Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Диалог с раскольником из Южной Осетии

Предисловие: В конце мая 2023 года я опубликовал короткое минутное видео в поддержку высказываний митрополита Клинского Леонида о расколе в Южной Осетии. Разместил на разных площадках, в том числе в Телеграм-канале. И в комментариях к видео появился видный представитель как раз этой раскольнической структуры, который стал задавать вопросы и писать возражения. К сожалению, в ТГ такая система с комментариями, что они попадают сразу в специальный чат, и последующая дискуссия целиком видна только участникам этого чата. Однако, на мой взгляд, она может представлять интерес и для большего количества людей, поэтому я размещу здесь эту дискуссию. Поскольку это чат, то в дискуссии принимали участие и другие люди, чьи реплики я тоже привожу.

Как я понял, мой собеседник озвучил основные аргументы, с помощью которых он убеждает свою паству в легитимности их структуры и которые ему самому, очевидно, казались очень серьезными. Неопровержимыми. Но что-то пошло не так…

Иаков Хетагуров: О. Георгий, я священник Аланской Православной Епархии. Вы как и митр. Леонид и как Альвиан включились в очернение и дискредитацию Православия, Церкви, духовенства Южной Осетии.

Но ладно, не это повод для моего обращения. Перетерпим. Но! Когда вы и ваши сотоварищи громко обвиняют нас в расколе, то ни один из вас, четко не говорит от кого Православная Церковь Южной Осетии откололась. Когда я спросил об этом Альвиана, тот высокопафосно ответил "..от Церкви..." типа настоящей церкви. Слукавил и ушел от прямого ответа и заблокировал. Ну, блогеру простим.

Вот я вас спрашиваю от кого мы конкретно откололись?

От какой юрисдикции?

Можно коротко, только название Поместной церкви.

Семен: А Вы в чьей юрисдикции находитесь, кто Ваш правящий епископ, в какой поместной Церкви состоите?

Иаков Хетагуров: Аланская Православная Епархия самоуправляемая церковная юрисдикция Республики Южная Осетия. Находится в общении со старостильными церквями. Если коротко.

Николай: А кто ваш епископ?

Иаков Хетагуров: Митрополит Амвросий Аланский.

Orthodox Christian: Адриан Бэрд, гражданин Великобритании.

User: Простите, я не в теме. А почему вы не попроситесь, чтобы вас приняли в РПЦ?

Иаков Хетагуров: Община южной осетии много раз просилась в юрисдикцию РПЦ, но ей отказывали всегда. Тогда мы попросились в РПЦз и нас приняли.

Николай: Амвросий Бэрд - епископ из греческих старостильников, причем тут РПЦЗ?

Семен: РПЦ не принимает этих раскольников, т.к. у них нет приемственности хиротнии, их рукополагали забулдыги не имеющие сана.

Иаков Хетагуров: епископат для греческих старостильников рукоположили епископы РПЦз. С благословения св. Иоанна Шанхайского. Потом эти хиротонии признал св. Филарет Вознесенский. Это на счет "самосвятства".

Orthodox Christian: С уважением, но это не так, в агиографических материалах про свт. Иоанна этого нет, я читал все. Филарет Вознесенский не святой, а полуполитический деятель периода, когда РПЦЗ была отделена от вселенского православия.

Священник Георгий Максимов: Эти хиротонии были сделаны неканонически и без ведома Синода РПЦЗ, сама РПЦЗ в лице руководства от них открестилась. Подробнее об этом можно почитать в книге архим. Епифания (Феодоропулоса) "Две крайности: экуменизм и зилотство".

Иаков Хетагуров: По его (св. Иоанна Шанхайского) благословению два епископа прибыли в Грецию и совершили хиротонии.

Священник Георгий Максимов: Приведите, пожалуйста, источник с доказательствами поддержки свт. Иоанном раскольнических хиротоний.

Иаков Хетагуров: Если РПЦз не была легитмна тогда (для Вас), тогда можно поднять вопрос и о живоцерковниках во главе МП? И их хиротониях?

Orthodox Christian: Живоцерковники никогда не возглавляли Московский Патриархат, все наоборот. Они нападали на МП. Исторический факт.

