440 подписчиков

Курс «Правовая грамотность» from Высшая школа экономики

672 прочитали

Это будет немного личная история. Абсолютно полноценным соавтором курса «Правовая грамотность» является Роман Янковский, у него наверняка будет свой взгляд на некоторые вопросы, поэтому важный дисклеймер: написанное является моим личным мнением, а не позицией «администрации / редакции / соавторов курса».

Собеседование с ректором и домашнее задание

В мае прошлого года меня (Дмитрия Грица, вдруг мы с вами не знакомы) пригласили на собеседование в Высшую школу экономики. Мы разговаривали с Ярославом Ивановичем Кузьминовым (ректором НИУ ВШЭ) и его коллегами про курс правовой грамотности. Мне дали домашнее задание для следующей встречи — подготовить концепцию курса по правовой грамотности для неюристов».

Задача очень интересная и мне близкая: я с 2010 года вел тренинги для неюристов «Право на каждый день», в 2014 году выступал на TEDx с темой «Знать право выгодно», с 2018 года снимал с Тинькофф-журналом ролики про правовую грамотность на YouTube (проект «Адвокач»), делал Правовой диктант для предпринимателей, преподавал авторский курс “Правовая грамотность для ИТ-специалистов” в Университете Иннополис (Казань). Короче, рассказывать про право неюристам — это прямо то, чем я плотно занимался.

Моим партнером по этому курсу стал Роман Янковский, практикующий юрист, автор книги «Закон стартапа» и соавтор очень крутого онлайн-курса «Юридическая поддержка стартапов», который я сам когда-то с удовольствием прошел. Кажется, Роману пришлись по душе мои загоны, о которых я ещё расскажу.

Зачем я занимаюсь правовым просвещением?

Я считаю, что высокая правовая культура, понимание средств защиты своих прав улучшит жизнь всего общества, всех граждан нашей страны.

Как это работает? Вот, представьте, есть продавец / паспортистка / начальник, который привык, что никто не разбирается в своих правах. Поэтому они толкуют другим своё видение жизни: «это нельзя», «вам не положено», «ты уволен», «вы обязаны». А теперь представьте, что каждый понимает, где надо, а где не надо ставить свою подпись, понимает последствия, может почитать и понять закон. В таком случае этого человека уже не обмануть таким «не положено». Он подаст письменное заявление, учреждения будут обязаны письменно ответить, подключат их внутреннего юриста, а тот им растолкует, что гражданин имел на это право. И так в каждом житейском беззаконии.

Бытовое, житейское беззаконие поправимо. Но поправимо не принятием ещё одного закона «об осознанности и счастье» или «о запрете беззакония», а поправимо снизу: от каждого человека. Если все будут знать свои права, то их (права) всё меньше будут нарушать, потому что «не принято».

Верхнеуровневое проектирование

Начав решать своё домашнее задание, я решил вначале ответить на следующие вопросы:

Из каких вопросов состоял мой предварительный анализ. Все картинки в статье кликабельны
Из каких вопросов состоял мой предварительный анализ. Все картинки в статье кликабельны

Первый вопрос - мне не хотелось рубить всё на корню и строить заново, а хотелось развить опыт моих коллег, до этого преподававших право для неюристов в Вышке. Тем более, что курс «Основы права», созданный под руководством В.Б. Исакова, высоко ценили и студенты, и коллеги, поэтому нужно было точно учесть этот ценный опыт.

Все правовые дисциплины на образовательных программах бакалавриата НИУ ВШЭ, не связанных с юриспруденцией
Все правовые дисциплины на образовательных программах бакалавриата НИУ ВШЭ, не связанных с юриспруденцией

С большой помощью Марии Пекпаевой (за что ей огромное спасибо: и тут, и в работе с видео) мы проанализировали все образовательные программы НИУ ВШЭ и выделили правовые дисциплины на них. Дисциплины с похожим контентом мы объединили в несколько групп. Так мы выявили, насколько специфично право преподают на различных направлениях.

