35 лет назад, в четырех километрах от берега Кабардинки, произошла самая масштабная катастрофа в истории черноморского флота, которую сравнили с Титаником. За 8 минут затонул пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов". Погибло 423 человека из 1243, среди которых 23 ребенка. Тела многих так и не найдены, а причины аварии остаются загадкой.
Этот рейс изначально планировался как последний, ведь кораблю был 61 год. После круиза его должны были списать, но об этом не знал даже капитан судна. Пассажирам впервые не провели инструктаж на случай крушения лайнера, поэтому многие люди не знали, где находятся спасательные жилеты и шлюпки.
Днепропетровчанка Наталья Терехова: "Самое страшное было видеть то, как мужчины срывали спасательные жилеты из женщин и детей…" Но так вели себя далеко не все. Крики детей, звавших на помощь родителей, были самыми страшными звуками той ночи, когда затонул «Адмирал Нахимов» — вспоминает пассажир затонувшего парохода.
31 августа 1986 года пароход "Адмирал Нахимов" прибыл из Ялты в порт Новороссийска. Согласно расписанию судно должно было простоять здесь до вечера, а потом отправиться в Сочи. Ровно в 22:00 к лайнеру подошел буксир и был убран трап. Едва он начал движение, как капитан Марков дал команду "СТОП". Пароход пришлось задержать на 10 минут из-за того, что на него опоздал генерал КГБ Крикунов с семьёй.
Иностранная пресса писала, что причиной трагедии стало покушение на генерала КГБ, который был на борту.
В 22:50 "Адмирал Нахимов" выходит из акватории порта. Капитан Марков инструктирует своего помощника Чудновского о том, что к порту движется сухогруз "Пётр Васев", но береговая служба договорилась, что он уступит дорогу "Нахимову". После этого капитан Марков идет отдыхать в каюту. Чудновский по радиостанции связывается с т/х "Петр Васев", сообщает свой курс и получает подтверждение о согласии уступить дорогу "Нахимову".
В 23.05 "Адмирал Нахимов" снова повторяет свою просьбу — уступить дорогу и получает положительный ответ. Увидев, что "Петр Васев" опасно приближается и не собирается уступать дорогу, Чудновский дважды меняет курс на 5 градусов влево и просит капитана Ткаченко замедлить движение и застопорить ход.
"Васев" продолжает идти прежним курсом со скоростью 22 км, имея на борту 27000 тонн канадского ячменя. В это время ещё можно было уменьшить ход и остановить сухогруз, но капитан Ткаченко больше доверял приборам, чем людям и пренебрег визуальным наблюдениям.
В эту ночь в Румынии произошло сильное землетрясение, вызвавшее разрушения даже в Кишиневе и сильные толчки в Москве. Такие явления приводят к значительным изменениям в атмосфере. Вполне возможно, что Ткаченко мог вести разговор с "Нахимовым", а на приборе видеть другое судно, так как могли быть радиолокационные помехи.
Когда Чудновский последний раз вышел на связь, капитан Ткаченко, всё-таки увидел сложившуюся ситуацию и начал действовать, но было уже поздно. В 23:05 дана команда "Сбавить ход до среднего". В 23:07 - "до малого". В 23:07:55 - "СТОП". В это время дистанция между судами была всего лишь около 2 км и при той скорости, которая была у "Васева" за счёт инерции авария была неизбежна.
В 23:12 произошло столкновение, а в 23:20" Адмирал Нахимов" затонул в 4 км от мыса Дооб.
Теперь давайте представим, что происходило в 23:12. Ночь. Многие пассажиры устали от дневных прогулок по Новороссийску и легли спать, кто-то сидел в баре и небольшая часть находилась на палубе. И вдруг, резкий удар. Отключается свет, масса воды заполняет каюты и коридоры. Люди мечутся в темноте и не знают, что делать.
В этот момент механик судна Белан бежит к помещению дизель-генераторной, открывает его и запускает дизель. Тьма исчезает. Эта минута, когда горел свет, спасла многих. Люди смогли сориентироваться и увидеть пути спасения. Но за это механик Белан заплатил собственной жизнью. Через 8 минут пароход ушёл под воду.
До войны 1941 года "Нахимов" назывался "Берлин" . Он дважды тонул и два года пролежал на дне моря.
В этот момент на море поднялся шторм, волны доходили до 1 метра высотой. Люди в кромешной темноте барахтались в слое мазута и понимали, что им неоткуда ждать помощи. На берегу никто не подозревал о катастрофе, так как радисты из-за отсутствия электроэнергии, не смогли подать SOS. О том, что произошла беда, сообщил катер, который двигался к сухогрузу "Пётр Васев".
Страшно представить, сколько бы погибло людей, если бы не решительные действия капитана Новороссийского порта Попова. Он взял на себя ответственность за спасение людей. По инструкции спасением должны были заниматься спасательные службы. Именно Попов передал команду капитану Ткаченко на "Пётр Васев", чтобы они начали оказывать помощь людям и спустили плавсредства на воду.
Эта трагедия тщательно скрывалась. О ней только на 5-й день написали небольшую заметку в газете, а трупов называли пакетами.
При поисковых работах погибло два водолаза, а один сошёл с ума, когда увидел в музыкальном салоне трупы более 30 человек. После этого поисковые работы были прекращены. Двух капитанов признали виновными и дали по 15 лет лишения свободы. Суд не установил главных виновников трагедии и не ответил на многие вопросы:
1. Почему в круизное путешествие выпускали судно, которому больше 60 лет и который во время войны уже неоднократно тонул.
2. Почему на пароходе не было спасательных средств в достаточном количестве, а в порту Новороссийска отсутствовали спасательные судна.
3. Почему на "Нахимове" за 7 лет сменилось 8 капитанов и почему на это судно посылали на "исправление" людей, которые скомпрометировали себя в загранплавании.
Очевидно, что виновниками трагедии были не только капитаны, которых, естественно, сделали "крайними". В 1996 году по указу президентов России и Украины оба капитана вышли на свободу. После освобождения капитан Ткаченко сменил фамилию на фамилию жены и уехал в Израиль. В 2003 году он погиб во время кораблекрушения на яхте. Что касается капитана Маркова, то он работал капитаном-наставником в Одессе и умер от онкологии.
Сейчас "Адмирал Нахимов находится на глубине 47 метров в 4 км от мыса Дооб. Напротив этого места, рядом с маяком, установлен памятник погибшим. Здесь мы побывали, когда были в Кабардинке. Каждый год, 31 августа, возле памятника собираются люди, чтобы почтить память тех, кого забрало море. Затем они выезжают к месту крушения лайнера и спускают венки на воду.
Судно под названием "Пётр Васев" вы больше никогда не встретите, но если увидите корабль, на котором большими белыми буквами будет написано "Подольск", то знайте — это тот самый сухогруз. Правда, есть сведения, что в 2012 году его всё же распилили на металл в Бангладеше.
Рекомендую прочитать другие наши статьи:
1. Приехали в Кабардинку, август 2021. Цены, пляжи, рынок. Стоит ли сюда ехать
2. Не ожидали, что Кабардинка окажется такой уютной. Что нам здесь понравилось, а что не очень