Иаков Хетагуров: Они совершали хиротонии епископов и священства? Куда потом делись эти епископы и священники? Они ведь остались в МП?

Orthodox Christian: Сгинули, как Введенский. Кто-то покаялся, но там был полноценный чин принятия. Не те, кого живоцерковники рукоположили, а те, кто по слабости к ним примкнул. Про рукоположенных живоцерковниками и потом пришедших в каноническую Церковь на память не помню, но сто процентов никто их "в сущем сане" не принимал.

Священник Георгий Максимов: Живоцерковники принимались если возвращались с покаянием, в том сане, который получили в канонической Церкви до своего отпадения в раскол.

Священник Илья Савастьянов: Их принимали в том статусе, который у них был до ухода в раскол.

Священник Георгий Максимов: Отвечаю на самый первый вопрос «от кого конкретно мы откололись?»: поскольку вы называете себя клириком и членом одного из старостильных расколов Греции, то несете на себе духовную ответственность за грех раскола от Греческой Церкви, совершенного основателями данной схизматической группировки. Когда представители греческого раскола открывают свои подразделения в других странах, то эти подразделения не перестают от этого быть раскольническими и никак не могут оказаться каноническими. То, что не имеет канонического статуса само, не может передать его другим. Раскольники могут передать только статус раскольников и очень жаль, что Вы на это повелись и повели немало верующих из осетинского народа по пути, ведущем в ад.

Иаков Хетагуров: Спасибо за ответ. Но в чем суть раскола в греческой церкви? Не в том ли, что Элладская церковь под нажимом властей и продажных первоиерархов (премьера Вензевулоса и еретика Метаксиса) изменила православный календарь и приняла еретический (с точки зрения Церкви) григорианский? Который теперь лукаво называют "новоюлианский"? Его даже осудила сталинское МП, на всеправославном совещании в 1948 году. Что сегодня "стыдливо" замалчивается. То есть те которые отстаивают православный календарь и не состоят в еретическом сборище ВЦС (в том числе и почти все т.н. поместные церкви, не признающие нас ) ведут в ад?

Ионафан: Ну, тогда вы лицемеры, а не ревнители Православия. Потому что вы пытались войти под омофор РПЦ, которая находится в общении с «новоюлианскими» Церквями и не находится в общении с «ревнителями Православия» греческими старостильниками. То есть, для вас это был лишь политический вопрос, а не религиозный. Так и говорите.

Иаков Хетагуров: Я не пытался. Это была православная община мирян в 90 годах. Тогда никакой юрисдикции в ЮО не было вообще.

Николай: Выше вы писали, что пытались присоединиться к РПЦ, но вам отказали.

Иаков Хетагуров: Я ответил кто обращался. Делегация мирян обратилась к Митрополиту Гедеону (хороший был человек) и он сказал, что это вопрос канонический и его нельзя решить. Потом община обратилась в РПЦз и они приняли нас, рукоположив священника.

Полемизируйте по сути вопроса, а не "ловите" меня на словах, здесь ведь не "разборка" идет. Формат не позволяет развернутой дискуссии, поэтому разговор понятен тем, кто в большей степени погружен в тему. Изучите если интересно и все станет ясно. Поэтому я обратился к священнику Георгию.

Священник Георгий Максимов: Изменение календаря не может быть оправданием для отпадения от Церкви. Это не догматический вопрос и в древности у разных Поместных Церквей могли быть разные даты праздников, а также разные календарные системы. Полагаю, Вы об этом слышали, если же нет, рекомендую исследование П. Кузенкова "Христианские хронологические системы". Поскольку изменение календаря не является "ересью, которую осудили отцы и соборы", то по 13 и 15 правилам Двукратного собора греческие основатели вашего схизматического сборища являются однозначными раскольниками. А также и потому, что находятся вне общения со всеми каноническими Поместными Церквами. Это самый типичный раскол, тут вообще не о чем спорить. Как известно, "чистый от нечистого не родится" (Иов 14:4), так что каким образом Вы, духовно родившиеся от раскольников, можете быть не раскольниками? Вы не священник и Ваша организация - не Церковь, а псевдоцерковь, внедренная на погибель прекрасного осетинского народа. И указание на это отнюдь не является "дискредитацией и очернением", но братской рукой помощи, протянутой Вам, чтобы Вы могли выйти из раскола и получить путь к спасению во Христе. Именно этого заслуживает осетинский народ, а не раскольнической псевдоцеркви.

