Видеозапись доступна: https://www.youtube.com/watch?v=l6CdQYPsKA8 (дата обращения: 02.11.2021)
Основные выводы
- Тимур Алиевич Аймалетдинов рассказал о методологических подходах к оценке цифровой грамотности преподавателей российских вузов. В пандемию педагоги высших учебных заведений столкнулись с ускоренной цифровизацией сферы образования и необходимостью искать новые подходы к обучению. Однако развитие цифровых компетенций невозможно без их комплексной диагностики. Сегодня DigComp (The European Digital Competence Framework) – международный подход к всесторонней оценке цифровой грамотности, который адаптирован и реализован в России Аналитическим центром НАФИ на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Базовый принцип адаптации рамки DigComp к российским реалиям – локализация с учетом сложившейся в стране цифровой инфраструктуры, рынка программного обеспечения и национального законодательства. Эксперт подчеркнул, что самый важный принцип, на котором должны основываться любые проекты по оценке и повышению цифровой грамотности, – это гуманизация. Важно помнить, что не человек существует для цифровых технологий, а цифровые технологии направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, проще, эффективнее.
- Людмила Валерьевна Спиридонова поделилась результатами всероссийского исследования о роли цифровой грамотности педагогов в высшем образовании в период пандемии. Преподаватели вузов демонстрируют достаточно высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. При этом каждый пятый преподаватель отмечал нехватку навыков и знаний для перехода на дистанционное обучение, а половине требовалась помощь для эффективного ведения онлайн-занятий. Две трети педагогов полагают, что качество подготовки учащихся может снизиться в результате перехода на дистанционный формат. Использование современных методик оценки уровня цифровой грамотности позволит педагогам отслеживать собственный прогресс и выстраивать индивидуальную стратегию развития, в свою очередь, проведение тестирований цифровой грамотности педагогов на всероссийских выборках поможет разработке эффективных образовательных программ по повышению цифровых компетенций преподавателей.
- Станислав Александрович Бушев напомнил, что цифровая трансформация – одна из стратегических национальных целей Российской Федерации на период до 2030 года, с одной стороны, обусловленная глобальным трендом и его фундаментальными основаниями, а, с другой стороны, многообразием национальных, региональных, а порой и локальных стратегий цифровой трансформации в системе высшего образования, наличием конкурирующих моделей цифровых компетенций и образовательных центров цифровых компетенций. Эксперт особо отметил, что сложившаяся в ходе пандемии COVID-19 гибридная модель образования – результат принятых управленческих решений на государственном уровне, в развитие которых осуществляется цифровая трансформация высшего образования. Вместе с тем, Россия не является глобальным лидером в области информационно-компьютерных технологий, в связи с чем востребованность в цифровых компетенциях у преподавателей и студентов существенно ограничена.
- Юрий Валерьевич Будкин затронул проблему практического применения компетенций специалистов в профессиональных стандартах (например, эксперт по стандартизации, метролог) в целом и цифровых компетенций в частности. Эксперт отметил, что в цифровом производстве от специалиста ожидают компетенции в управлении требованиями к продукции и сопутствующим процессам производства, особое внимание целесообразно уделить обязательным элементам системы управления требованиями «SMART» стандарта, а именно: подсистеме формирования требований, подсистеме управления требованиями и подсистеме показателей изделия. Ю.В.Будкин отметил, что в настоящее время более 14000 национальных стандартов уже переведены в машиночитаемый формат из общего числа стандартов около 30000 ед. Создана область знаний, обеспечивающая трансфер технологий экспортоориентированной и социально-значимой продукции. Для этой области знаний сегодня необходимы компетенции преподавателей, специалистов, применяющих «умные стандарты» для кооперации и электронной торговли, обеспечивающие применение стандартов в циркулярной экономике, например, для возобновляемых источников энергии, продлении жизненного цикла изделия и рециклинга. Кроме того, эксперт представил проект требований к компетенциям эксперта в области информационных технологий и больших данных, разработанный на основе лучших практик РСТ. Финализируя, эксперт предложил участникам мероприятия выработать «рабочий» механизм взаимодействия в рамках его проблематики.
