Раньше у меня была маленькая традиция: сентябрь я проводила в Крыму, в любимом Севастополе. В это время там проходит фестиваль "Русская Троя", посвященный Первой героической обороне города.
Но нынче я решила никуда не ездить, поэтому буду делиться воспоминаниями: как всё было год назад на Малаховом кургане.
Посмотрела практически всё, что предлагалось. Организаторы приготовили много интересного, и я осталась в восторге от всего, в чём успела поучаствовать.
Главное событие фестиваля, конечно, военные реконструкции, которые позволяют окунуться в атмосферу Севастополя середины XIX века и стать свидетелем боёв за великий город.
В прошлом году было инсценировано три эпизода: отражение атаки русскими воинами, бой на Корабельной стороне и последняя атака Модлинского полка.
Наблюдала, как заряжают и стреляют из пушки.
Явление генерала Хрулёва на белом коне.
Последние попытки обороны Малахова кургана.
И захват оборонительной башни.
Во время первой реконструкции рядом со мной стоял мальчик в советской форме, а папа его участвовал в сражении. После боя он помчался к нему. Встреча воинов двух эпох, при этом отца и сына, была ну очень милой. Люблю быть свидетелем трогательных моментов.
Единственное, что меня расстроило, - это не совсем профессиональный подход к организации реконструкций.
- Во-первых, поведение самих участников, когда они вместо того, чтобы создавать трагическую атмосферу, смеялись и фотографировали друг друга на телефон прямо во время боя.
- Во-вторых, раздражали фотографы, которые были не в антураже и внаглую ходили по площадке. Многие прятались за кусты и декорации, но отдельные экземпляры бесили страшно.
Хочу похвалить клуб, где фотографами были девушки в облачении сестёр милосердия. Правда, и здесь не совсем угадали. Дети были возмущены тем, что те не выполняют своих прямых обязанностей, и, переживая за раненых, кричали: "Лечи давай, а не фотографируй!" )))
В перерывах между боями было атмосферно.
Гуляя по Малахову кургану, заглянула в лагерь противников. Французов на месте не оказалось. Но я их пофотографировала после боя.
Сначала не поняла, почему французы стояли с британским флагом. А потом меня просветили, что различать принадлежность к стране можно по цвету штанов: у французов красные, у англичан чёрные.
В британском лагере встретила колоритных шотландских горцев.
У памятника Корнилову немного поработала фотографом - предложила подменить сестричек с фотоаппаратами, а то их самих ни на одной фотографии нет. Обидно же. За это реконструкторы мне попозировали.
А потом они под барабанный бой отправились в лагерь. Заманчиво было прогуляться с ними в строю. И не мне одной. Смотрите, какой забавный мальчуган никак не мог поверить, что солдаты реальные.
В русском лагере застала директора Музея обороны Севастополя Николая Мусиенко и писателя Сергея Ченныка, презентующих книгу "Русский "литтих" - испытание Севастополем". Многих из присутствующих на следующий день встретила на научной конференции.
В "Палатке бывалого солдата" посмотрела на предметы военного быта.
И узнала, как заряжали ружье. Я даже писать это устала, а солдаты должны были повторять последовательность множество раз. Не удивительно, что бой был таким медленным.
На один выстрел тратилось в среднем 1-1,5 минуты: прочистить ствол, достать порох, засыпать порох в ствол и утрамбовать, достать пулю из связки, освободить от бумажной оболочки, забить в ствол, вставить капсюль, прицелиться, выстрелить. И всё сначала.
Пули были гладкие и нарезные. Размер их, конечно, поражает. Такие металлические штуковины и кости дробили, и раны наносили серьёзные.
Когда видишь их своими глазами и держишь в руках, понимаешь, почему полевая хирургия во время Крымской кампании сделала огромный шаг вперёд. Оперировать надо было на месте, быстро и много.
В санитарной палатке рассказывали о методе сортировки раненых, применении эфирного наркоза, наложении гипсовых повязок, о хирурге Николае Пирогове и сёстрах милосердия. Реквизит выглядел очень натурально.
В нашем Военно-медицинском музее, конечно об этом тоже рассказывают. Но тут срабатывает "гений места". Непосредственно на Малаховом кургане всё производит намного более сильное впечатление.
Ведь прямо здесь происходила оборона города, здесь были выкопаны минные траншеи, здесь погибали сотни людей. И здесь до сих пор находят их останки. Несмотря на то, что в 20 веке по Севастополю прошлась катком и другая война.
Да, атмосферой на Малаховом проникаешься быстро и сильно. На память о фестивале захотелось сфотографироваться в каком-нибудь старинном платье. И знаете что? По непонятной причине в ретро фотоателье была только солдатская форма. Предложили примерить её.
Я подумала: а почему бы и нет? Ведь у меня была знаменитая прабабушка-воин, защитница Порт-Артура. Почему бы не сфотографироваться так в память о ней? Звали её Харитина Короткевич. Похожи?
Сильное впечатление произвёл вечерний просмотр фильма "Оборона Севастополя" в кинотеатре под открытым небом.
Дже не знаю, как объяснить, насколько это было круто. Вот сидим мы смотрим на кадр: море и Константиновская батарея. А слева вдали реально море и Константиновская батарея, и вход в Севастопольскую бухту, где были затоплены корабли.
Фестиваль проходил в годовщину оставления Севастополя, ровно в тот день. И это было особенно ценно.
Другие рассказы о путешествиях по Крыму здесь. Чтобы не пропустить новые, подпишитесь на мой канал. Благодарю за внимание!