появилась статья московского журналиста В.М. Пескова "Таёжный тупик", из которой весь мир узнал об этой загадочной истории.

"Мать и отец Карпа Лыкова пришли с тюменской земли и тут в глуши поселились. До 20-х годов в ста пятидесяти километрах от Абазы жила небольшая староверческая община. Люди имели тут огороды, скотину, кое-что сеяли, ловили рыбу и били зверя. Назывался этот малодоступный в тайге жилой очажок Лыковская заимка". (Песков В.М.)

Тот факт, что Лыковы с земли Тюменской подтверждает профессор Ишимского института В. Шадурский. Когда он прибыл на Лыковскую заимку в Саянской тайге, Карп Осипович - хозяин, спросил его, кто он, да откуда... И когда Шадурский ответил, что он из Сибири, Лыков спросил, не знает ли он , где находится Ялуторовский уезд? "Ведь там моя родина..." - слова Карпа Лыкова.

Какова же история этой многострадальной семьи?

В середине XVII века (1653) патриарх Никон провёл в России церковную реформу. Тех, кто ее не принял, стали именовать старообрядцами. Спасаясь от преследований церковных и царских властей, многие из них уходили в самые глухие места. Драма Лыковых уходит корнями в народную драму трёхвековой давности, названье которой - раскол.

Большой сибирский тракт, Московско-Сибирский тракт, Государева дорога, Большой торговый путь, Кандальный путь - много названий у этого старинного сухопутного маршрута длиною в 8839 вёрст (почти 9000 км), протянувшегося из европейской части России к границам Китая. Великое множество всякого разного люда прошло по этой дороге, пересекавшей Заводоуковский и Упоровский районы у села Суерка и исчезнувшей деревни Зырянка. Здесь проходили "государевы мужи" с "Грамотами Их Величества" с 1730 года. Здесь проезжали торговые обозы с рыбой и пушниной из Сибири в Китай-город и обратно с чаем, знаменитым китайским фарфором да тончайшими шелками.

Старожилы района долго вспоминали, как далеко в округе был слышен звон колокольчиков да заунывные песни ямщиков почтовых или извозчичьих повозок, перевозивших путешественников или "служилых людей" по государевой надобности. Надолго запомнились жителям Суерки и Зырянки мученические стоны и кандальный звон ссыльных да каторжников, гонимых на поселение в глухую Сибирь.

Многочисленному семейству Лыковых было дано Высочайшее милостивое разрешение отправиться к месту поселения в Тобольскую губернию Ялуторовский уезд на своих подводах. "Зело велико число челяди" было у Бориса Лыкова - старейшины старообрядческой общины. Не одну сотню лет жили себе Лыковы в своей родной староверческой деревне Лыковой, что на реке Керженец в Новгородской губернии, проводя время в мирных трудах да праведных молитвах до Никоновской церковной реформы. Тяжело стало после церковных перемен - надо было платить и в государеву и в церковную казну в два раза больше. Начались разорения старообрядческих скитов на Керженце. И с 1720 года совсем стало невмоготу. И стал Лыков поднимать истинно верующих на раскол, и стал еще больше тогда теснить великий государь Пётр Первый, издав Указ о выселении всей общины в Сибирь.

И вот Лыковы на четырёх подводах идут по столбовой дороге, ведущей в чужие земли... Самому старшему, вожаку семейства, Борису Трифоновичу, высокому сухопарому старику с длинной седой бородой, - 65 лет, Его старшему сыну Ивану, - 46 лет, Сыновьям Ивана Федору - 20 лет, Ивану- 17 лет, Степану - 9 лет. Второму сыну Бориса Ефиму - 36 лет, его сыну Матфею - 14 лет. Третьему сыну Николаю - 28 лет. Четвертому сыну Василию - 18 лет. Пятому сыну Александру - 17 лет.

С бабами да девками набралось 16 душ "мужеска и женска полу". (Данные ревизской сказки 1782 года. Тобольский архив Ф. И -154 О. 8 Д. 22. "Ревизские сказки о крестьянах слободы Кизакской Ялуторовского дистрикта, волостей: Ингалинской, Николаевской, Поляковской, Красногорской, Уковской, Новозаимской, Омутинской, Юргинской и Саламаматовской волости Ялуторовской округи", 4-я ревизия, 1206 листов, файл 207-230).

На всю жизнь запомнили Лыковы этот тяжелый переход. Ладно, что жалели и помогали местные крестьяне то корочкой хлеба, то печёной картошкой, то кринку молока вынесут чадам. Далеко позади оастались Казань, Пермь, Кунгур, Екатеринбург. И вот добрались до места - Ингалинская волость Ялуторовского уезда. Здесь недалеко от самой волости местным старостой Иваном Артюгиным были выделены свободные земли для обустройства прибывших. Первые четыре дома построили братья Лыковы, приехавшие сюда с жёнами и детьми.