Далее я решил действовать (в лучших традициях CustDev-а) от потребителя контента (в чем, как мне видится, самое главное отличие этого курса от всего, что я видел ранее). Я решил спросить у самих студентов, какие знания им кажутся по их жизненному опыту наиболее актуальными. Затем я повторил процесс с профессионалами-выпускниками (не юристами),

Выборка по студентам была репрезентативной — почти 1800 человек. Тут спасибо большое Анне Аполосовой и ее ребятам по линии РСМ, которые помогли с вовлечением студентов в опрос.

Какие юридические темы для вас являются самыми актуальными?
Какие юридические темы для вас являются самыми актуальными?

Наиболее популярными стали вопросы: общение с полицией, покупка недвижимости и наём жилья, защита прав потребителей, налоги, бытовые договоры (медицинские услуги, образование, консультации), трудовое право, финансовые договоры (кредиты, вклады).

Я также провел глубинные интервью с действующими специалистами в областях: рекламы и PR, менеджмента, дизайна, IT-сферы, журналистики и политологии. Их сферы интересов в целом сводились к интеллектуальной собственности, персональным данным, трудовому и договорному праву, налогам.

Далее предстояло отсечь те вопросы, которые уже изучались в школьной программе. На это уже обращали внимание мои будущие коллеги из руководства Вышки: многие «бытовые» темы школьники изучают в 10–11 классах, и мы боялись продублировать материал, который студенты уже знают.

Благодаря очень классному директору школы «Покровский квартал» Михаилу Митину (спасибо ему огромное!) я поговорил со специалистами-методистами, которые составляли курс по праву в Лицее Вышки. Программа Лицея глубже, чем в обычной школе, и я решил, что если с ними не будет пересечений, то с общей школьной программой у нас точно не будет проблем. И выяснилось, что пересечений действительно очень и очень немного (ни в углубленном курсе, ни в практикуме).

Какие их «популярных» тем детально изучают в Лицее Вышки (правовой класс)
Какие их «популярных» тем детально изучают в Лицее Вышки (правовой класс)

По итогам проведенного анализа вырисовались темы, которые мы должны раскрыть на курсе. Я предложил разделить их по сфере возникновения правовых проблем на вопросы личной и профессиональной правовой грамотности.

Структура курса на верхнем уровне
Структура курса на верхнем уровне

Мне посчастливилось поговорить о содержании курса с Соней Смысловой – классным специалистом по проектированию образовательных курсов. От нашей встречи у меня осталось два полностью исписанных листа А4, много схем и полезных картинок.

Я предложил реализовать курс таким образом: массовый онлайн-курс (MOOC) + лекционные аудитории (практический групповой разбор ситуаций) + семинарская практика (прямо в чистом виде практика с изучением протоколов допроса, трудовых договоров и т.п.).

Методы и инструменты преподавания ДОЦ «Правовая грамотность»
Методы и инструменты преподавания ДОЦ «Правовая грамотность»

Реальность (и в том числе КОВИД) внесла свои коррективы. В итоге мы упростили формат до двух элементов: онлайновые лекции в форме заранее записанных видео и практическая отработка кейсов с преподавателем (пока, в условиях пандемии, тоже онлайн, в формате вебинара). Практическая отработка периодически прерывается на работу в малых группах, которые затем возвращаются обратно к общему семинару.

Рабочее содержание занятий было таким:

Содержание блока «Личная правовая грамотность»
Содержание блока «Личная правовая грамотность»
Содержание блока «Профессиональная правовая грамотность»
Содержание блока «Профессиональная правовая грамотность»

Некоторые коллеги высказывали опасения, что курс должен быть более специализированным: для маркетологов, экономистов и программистов право должно быть разным. Я согласен с этим тезисом и в моей концепции курсы по специальным вопросам права предлагаю изучать факультативно на 4-ом курсе (тем, кому это актуально).

Так можно преподавать право для разных специальностей, исключая юридическую
Так можно преподавать право для разных специальностей, исключая юридическую

В итоге: концепция и верхнеуровневое содержание курса были утверждены на невероятно (поверьте моему опыту) конструктивной и приятной беседе с проректорами ВШЭ В.В. Радаевым и С.Ю. Рощиным. Вообще отдельный респект и благодарность руководству Вышки за несколько встреч — я и не предполагал, что ректорат может быть таким открытым и, благодаря этому, таким профессиональным и конструктивным.

Проектирование курса. Презентации

Дальше мы с Романом Янковским взялись за детальное проектирование курса. Вообще я невероятно благодарен Роману за то, что он выполнял (и продолжает выполнять) три важнейшие функции в нашем тандеме:

1. Взаимодействие с системой Вышки по ооооочень большому числу вопросов: от регистрации студентов на Открытом образовании и доступа к курсу до отчетности и нужных документов вроде формальных образовательных программ.

2. Систематизация нашей работы: с присущим Роману перфекционизмом очень сильно помогает нам фокусироваться на нужном, потому что работы на пике было прям очень много.

3. Чувство отличного вкуса на образовательный продукт. Роман очень педантично прорабатывает тесты, сопроводительные тексты, презентации и весь контент. Работать с Романом — кайф. Я серьезно.

Мы взялись более детально проектировать курс и думать, какие вопросы можно включить в выбранные темы.

Информационные блоки, сгруппированные по темам
Информационные блоки, сгруппированные по темам

Вместе мы нарисовали в Miro облако вопросов, которые надо изучить, и сгруппировали их по темам. Дальше Роман создал структуру курса, нарезанную на отдельные видео:

Структура видеороликов курса
Структура видеороликов курса

Тут к нам присоединились две замечательные девушки - академические ассистентки: Полина Рякова и Полина Байкова (далее, без преуменьшения вклада каждой, но с огромным уважением и благодарностью, по тексту - Полины). Даю вам слово: никакой дискриминации людей с именем не-Полина не было.

Работа по каждой теме строилась так: тезисы → тематический план → презентация. У нас с Полиной Ряковой к этой схеме еще добавлялась «история». Мы хотели пронизывать каждую нашу лекцию сторителлингом. Мы создавали героев, помещали их в проблемную ситуацию, а потом вместе со слушателем лекции (например, про шум от соседей и поиск информации в интернете или про иерархию законов и кошку в коммуналке) искали решение сложившейся правовой проблемы.

Драматическая история про бабулю и молодых любителей кошек
Драматическая история про бабулю и молодых любителей кошек
Примеры правовых аспектов в жизни профессионалов других специальностей
Примеры правовых аспектов в жизни профессионалов других специальностей

Мы купили доступ к базе пиктограмм, чтобы презентации не выглядели такими скучными. Вообще, не обращайте внимания на серый фон и странную серую рамку — на монтаже презентации преображались. Вот как они выглядели в итоге:

Фрагмент видеолекции
Фрагмент видеолекции

Вообще, Полины огромные умницы! Они очень помогли: и с материалом, и с презентациями, и с работой с платформой. Золотые!

Приступаем к съемкам

Организация всей съемки проходила на базе дирекции по онлайн-обучению Вышки в их студии. С нами работала отличный продюсер Екатерина Алексеева. Большое спасибо ей и за напоминания, и за терпение, и за инициативу. Мы снимали очень долго, я уже подумал, что это никогда не закончится. 14 съемочных дней - это жестко!

Хромакей - наше всё
Хромакей - наше всё

На две камеры, с захлестом на монтаж, а еще каждую тему раскладывать на 8-15-минутные куски. Ни больше, ни меньше. Маленькие куски не записывать; если закончил предложение, но не хватает паузы в конце — переписать. В общем, я, хоть и с большим опытом съемок, но от этих сильно устал.

Аллергия + простуда = к съемке готов
Аллергия + простуда = к съемке готов

А еще мы придумали очень прикольный промо-ролик. С геймификацией, дополненной реальностью и чётким посылом. Но, как это обычно бывает, мы не успели снять его к началу курса. Поэтому, как и многое другое, отложили на следующий сезон. Сейчас у нас очень простой в исполнении, но честный промо-ролик, который соответствует MVP-модели курса: лучше реализовать задуманное на 80%, но в срок, чем на 100%, но к лету.

А после съемки всех этих лекций их ещё надо отсмотреть, дать комментарии, собрать интересные моменты(их мы тоже используем для улучшения курса на следующий поток). В общем, монтаж лекций - это отдельное удовольствие для автора.

Компоновка видеофрагментов по лекциям и темам
Компоновка видеофрагментов по лекциям и темам

А потом мы сели делать тесты для проверки слушателей по каждой лекции.

Тесты-тесты-тесты

К каждой теме нужно сделать тесты. Мы с Романом договорились, что:

  1. Тесты не должны быть а-ля «На какой минуте лектор сказал то-то?» — это тупое знание, оно бесполезно;
  2. Не должно быть просто каких-то вырванных нюансов, ради которых придется перематывать и пересматривать всё видео.

Я решил сделать тесты так:

1. Выделяем полезные факты из темы и презентации

Полезные факты (заготовки для вопросов) из презентаций по теме «Семья, наследство и недвижимость»
Полезные факты (заготовки для вопросов) из презентаций по теме «Семья, наследство и недвижимость»
Полезные факты по теме «Договоры для граждан»
Полезные факты по теме «Договоры для граждан»

2. Делаем из каждого полезного факта вопрос

Далее превращаем факт в вопрос для теста:

Это будет немного личная история.-20

При таком подходе слушатели, проходя тест, задумаются над важным и релевантным практическим вопросом. И даже не вспомнят ответ, а пойдут гуглить - запомнят полезную информацию. В таком случае решение тестов дает дополнительное представление об изучаемой области.

Свои тесты я направлял Роману, он над ними тоже что-то шаманил и переправлял нашим коллегам-психометрикам из вышки. Они проверяли тесты и давали свои рекомендации — надо сказать, очень дельные и по-доброму данные рекомендации. Вот посмотрите на текст одного из писем от психометриков:

Вот это я понимаю: "добрые письма"
Вот это я понимаю: "добрые письма"

Ну, разве можно после такого тёплого письма направлять психометрикам какие-то кривые тесты? Разумеется, это сильно мотивирует делать свой этап работ еще качественней. Наталия Камчаткина, спасибо вам большое! За человека внутри вас особенно.

Готовим преподавателей

За время, пока шли съёмки и монтаж, незаметно подступила дата запуска курса. Но нам надо было не только подготовить видеоролики, но и натренировать преподавателей — ведь курс проводится в blended-формате, с семинарами, а значит, у нас было под сотню семинаристов, за которыми закреплены по несколько групп самых разных образовательных программ (мода, бизнес-информатика или логистика, например). И каждый преподаватель в своей группе должен суметь отработать навык защиты прав.

Все наши преподаватели очень хорошие и вовлечённые, но и очень разные. Чтобы каждый из них был в общем контексте, необходимо его (ее) в этот контекст погрузить. Для этого мы провели методические семинары: по сути, обсудили и продумали, как вести практические занятия.

Вот мы обсуждаем учебный суд (в теме «Суды») и сразу анализируем, что не так в первоначальной фабуле, как её сделать лучше.

Выступает специалист, привлеченный стороной ответчик
Выступает специалист, привлеченный стороной ответчик

А вот мы возражаем относительно представленных доказательств. В зуме сторона истца представила доказательства: фотографию залитой квартир

Доказательство состояния квартиры (представляет Истец)
Доказательство состояния квартиры (представляет Истец)

На эту фотографию сторона ответчика заявила, что не может быть и речи о компенсации морального вреда — вы только посмотрите на это счастливое лицо ребенка!

В общем, на методических семинарах мы по порядку разбирали каждую тему, обсуждали с преподавателями их идеи о том, как лучше объяснить материал. Это вовлекало наших коллег, и у них были действительно классные идеи, которые я записал. Потом по каждому занятию я создал сценарий и тайминг со всеми материалами.

Сценарий и тайминг занятия по первой теме
Сценарий и тайминг занятия по первой теме

Эти материалы частично подготовили наши преподаватели, за что им огромное спасибо.

Идеология практических занятий

Почему мы так серьезно отнеслись к подготовке семинаристов? Для практических занятий очень важно, чтобы практические занятия не стали «массовой консультацией » , на которой студенты задают вопросы по лекции, а преподаватель переспрашивает вопросы лекции и понимает, как студенты их усвоили. Практические занятия работают через деятельностный подход: студенты должны своими руками что-то сделать, самостоятельно концептуализировать в правило и это правило уже запомнить. Это сильно повысит эффективность курса и позволит на деле, а не на словах, сформировать у студентов умения и навыки (а не просто набить их головы информацией).

Мы хотим, чтобы студент увидел настоящий договор потребительского кредита, сам составил расписку, прочитал протоколы допроса и задержания, понял, что в них надо искать и что смотреть.

На «мои» темы семинаров (7 семинаров из 10) все эти материалы нужно было с нуля разработать, на что меня одного не хватило. Мне помогли и подготовили наши преподаватели Михаил Петербургский, Джамали Кулиев, Норик Галстян, Григорий Машанов.

На практических занятиях мы очень много работаем в мини-группах, чтобы студенты отрабатывали работу в команде и коммуникацию. Мы также хотим, чтобы они учились , а не чтобы преподаватели их учили . На первом курсе (а наш курс рассчитан на первокурсников) не все умеют учиться — мы хотим это перебороть.

Занятия только начались, но мне уже очень нравится, как работают студенты в моих четырёх группах. У коллег тоже хорошие отзывы о студентах.

Занятие 1. Задание "Инопланетяне и ограничение прав"
Занятие 1. Задание "Инопланетяне и ограничение прав"

Мы работаем со студентами в Miro. Вот, например, мы распределяем нормы-стикеры по кодексам:

Занятие 1. Задание "Распределить нормы по кодексам"
Занятие 1. Задание "Распределить нормы по кодексам"

По итогам каждого занятия и работы в мини-группах студенты оценивают друг друга. Я рассылаю им форму, где можно выбрать человека из своей подгруппы (кроме себя) и проголосовать. Получивших 3 голоса и более я учитываю как «активность на занятии» (помимо активной работы и коммуникации с преподавателем).

P2p-оценивание на практическом занятии (студенты голосуют друг за друга)
P2p-оценивание на практическом занятии (студенты голосуют друг за друга)

Еженедельная рефлексия

В конце каждой недели мы с преподавателями проводим групповые встречи для рефлекции

Преподавательская рефлексия по итогам недели
Преподавательская рефлексия по итогам недели

Фреймворк нашей преподавательской рефлексии такой:

Как устроены наши еженедельные встречи:

Сначала неотложные проблемы, которые могут касаться всех. Важно их поставить в начало, чтобы времени точно хватило. Вначале таких вопросов было много, но с каждой неделей становится всё меньше.

Дальше идут индивидуальные высказывания желающих преподавателей:

  1. Что получилось классно и каким опытом могу поделиться с коллегами?
  2. Что не получилось? Какие возникли сложности? Как я собираюсь решить эти сложности?
  3. В чем требуется помощь?

Такой сценарий помогает сделать рабочую встречу не в виде «единого справочного окна» в духе «у нас не получилось — подскажите нам», а сделать полноценный обмен опытом, когда все высказываются, не боятся ошибаться и дискутировать. В общем, здоровая коммуникация.

Телеграм-канал и первые отзывы о курсе

Я создал телеграм-канал Правовая грамотность внутри него — чат-бота, чтобы слушатели могли оперативно делиться обратной связью и задавать вопросы. Мы с большим вниманием относимся ко всем замечаниям, предложениям и любому конструктиву..

Телеграм-канал обратной связи по курсу
Телеграм-канал обратной связи по курсу

Спустя пару недель после запуска курса в канале было 500+ человек. Мы отвечали всем, Роман на выходных сидел и разбирался со всеми проблемами и задачами по телеграм-каналу.

Мы оставили на платформе «Открытое образование» формы обратной связи в начале, в конце курса и после каждой лекции. Сейчас у нас порядка 2700 записавшихся и 500+ отзывов по итогам первых двух лекций. Абсолютно подавляющее большинство — позитивные отзывы и благодарности.

Вот несколько показательных отзывов, оставленных в гугл-форме слушателями:

Отзыв 1
Отзыв 1
Отзыв 2
Отзыв 2
Отзыв 3
Отзыв 3
Отзыв 4
Отзыв 4
Отзыв 5
Отзыв 5

Мне в личный инстаграм тоже пишут

Наш курс даже мамы ценят
Наш курс даже мамы ценят

Ну, и конечно же ссылка на наш курс: https://openedu.ru/course/hse/leglit/ Записывайтесь сами, обязательно запишите своих родителей и близких. Каждый хочет иметь право, но чтобы иметь право, надо знать право.

До встречи на лекциях.

Это будет секретная обложка нашего курса
Это будет секретная обложка нашего курса