144,5K подписчиков

"За предложение переспать он попросил рисунок Дали, но в конце концов всё равно сбежал". Пегги Гугенхейм на склоне лет

13K прочитали

Фото: Stefan Moses. Источник фото: theartnewspaper.ru
Фото: Stefan Moses. Источник фото: theartnewspaper.ru

Гугенхеймы -- одна из старейших династий промышленников США, известная своими меценатами. Величайшая женщина этого клана Пегги Гугенхейм обладала уникальным чутьем на деньги, искусство и любила только талантливых мужчин.

Продолжение. Предыдущая часть здесь⤵️

Самые верные -- собаки

Пегги помогала не только мужчинам, но и женщинам, занимавшимся творчеством. Когда из Америки была депортирована скандальная Эмма Гольдман, Гугенхейм собрала для этой анархистки деньги, чтобы купить дом в Сен-Тропе. Еще один дом она долгое время снимала для писательницы Дюны Барнес. В то время Дюна писала книгу «Ночной лес», одну из первых, получивших известность из-за откровенных высказываний о гомoceксуализме. Когда писательница стала страшно пить, Пегги занялась ее лечением, оплачивала расходы.

Казалось, что Пегги может любому помочь, способна в мгновение ока справиться с любой проблемой. Но она была бессильна перед драмой, случившейся в собственной семье.

Ее дочь, красавица Пегген, несколько раз пыталась покончить с собой, и наконец в 1967 году ей это удалось. Девушка безуспешно искала свое место в жизни и очень страдала из-за того, что мать ее не любит, не ценит. Она пыталась учиться живописи, но было очевидно, что художницей она не станет. Однажды Пегги резко назвала ее неудачницей...

Матери казалось, что она своей дочери ничего не должна -- достаточно того, что она ее растила, кормила, оплатила учебу в Лондоне и уроки живописи. А близость… Так ведь ее саму и Флорет Гугенхейм связывали не более прочные узы, однако она не морочила себе голову из-за этого и сама создавала свою жизнь, вместо того, чтобы во всем обвинять мать. Но Пегген обвиняла и считала коллекцию живописи своей главной конкуренткой в борьбе за материнскую любовь.

В очередной раз пытаясь покончить с собой, приняв снотворное, дочь оставила матери записку:

«Ты виновата, что я -- ничто и не нахожу места в этой жизни. Радуйся».

После войны Пегги перебралась жить в Венецию. Она говорила, что всегда любила этот город больше всего на свете. Она приобрела дворец Верньер де Леоне XVIII века и не только украсила стены работами Боттичелли, но и стала одеваться и причесываться в стиле женщин Боттичелли.

«Если Венеция вдруг уйдет на дно, самое главное -- успеть перенести картины в безопасное место», -- острила меценатша.

Но после смерти дочери жизнь Пегги покатилась вниз. Ее мучил артрит, опухали некогда красивые руки и ноги. Пегги, привыкшей к женским победам, было трудно смириться с тем, что после 50 лет словно ветром сдуло всех потенциальных любoвников. Когда один искусствовед, появившийся во дворце, чтобы поболтать с хозяйкой, за предложение переспать попросил рисунок Дали, но в конце концов все равно сбежал, бывшая муза гениев рыдала от бессилия.

Теперь ей доставляли радость только ее собаки. А самым большим развлечением было катание на собственной гондоле. Всю жизнь щедро тратившая деньги, в старости она стала невероятно скупой, даже на рынке торговалась до посинения. Ее мучил страх умереть в нищете. И этот ужас не был совершенно беспочвенным, ведь почти все ее богатство поглотили картины, дорогие наряды и художники, которых она содержала. Поэтому стареющая Пегги в кафе брала только самый дешевый суп, а дома своих гостей часто угощала только хлебом.

За последние 30 лет она больше не покупала картин, но и не продала ни одной. Правда, иногда одалживала их музеям для выставок. Она жалела денег на ремонт дворца, поэтому он значительно пострадал, а заодно и картины.

Пегги Гугенхейм умерла в 1979 году в больнице в Венеции в возрасте 81 года. Свою коллекцию завещала фонду дяди Соломона Гугенхейма. Ее дворец Верньер де Леоне, в котором хранятся шедевры авангарда ХХ века, сегодня один из самых посещаемых музеев мира. Здесь она и похоронена. Рядом с могилой амбициозной женщины из клана Гугенхеймов висит табличка с именами ее девяти любимцев. Пегги после смерти выбрала соседство не людей, а собак.

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

Йоланта Мишкините (с) «Лилит»