86 подписчиков

LR - Экспертная площадка МГУ #01: Пост-релиз совместного мероприятия MSU&IHG+NAFI в проекте МГУ "Диалоги"&"Готовкцифре.рф"

Источник: Экспертная площадка МГУ "Диалог о настоящем и будущем" (expert.msu.ru)
Источник: Экспертная площадка МГУ "Диалог о настоящем и будущем" (expert.msu.ru)

Видеозапись доступна: https://www.youtube.com/watch?v=l6CdQYPsKA8 (дата обращения: 02.11.2021)

Основные выводы

  • Тимур Алиевич Аймалетдинов рассказал о методологических подходах к оценке цифровой грамотности преподавателей российских вузов. В пандемию педагоги высших учебных заведений столкнулись с ускоренной цифровизацией сферы образования и необходимостью искать новые подходы к обучению. Однако развитие цифровых компетенций невозможно без их комплексной диагностики. Сегодня DigComp (The European Digital Competence Framework) – международный подход к всесторонней оценке цифровой грамотности, который адаптирован и реализован в России Аналитическим центром НАФИ на платформе «Цифровой гражданин» (it-gramota.ru). Базовый принцип адаптации рамки DigComp к российским реалиям – локализация с учетом сложившейся в стране цифровой инфраструктуры, рынка программного обеспечения и национального законодательства. Эксперт подчеркнул, что самый важный принцип, на котором должны основываться любые проекты по оценке и повышению цифровой грамотности, – это гуманизация. Важно помнить, что не человек существует для цифровых технологий, а цифровые технологии направлены на то, чтобы сделать жизнь людей лучше, проще, эффективнее.
Тимур Алиевич Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, кандидат социологических наук
Тимур Алиевич Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ, кандидат социологических наук
  • Людмила Валерьевна Спиридонова поделилась результатами всероссийского исследования о роли цифровой грамотности педагогов в высшем образовании в период пандемии. Преподаватели вузов демонстрируют достаточно высокие показатели знаний, навыков и установок в области цифровых технологий. При этом каждый пятый преподаватель отмечал нехватку навыков и знаний для перехода на дистанционное обучение, а половине требовалась помощь для эффективного ведения онлайн-занятий. Две трети педагогов полагают, что качество подготовки учащихся может снизиться в результате перехода на дистанционный формат. Использование современных методик оценки уровня цифровой грамотности позволит педагогам отслеживать собственный прогресс и выстраивать индивидуальную стратегию развития, в свою очередь, проведение тестирований цифровой грамотности педагогов на всероссийских выборках поможет разработке эффективных образовательных программ по повышению цифровых компетенций преподавателей.
Людмила Валерьевна Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ
Людмила Валерьевна Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ
  • Станислав Александрович Бушев напомнил, что цифровая трансформация – одна из стратегических национальных целей Российской Федерации на период до 2030 года, с одной стороны, обусловленная глобальным трендом и его фундаментальными основаниями, а, с другой стороны, многообразием национальных, региональных, а порой и локальных стратегий цифровой трансформации в системе высшего образования, наличием конкурирующих моделей цифровых компетенций и образовательных центров цифровых компетенций. Эксперт особо отметил, что сложившаяся в ходе пандемии COVID-19 гибридная модель образования – результат принятых управленческих решений на государственном уровне, в развитие которых осуществляется цифровая трансформация высшего образования. Вместе с тем, Россия не является глобальным лидером в области информационно-компьютерных технологий, в связи с чем востребованность в цифровых компетенциях у преподавателей и студентов существенно ограничена.
Станислав Александрович Бушев, проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ имени М.В.Ломоносова, доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ, кандидат философских наук
Станислав Александрович Бушев, проректор - начальник Управления учебно-методической деятельности и дополнительного образования МГУ имени М.В.Ломоносова, доцент кафедры философии естественных факультетов философского факультета МГУ, кандидат философских наук
  • Юрий Валерьевич Будкин затронул проблему практического применения компетенций специалистов в профессиональных стандартах (например, эксперт по стандартизации, метролог) в целом и цифровых компетенций в частности. Эксперт отметил, что в цифровом производстве от специалиста ожидают компетенции в управлении требованиями к продукции и сопутствующим процессам производства, особое внимание целесообразно уделить обязательным элементам системы управления требованиями «SMART» стандарта, а именно: подсистеме формирования требований, подсистеме управления требованиями и подсистеме показателей изделия. Ю.В.Будкин отметил, что в настоящее время более 14000 национальных стандартов уже переведены в машиночитаемый формат из общего числа стандартов около 30000 ед. Создана область знаний, обеспечивающая трансфер технологий экспортоориентированной и социально-значимой продукции. Для этой области знаний сегодня необходимы компетенции преподавателей, специалистов, применяющих «умные стандарты» для кооперации и электронной торговли, обеспечивающие применение стандартов в циркулярной экономике, например, для возобновляемых источников энергии, продлении жизненного цикла изделия и рециклинга. Кроме того, эксперт представил проект требований к компетенциям эксперта в области информационных технологий и больших данных, разработанный на основе лучших практик РСТ. Финализируя, эксперт предложил участникам мероприятия выработать «рабочий» механизм взаимодействия в рамках его проблематики.
Юрий Валерьевич Будкин, советник генерального директора ФГБУ «Российский институт стандартизации» (РСТ), доктор технических наук, профессор
Юрий Валерьевич Будкин, советник генерального директора ФГБУ «Российский институт стандартизации» (РСТ), доктор технических наук, профессор
  • Анна Сергеевна Малиновская рассказала о ходе реализации, целевых и промежуточных результатах масштабного проекта Опорного образовательного центра по направлениям цифровой экономики, осуществляемого на базе АНО ВО «Университет Иннополис», целью которого является создание, апробация и масштабирование модели обеспечения приоритетных отраслей Российской Федерации высококвалифицированными кадрами для цифровой экономики. Эксперт отметила, что ООЦ адресно реализует программы дополнительного образования для формирования цифровых компетенций у не ИТ-специалистов по 10 приоритетным отраслям российской экономики, включая здравоохранение, образование, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, строительство, энергетическую и транспортную инфраструктуру, городское хозяйство и финансовые услуги. А.С.Малиновская представила модель цифровых компетенций ООЦ, включающую базовые цифровые компетенции (digital skills), личностные компетенции (soft skills) и профессиональные компетенции в сфере цифрового развития, в том числе в разрезе отраслей (hard skills), проектную команду, а также детальную «дорожную карту» на период до 2024 года, предусматривающую ежегодное плановое обновление профессиональных стандартов в сфере цифровой экономики и существенный рост числа его слушателей, что составляет в количественном выражении 160 профессиональных стандартов и 80000 слушателей.
Анна Сергеевна Малиновская, руководитель представительства в ЦФО Отдела по партнерскому взаимодействию Опорного образовательного центра Университета Иннополис (ООЦ)
Анна Сергеевна Малиновская, руководитель представительства в ЦФО Отдела по партнерскому взаимодействию Опорного образовательного центра Университета Иннополис (ООЦ)
  • Максим Андреевич Часовиков представил результаты инициативного онлайнового опроса, проведенного в апреле текущего года на предмет востребованности технологий Big Data в российских компаниях, в котором приняло участие 92 респондента из 860+ членов клуба. По результатам исследования было установлено, что более 75 % респондентов используют «большие данные» и признают, что их роль будет увеличиваться. Кроме того, в ходе исследования было установлено, что основным источником данных в российских компаниях являются собственные корпоративные системы учета, а основным препятствием – отсутствие наглядности и контринтуитивности в сложных методах анализа данных таких как нейронные сети и машинное обучение.
Максим Андреевич Часовиков, директор московского кластера Некоммерческого партнерства содействия развитию информационных технологий «Клуб IT&Digital директоров «я-ИТ-ы», ведущий научный сотрудник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова
Максим Андреевич Часовиков, директор московского кластера Некоммерческого партнерства содействия развитию информационных технологий «Клуб IT&Digital директоров «я-ИТ-ы», ведущий научный сотрудник факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Надежда Владимировна Макогонова отметила, что трансформация образования в период пандемии стала глобальным трендом, вместе с тем, для России можно выделить ряд характерных особенностей, а именно: эффект накопленного стресса и «усталости» в системе высшего образования РФ на момент первичного наступления пандемии COVID-19, три десятилетия ее хронического недофинансирования, а также критический дефицит знаковых управленческих побед на гражданском «поле» в части реализации государственных стратегических инициатив, программ и проектов, в том числе, по направлению цифровой трансформации. Н.В.Макогонова напомнила, что главной целью управления рисками в датацентричном мире является снижение рисков несанкционированного доступа к банкам данных до приемлемого уровня (персональным данным, базам данных исследований, пр.), управляя при этом надлежащим и достаточным образом всеми остальными рисками: финансовыми, сопротивления изменениям, имиджевыми, др. Финализируя, эксперт подчеркнула, что датацентричная парадигма настоятельно требует от преподавателей кардинального обновления профессионального инструментария, включая подходы к преподаванию, компетенции, модели поведения и риторику, цифровая грамотность преподавателей стала обязательным требованием к профессии, а цифровая грамотность образовательной организации – обязательным требованием к ее основным бизнес-процессам: учебному, научному и внеучебному, два крайних из которых пострадали сильнее всего в период пандемии.
Надежда Владимировна Макогонова, модератор, аудитор-управленческий консультант, руководитель межсекторального исследования МГУ имени М.В.Ломоносова «Индикаторы здорового администрирования», доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ, кандидат экономических наук
Надежда Владимировна Макогонова, модератор, аудитор-управленческий консультант, руководитель межсекторального исследования МГУ имени М.В.Ломоносова «Индикаторы здорового администрирования», доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления факультета государственного управления МГУ, кандидат экономических наук