- Анна Сергеевна Малиновская рассказала о ходе реализации, целевых и промежуточных результатах масштабного проекта Опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики, осуществляемого на базе АНО ВО «Университет Иннополис», целью которого является создание, апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей Российской Федерации высококвалифицированными кадрами для цифровой экономики. Эксперт отметила, что ООЦ адресно реализует программы дополнительного образования для формирования цифровых компетенций у не ИТ-специалистов по 10 приоритетным отраслям российской экономики, включая здравоохранение, образование, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетическую и транспортную инфраструктуру, городское хозяйство и финансовые услуги. А.С.Малиновская представила модель цифровых компетенций ООЦ, включающую базовые цифровые компетенции (digital skills), личностные компетенции (soft skills) и профессиональные компетенции в сфере цифрового развития, в том числе в разрезе отраслей (hard skills), проектную команду, а также детальную «дорожную карту» на период до 2024 года, предусматривающую ежегодное плановое обновление профессиональных стандартов в сфере цифровой экономики и существенный рост числа его слушателей, что составляет в количественном выражении 160 профессиональных стандартов и 80000 слушателей.
- Максим Андреевич Часовиков представил результаты инициативного онлайнового опроса, проведенного в апреле текущего года на предмет востребованности технологий Big Data в российских компаниях, в котором приняло участие 92 респондента из 860+ членов клуба. По результатам исследования было установлено, что более 75 % респондентов используют «большие данные» и признают, что их роль будет увеличиваться. Кроме того, в ходе исследования было установлено, что основным источником данных в российских компаниях являются собственные корпоративные системы учета, а основным препятствием – отсутствие наглядности и контринтуитивности в сложных методах анализа данных таких как нейронные сети и машинное обучение.
- Надежда Владимировна Макогонова отметила, что трансформация образования в период пандемии стала глобальным трендом, вместе с тем, для России можно выделить ряд характерных особенностей, а именно: эффект накопленного стресса и «усталости» в системе высшего образования РФ на момент первичного наступления пандемии COVID-19, три десятилетия ее хронического недофинансирования, а также критический дефицит знаковых управленческих побед на гражданском «поле» в части реализации государственных стратегических инициатив, программ и проектов, в том числе, по направлению цифровой трансформации. Н.В.Макогонова напомнила, что главной целью управления рисками в датацентричном мире является снижение рисков несанкционированного доступа к банкам данных до приемлемого уровня (персональным данным, базам данных исследований, пр.), управляя при этом надлежащим и достаточным образом всеми остальными рисками: финансовыми, сопротивления изменениям, имиджевыми, др. Финализируя, эксперт подчеркнула, что датацентричная парадигма настоятельно требует от преподавателей кардинального обновления профессионального инструментария, включая подходы к преподаванию, компетенции, модели поведения и риторику, цифровая грамотность преподавателей стала обязательным требованием к профессии, а цифровая грамотность образовательной организации – обязательным требованием к ее основным бизнес-процессам: учебному, научному и внеучебному, два крайних из которых пострадали сильнее всего в период пандемии.
Оживленная дискуссия развернулась после окончания выступлений всех ее участников на вопрос от слушателя о целесообразности введения централизованной организации учебного процесса, в которой приняли самое активной участие Т.А.Аймалетдинов, С.А.Бушев, М.А.Часовиков и Н.В.Макогонова, каждый из которых высказал свои критические соображения по данному вопросу. Финализируя, участники мероприятия подчеркнули, что в датацентричном мире оцифровке не поддаются ни уникальная вузовская среда, ни бесценная роскошь общения между студентом и преподавателем, то есть так называемые неформализуемые знания.
Новацией данного мероприятия стала его одновременная трансляция на онлайн-площадке интенсива «Готов к цифре» - проект о безопасном и эффективном использовании цифровых технологий для людей самых разных уровней цифровых компетенций, осуществляемый Консорциумом по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики, объединяющий организации бизнеса, исследовательские компании и общественные движения, заинтересованные в ускоренном внедрении цифровых технологий в экономике и социальной сфере, и открытый для новых участников.
Видеозапись мероприятия доступна:
• «Диалог о настоящем и будущем»: https://www.youtube.com/watch?v=l6CdQYPsKA8 (дата обращения: 02.11.2021)
• Интенсив «Готов к цифре»: https://clck.ru/YXP6A (дата обращения: 02.11.2021)
Презентации участников мероприятия доступны:
https://drive.google.com/drive/folders/1JZgWkptU7fecpdnFkF9eVXSpOg5RGlVw?usp=sharing (дата обращения: 02.11.2021)