Так появилась "вновь заведённая" вскоре после ревизии 1762 года (а точнее - в 1764 году) деревня Лыкова. Стали Лыковы здесь жить-поживать, трудиться, да Богу молиться. И стали подселяться сюда и другие крестьянские семьи из соседних деревень. Уж больно приглядными показались им Лыковские просторы. Десятником был назначен Пётр Данилович Чупрунов, переселившийся с женой и двумя детьми из Суерского острога. Всего в деревне Лыковой, по итогам ревизии 1782 года, проживало 67 человек (36 мужчин и 31 женщина), в том числе Лыковых - 29. Старший Лыков к тому времени уже умер. Младшие его сыновья взяли жён из местных государственных крестьян из деревни Лепёхиной Красногорской слободы.

Чтобы удостовериться, что таёжные отшельники действительно Из Тобольской губернии изучаем Перепись 1858 года (Тобольский архив. Ф. И-154 О. 8 д. 930 "Ревизские сказки о крестьянах Ингалинской волости" , 10-я ревизия Ялуторовского округа, 202 листа).

В деревне Лыковой на тот период проживали 162 человека: 89 мужчин и 73 женщины, в том числе 10 семей Лыковых, 75 человек. В их числе - семья отца Карпа Осиповича Осипа Анисимова Лыкова, на момент переписи ему было 24 года. Он с женой Степанидой, сыном Герасимом (6 лет), дочерью Марьей (3 года), с 2-мя своими братьями - Лазарем да Захаром, с отцом Анисимом жили большой семьей вместе еще с тремя отцовыми братьями Федором, Карпом, Давидом и их семьями.

К переписи населения 1897 года здесь было уже 20 дворов государственных крестьян Кузнецовых, Комольцевых, Колуниных, Сорокиных, Русаковых, Медведевых, Чупруновых. Но большая часть деревни (22 двора) принадлежала Лыковым, которые разрослись уже на 22 большие семьи. Их было уже ровно 100 человек. Основатели Лыковы к этому времени уже ушли в мир иной, оставив после себя крепко стоящих на ногах наследников.

Лазарю было 72 года, его жене Агафье Димитриевне - 70 лет. Жили они у сына Евтифия, 23 лет (грамоте обучался на дому, старообрядец беспоповской секты). Жене его Ирине Ивановне - 20 лет, дочери Агафье - 2 года, Анне - 11 месяцев.

Захару Анисимовичу было 69 лет, имел два деревянных дома. Жене его Василисе Ивановне было 69 лет, сыну Илье - 32 года (грамоте обучался дома). Жене сына Клеопатре Ивановне - 32 года. Сыну Захара Савве было 45 лет, имел два деревянных дома. Жене его Матрёне Яковлевне - 44 года, сыну их Фёдору - 10 лет.

Иосифу Анисимовичу было 60 лет, жене Степаниде Степановне - 74 года, жили они с младшим сыном Тимофеем - 32 лет, снохой Дарьей Кульминой - 29 лет, внучкой Парасковьей - 2 года.

Старший сын Герасим Иосифович - 42 года, жене его Пелагее Яковлевне - 38 лет, дочери Евдокии - 14 лет, сыновьям Григорию - 12 лет и Василию - 8 лет, падчерице Мавре Карпеевне - 10 лет, дочери Парасковье - 1 год, живёт отдельно по соседству, с родственниками.

Почти половина деревни - 22 двора из 47 - принадлежали Лыковым. Их было 102 человека. Благодаря упорному труду (в основном занимались земледелием) жили все Лыковы хорошо - в собственных деревянных домах, крытых тёсом. Были среди них и плотники, и кузнецы. Не было тогда никаких школ. училищ. Вся деревня была безграмотной. Но Лыковы стремились обучить своих детей грамоте. Благо двое дядюшек Лыковых обучились грамоте на военной службе и своих детей и племянников обучали сами на дому. (Так и записано в переписных листах всенародной переписи населения Российской Империи 1897 года по деревне Лыковой Ингалинской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии. Тобольский архив. Фонд И417 О.2 Д. 3744).

Всё было бы хорошо, да закончилась к этому времени либеральная политика русского императора Александра III. Крепко стали зажимать староверов и в Сибири. Молодёжь стала перенимать мирские привычки. Этого не могли допустить старейшины. И как ни жалко было бросать нажитое, решено было на семейном совете покинуть эти уже обжитые места. И снова поход. Направились Лыковы в таёжную глушь подальше от греховного мира. Сохранить чистоту и святость, истинную веру - вот что было главной причиной этого бегства.

И вот саянская тайга, глушь, бездорожье. Здесь и обосновались уже немолодые родители Карпа Лыкова со своей родней. Здесь родился Карп Осипович, женился, и вроде как жить бы да детей растить в строгости. Однако и тут стало неспокойно. Молодого ещё Карпа Лыкова бежать от мира сего в ещё более глухие места подвигла смерть брата евдокима - погиб брат от большевистской пули. В 1936-м Карп, его супруга Акулина и их дети - 9-летний Савин и 2-летняя Наталья, отправились в путешествие. Продолжалось оно долго, за несколько лет Лыковы сменили несколько деревянных изб, пока, наконец, не добрались до действительно уединенного места. Здесь семейство обосновалось, здесь в 1940-м родился Дмитрий, а ещё три года спустя - его сестра Агафья.

Мерное течение жизни Лыковых не нарушало ничего - вплоть до 1978 года. Конечно, выжить в суровой сибирской тайге оказалось нелегко. Вещей с собой у Лыковых было немного - с собой они принесли несколько горшков, примитивную прялку, ткацкий станок и разумеется собственную одежду. Одежда, конечно же, довольно быстро пришла в негодность, чинить её пришлось подручными средствами - с помощью грубой ткани, вытканной вручную из конопляных волокон. Со временем ржавчина уничтожила и горшки, с этого момента отшельникам пришлось довольно радикально сменить рацион и перейти на строгую диету из картофельных котлет, молотой ржи и конопляных семян. Лыковы страдали от постоянного голода и ели всё, что могли достать - коренья, траву, кору.

В 1961-м сильнейшие заморозки уничтожили то немногое, что росло в саду Лыковых, отшельникам пришлось начать есть собственную кожаную обувь. В этом же году скончалась Акулина, она добровольно заморила себя голодом, дабы оставить больше пищи мужу и детям. К счастью, после оттепели Лыковы обнаружили, что один росток ржи заморозки всё же пережил. Росток этот Лыковы берегли, аккуратно защищая его от грызунов и птиц. Росток выжил - и дал 18 семян, которые стали началом для новых посадок.

Увы, открытие большим миром принесло Лыковым не только пользу - в 1981-м Савин, Наталья и Дмитрий скончались. Есть основания полагать, что настоящей причиной смерти стал именно контакт с внешним миром - у молодых Лыковых начисто отсутствовал иммунитет к целому ряду современных заболеваний, и новые знакомые волей-неволей заразили отшельников смертельными для них вирусами. Геологи предлагали Дмитрию помощь - вертолёт вполне бы мог доставить его в клинику; увы, догматы староверов подобное запрещали категорически - Лыковы были абсолютно уверены в том. что жизнь человеческая находится в руках Божьих и человеку воле Его противиться не следует.

Не удалось геологам убедить и Карпа с Агафьей покинуть леса и перебраться к пережившим эти 40 лет во внешнем мире родственникам. Карп Лыков скончался 16 февраля 1988-го; умер во сне, ему было 85 лет. Агафья Лыкова по сей день живёт одна, теперь уже в своём новом доме, где конечно же не найдешь тех старинных орудий труда, которые Лыковы мастерили своими руками.

И только бескрайняя тайга остается свидетелем подвига, совершенного во имя свободы и веры.

Примечание:

В октябре 2018 года в селе Упорово открылся Дом-музей старообрядчества. Первоначально планировали создать усадьбу Лыковых. Но поскольку кроме Лыковых в Упоровский район после церковной реформы XVII века было переселено много носителей старой веры приняли решение всё таки создать музей старообрядчества.

Источники:

1. Песков В.М. Таёжный тупик. 1982

2. Тобольский архив Ф. И -154 О. 8 Д. 22. "Ревизские сказки о крестьянах слободы Кизакской Ялуторовского дистрикта, волостей: Ингалинской, Николаевской, Поляковской, Красногорской, Уковской, Новозаимской, Омутинской, Юргинской и Саламаматовской волости Ялуторовской округи". 1782 год.

3. Тобольский архив. Ф. И-154 О. 8 д. 930 "Ревизские сказки о крестьянах Ингалинской волости". 1858 год.

4. Тобольский архив. Фонд И417 О.2 Д. 3744). "Перепись 1897 года по деревне Лыковой Ингалинской волости Ялуторовского уезда Тобольской губернии."

Подписывайтесь, впереди еще много интересного!

Спасибо, что дочитали до конца.