Найти тему
Записки на коленке

Наконец-то добрались с дочкой до Третьяковской галереи. Интересные факты о картинах

Мы достаточно часто бываем в Москве на протяжении последних 9 лет. Иногда с дочками, иногда всей семьей, изредка я летаю одна...

Но мы до сих пор не были в Третьяковской галерее...

Многие скажут - позор! Как же так!

У меня есть знакомая семья, которая при пересадке в Москве с самолета на самолет посетили Третьяковку... Для многих это обязательный пункт - Красная площадь, Кремль и Третьяковская галерея.

Но это не наш случай :-) В Москве столько интересного, того, что хочется посетить... Поэтому до знаменитой галереи мы так и не могли добраться.

Я очень люблю картинные галереи, могу часами там бродить. Причем мы со старшей дочкой любим классическую школу живописи. А вот мужу больше нравится современное искусство. Младшая дочка вообще этим не интересуется... С таким раздаем во вкусах очень сложно договориться...

Но в этом году просто "звезды сошлись" - мы со старшей дочерью оказались в Москве вдвоем. И уже на следующий день поехали в Третьяковку.

-2

И для нас это были просто потрясающие пол дня...

Маруся закончила художественную школу и ей очень хотелось посмотреть картины, которые она отлично знала по репродукциям вживую.

А у меня бонусом оказался отличный экскурсовод, который рассказывала мне не только об историях написания картин, но и разных техниках и приемах живописи. И даже периодически заставляла меня вставать под каким-то определенным углом :-), чтобы оценить какой-то особый прием.

Я не искусствовед и мало разбираюсь в таких тонкостях, поэтому мало что смогу воспроизвести из рассказов дочки.

А вот разные интересные истории, связанные с написанием картин - это моя тема! Не только созерцанием заниматься, но материал для блога собирать :-)

Хочу поделиться основными зацепившими меня картинами. Там, где мы с дочкой стояли и смотрели долго и с увлечением :-)

-3

И первая картина у которой мы застряли надолго - "Явление Христа народу" Александра Иванова, Кстати, ее еще часто называют Явлением мессии.

Это центральное произведение в творчестве художника. Иванов достаточно долго скал сюжет для картины, хотел, чтобы это был необычный вариант, который раньше не использовали художники. В 1837 он приобретает холст необходимого размера, снимает мастерскую и приступает к работе.

При проработке персонажей картины было написано несколько сотен этюдов с натуры.

Картина просто завораживает, здесь обычно люди останавливаются надолго. Кто-то рассматривает мельчайшие детали, кто-то слушает экскурсию или аудиогид. Но никто не проходит просто мимо.

-4

Кстати, в галерее есть проект - Отвергнутые шедевры. Вызов Третьякова.

Это картины, которые современники не приняли... А Третьяков все равно их приобрел. И сейчас это очень ценные произведения искусства.

Например, картина Василия Перова "Сельский крестный ход на Пасхе". Это была первая картина в русском искусстве 19 века, которую в стадии эскиза отверг Совет Академии художеств. Основная претензия - непристойность изображения духовных лиц. Позже Синод запретил ее к показу на выставках. А современники говорили о том, что она "оскорбляет нравственные чувства зрителей". К слову сказать, она до сих пор вызывает самые противоречивые мнения...

Еще одна картина из этого же проекта - "Княжна Тараканова" Константина Флавицкого.

Кто-то возмущался исторической недостоверностью, а кто-то восхищался новизной живописного образа...

Княжна Тараканова - одна из загадочных личностей истории 18 века. Ее жизнь и смерть окружены домыслами и легендами.

По одной из таких легенд, княжна, заточенная в подвальном каземате Петропавловской крепости, утонула во время петербургского наводнения в 1777 году. Хотя позже эту информацию опровергли - она умерла на 2 года раньше.

-5

Конечно же всем известные "Грачи прилетели" Алексея Саврасова - это начало реалистичной пейзажной живописи. Простой и понятный сюжет, но ощущается бескрайность просторов, влажный весенний воздух...

-6

Ну и конечно же Айвазовский. Мне кажется, никто так больше не писал море... Тут просто замираешь надолго.

-7

Еще одна картина из проекта - Отвергнутые шедевры - "Неизвестная" Ивана Крамского.

Тут, конечно же у современников вызвал осуждение сюжет - героиня - содержанка. Вызывающий образ не сочетался с этическими принципами 19 века...

-8

А это любимая и очень известная картина Шишкина "Утро в сосновом лесу".

Правда у нее есть один секрет, в левой нижней части холста стоит подпись И. Шишкин, а вод подпись К. Савицкий ниже перекрыта мазком и не очень заметна видна. На самом деле медведей на картине писал Савицкий. Друзья продали картину Третьякову за 4 тысячи рублей. 3/4 забрал Шишкин, а 1/4 досталась его другу Савицкому.

-9

Еще одна из картин проекта Отвергнутые шедевры - "После побоища Игоря Святославовича с половцами" Виктора Васнецова.

Она вызвала неприятие и возмущение современников, но автор не отказался от выбранного направления. И в последствии это позволило ему достичь признания и успеха.

-10

Например, его "Богатыри", написанные в той же стилистике, стало одним из значительных произведений второй половины 19 века.

-11

Очередная картина из Отвергнутых шедевров - "Апофеоз войны" Верещагина. Здесь конкретный сюжет превращен в метафору. И большую часть современников такой сюжет отталкивал.

Что-то публикация получилась неожиданно длинной...

Напоследок хочу показать двух любимых художников дочки (вернее их работы). В этих залах, как Вы понимаете, мы застряли надолго...

-12

"Девочка с персиками" Валентин Серов. Кстати, на картине дочка друга Серова - промышленника Саввы Мамонтова. Художник часто гостил в усадьбе Мамонтовых - Абрамцеве. К нему относились, как к члену семьи. Так и появился портрет Веры Мамонтовой.

-13

И конечно уже - Коровин... "В саду".

Для меня, это просто набор ярких мазков... Но я особо не разбираюсь в живописи. А вот Маша у меня надолго около нее остановилась, рассматривала и даже попросила ее сфотографировать (что крайне для нее нетипично, не любит она фотографироваться :-)

Вот такое посещение Третьяковки у нас получилось...

Кстати, очень заметна такая особенность - все посетители делятся на 2 группы (если не считать групповые экскурсии :-). Одна группа людей ходит по галерее очень медленно, часто замирая перед какими-то определенными картинами (причем у каждого человека это какие-то свои произведения, которые цепляют), но большинство просто галопом проносятся по залам, крутя головой по сторонам. Как будто приходят в Третьяковскую галерею исключительно для галочки, чтобы можно было сказать, что "я там был".

Как мне кажется, странный подход, но он тоже имеет место быть...

А Вы любите ходить в художественные галереи? Или обходите их стороной? Пишите в комментариях!

И не забывайте подписываться на канал!