Оживленная дискуссия развернулась после окончания выступлений всех ее участников на вопрос от слушателя о целесообразности введения централизованной организации учебного процесса, в которой приняли самое активной участие Т.А.Аймалетдинов, С.А.Бушев, М.А.Часовиков и Н.В.Макогонова, каждый из которых высказал свои критические соображения по данному вопросу. Финализируя, участники мероприятия подчеркнули, что в датацентричном мире оцифровке не поддаются ни уникальная вузовская среда, ни бесценная роскошь общения между студентом и преподавателем, то есть так называемые неформализуемые знания.

Новацией данного мероприятия стала его одновременная трансляция на онлайн-площадке интенсива «Готов к цифре» - проект о безопасном и эффективном использовании цифровых технологий для людей самых разных уровней цифровых компетенций, осуществляемый Консорциумом по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики, объединяющий организации бизнеса, исследовательские компании и общественные движения, заинтересованные в ускоренном внедрении цифровых технологий в экономике и социальной сфере, и открытый для новых участников.

Видеозапись мероприятия доступна:

• «Диалог о настоящем и будущем»: https://www.youtube.com/watch?v=l6CdQYPsKA8 (дата обращения: 02.11.2021)

• Интенсив «Готов к цифре»: https://clck.ru/YXP6A (дата обращения: 02.11.2021)

Презентации участников мероприятия доступны:

https://drive.google.com/drive/folders/1JZgWkptU7fecpdnFkF9eVXSpOg5RGlVw?usp=sharing (дата обращения: 02.11.2021)