Что касается вопроса: «То есть те, которые отстаивают православный календарь, ведут в ад?» Те, кто под предлогом календаря учиняют раскол, являются раскольниками, идущими в ад, да. Это учение Православной Церкви. Доказательства я Вам уже привёл. То, что ваше сборище раскольническое - это всеобщеизвестно, с этим согласны все Поместные Церкви. Календарем свой грех раскола Вы оправдать не можете, так же, как и еретики не могут оправдать свой грех ереси тем, что "отстаивают Библию".

Далее у Вас сразу две клеветы в одном коротком сообщении. Во-первых, клевета про "сталинскую МП" (этот фейк я разоблачал в специальном видео). Спасибо, что вскрылись, продемонстрировав те типичные антицерковные нарративы, которые характерны именно для ненавистников Русской Православной Церкви. Вот значит какое отношение к Русской Православной Церкви Вы насаждаете в осетинском народе. Лучшего подтверждения тезисов вл. Леонида и придумать нельзя. Вы показали суть своей структуры. Это просто русофобская раскольническая опухоль на теле осетинского народа, возглавляемая англичанином и нацеленная на очернение Русской Православной Церкви. Вл. Леонид совершенно справедливо поднял вопрос о том, насколько целесообразно России поддерживать данную опухоль (через поддержку властей, которые поддерживают ее).

Вторая ложь - про осуждение "еретического нового стиля" в 1948 году. Решения всправославного совещания 1948 года доступны в сети, там нигде нет осуждения нового стиля как якобы еретического, более того, на соборе присутствовали представители новостильных Церквей, ни с одной из которых Русская Церковь отношений из-за календаря не прерывала. Постановление этого собора гласит: "Совещание считает, что для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Совещание считает обязательным для клириков и мирян следовать стилю той поместной Церкви, в пределах которой они проживают, как одному из обычаев этой Церкви, соблюдение которых во имя единения и любви заповедуют нам святые каноны". Это вот это, по-Вашему, является "осуждением нового календаря, которое сегодня стыдливо замалчивается"?

Удивлен низким уровнем Ваших аргументов, замешанных на явной лжи. Может быть Ваши прихожане не в состоянии проверить Ваши слова, но здесь Вы пишете в присутствии богословски образованных людей.

Иаков Хетагуров: Ну чтож, понятно. На суть вопроса о том, кто отпал от Церкви, те кто изменил Христово летоисчисление или те кто защищал его, Вы не ответили, я понимаю Вас. Если бы Вы ответили не по букве а по духу закона, то следовал бы мой другой вопрос, гораздо неудобнее. И Вы зная об этом ушли от ответа, просто формально отписавшись.

Ладно.

А Кузенкова мы уже слышали.

Из вот таких "ничего не значащих" изменений и начинается предательство Православия. И сегодня действия Фанара и др. свидетельство этому. Кому как не вам об этом знать. Но это уже другая история.

Кстати Финская Поместная церковь в угоду лютеранам превела празднование Воскрешения Христова на одинь общий день с ними, лютыми еретиками. Вы как я понимаю признаете ФПЦ, канонической церковью, и так как сослужили с ними, тоже попадаете под определенные Апостольские правила. Не буду уточнять какие.

Священник Георгий Максимов: Про суть вопроса я уже сказал, причём сразу: отпали от Церкви старостильники. Календарь согласно канонам основанием для отложения от епископа не является согласно 15 правилу Двукратного собора. Я ведь все это Вам указал, зачем же Вы делаете вид будто Вам не ответили? Это как раз Вы не ответили на указанный мной исторический факт наличия разных календарей в древней Церкви, но как и любой старостильник просто слились с этого вопроса. Предательство Православия совершили Вы своим расколом, а также и предательство своего народа, согласившись вести его по пути в ад и врать ему про "настоящую аланскую церковь" ради того, чтобы получить цацки от раскольников и выдавать себя за священника.

Иаков Хетагуров: Когда нечего ответить...

Почитайте на досуге Евангелие от Марка 9:38. И не осуждайте тех, кого не знаете. И не я начал. Просто попытался поговорить и кроме голословных обвинений и лжи ничего не услышал. Бог Вам судия.

Orthodox Christian: Сочувствую вашей ситуации, что вам нечего ответить....

Николай: Вам, наш дорогой Иаков, нечего ответить. Вот это видно даже, мне, простому наблюдателю за беседой…

Иаков Хетагуров: Всем спасибо. Все предельно ясно для меня. Мне это надо было услышать и я многое понял. Иллюзий не осталось. Тему можно закрывать.

Савушка: У Вас просто отсутствуют аргументы. Вы поняли, что не в состоянии вести аргументированную дискуссию с богословски образованным миссионером, собственно говоря, из этого следует логичный для Вас вывод - таинственно указать, что все поняли, лишний раз «убедиться» в том, насколько сильно упала "основанная Сталином в 1943 году РПЦ", и тихо-мирно слиться, найдя людей, которым проще промыть голову раскольничьей пропагандой. Бог да простит и помилует всех нас.

Священник Георгий Максимов: Дорогой Иаков, я понимаю, что Вы делаете. Поняв, что ответить Вам по существу нечего - ни по факту разных календарей в истории Церкви, выбивающему весь фундамент из старостильнического словоблудия, ни по 15 правилу, ни на мой вопрос о доказательствах Вашего утверждения о свт. Иоанне Шанхайском, ни на указание про Вашу ложь о совещании 1948 года - Вы решили начать отступление, при этом делая вид, что это будто бы Вам не могут ответить на какие-то вопросы :-) Не сработает, все прекрасно видят, кто именно не в состоянии ответить в данной дискуссии :-)

Всего хорошего!

Дмитрий Гуменюк: Вот живёт предположим в Южной Осетии небольшая община. Есть эти вот раскольники, может даже священник из раскола, которого (представим) тоже тянет в Церковь. И что дальше делать? Какие есть варианты в такой ситуации у людей на местах?

Священник Георгий Максимов: Там есть приход Русской Православной Церкви в Цхинвале, можно начать посещать его. Это простой и очень конкретный шаг.

Если же говорить не про одного человека или нескольких, а в целом, то ЮО это каноническая территория Грузинской Православной Церкви и выход из сложившегося положения невозможно найти без участия этой Церкви.

Послесловие: Во время самой дискуссии я ничего не знал о моем собеседнике кроме того, что сообщил он сам. Но позднее, наведя справки, я узнал, что именно Иаков Хетагуров был одним из тех, кто несколько лет назад сорвал попытку вывести южноосетинские приходы из раскола. Поэтому озвучиваемая им позиция "мол, мы пытались, но нас в каноническую Церковь не приняли, поэтому у нас не осталось выбора, кроме как быть с раскольниками", как оказалось, является ложью. У них был выбор, но они (Хетагуров сотоварищи) сознательно решили остаться в раскольнической структуре, которую они активно представляют как якобы "чисто осетинскую исконную национальную церковь". Хотя что осетинского в структуре, возглавляемой англичанином, представляющим греков-старостильников, непонятно, равно как и что исконного и древнего в организации, созданной в 2005 году? Это лишь лживая вывеска, которой, к сожалению, поверили многие в Южной Осетии, включая нынешнего президента. В результате получился осетинский аналог "Киевского патриархата" - совершенно нелигитимная, никем из Поместных Церквей не признанная самоделка, но поддерживаемая местными властями и использующая для своего оправдания русофобские нарративы. Осетинам не стоит ассоциировать себя с этим недоразумением и большим фейком, поэтому напрасно некоторые жители Южной Осетии болезненно реагируют на критику бэрдовского раскола как якобы "нападение на осетин", "оскорбление осетинского народа" и т.п. Осетинский народ отнюдь не сводится к этому раскольчику, и он заслуживает лучшего, чем путь в ад, по которому ведут все раскольники. Как писал священномученик Игнатий Богоносец: "Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего".