53,6K подписчиков

Он никогда не ставил обычные 5, 4, 3, его оценками были — «лучше, чем хор», «хуже, чем хор», «лучше, чем уд»

7,7K прочитали

«ТОНКОСТИ» ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ.

Хочу рассказать одну довольно-таки курьёзную историю, произошедшую со мной и моими друзьями — однокашниками. В ней нет никакой морали, просто в наши современные нелёгкие дни она, может быть, вызовет улыбку.

Дело было уже в далёких 80-х. Я учился на военно-педагогическом факультете ВПА им. В.И. Ленина. По окончании его мы получали два высших образования — педагогическое, позволяющее нам преподавать в высших военно-учебных заведениях, и военное, дающее возможность стать замполитом полка. Поэтому тактическая подготовка у нас велась все три года, а в завершении её изучения был государственный экзамен.

Ведущим преподавателем по тактике в нашей группе был генерал-лейтенант в отставке Труженников Николай Иванович. Личность довольно-таки легендарная, в годы войны был начальником штаба бригады в знаменитой 18-й армии, а завершал свою военную службу в качестве начальника штаба объединённых ВС Организации Варшавского договора. Зная боевой путь нашего учителя, мы частенько на занятиях «раскручивали» его на рассказы о войне.

Но главным было то, что мы внутренне осознавали, какое нам выпало счастье стать учениками генерал-лейтенанта Труженникова Н.И. — человека с богатейшими знаниями и опытом.

ТРУЖЕННИКОВ Н.И.
ТРУЖЕННИКОВ Н.И.

Но речь пойдёт не о его героическом боевом прошлом, а о двух его небольших особенностях, которые и стали основой рассказа.

Первая из них заключалась в том, что Николай Иванович никогда не ставил традиционные «пять», «четыре», «три», «два». Спектр его оценок был более широким — «хор», «лучше, чем хор», «хуже, чем хор», «лучше, чем уд», ну и т.п. Бывало даже так — «лучше, чем уд, но хуже, чем хор». Про «отл» даже речи не шло. Я, во всяком случае, не припомню такового. Да и «лучше, чем хор» было всего лишь несколько раз за все три года. Поэтому оценка «хор» была практически высшей похвалой из уст Николая Ивановича.

Генерал-лейтенант Н.И. Труженников проводит занятия с нашей группой. Фото автора
Генерал-лейтенант Н.И. Труженников проводит занятия с нашей группой. Фото автора

Ну, а во-вторых, в годы войны он получил какую-то травму горла, и ему было необходимо (особенно когда много говорил) периодически пить что-то тёплое. Уже на первом занятии он попросил нас приносить на занятия стакан с чаем. Проблем, как говорится, нет — в нашем же корпусе был буфет. Но вот наступил двухдневный полевой выход. Сначала мы ехали в учебный центр — в Кубинку, а оттуда уже — в поле. Там каждый из нас получал «должность» — командир полка, начальник штаба полка, ну и т.д. Я «командовал» артиллерией полка. Принимали решение на бой и докладывали его.

Так вот, уже по пути в поле командир группы Толя Евченко вспоминает про чай и тихонько спрашивает у нас: «У кого есть термос с чаем?». Так уж случилось, что небольшой термос с чаем оказался только у меня. Толя естественно говорит, что давай, мол, погибай (то есть сам не пей), но товарищей выручай…

Идут доклады о принятых решениях, а я за это время раза три — четыре подхожу к Николаю Ивановичу с одними и теми же словами: «Товарищ генерал-лейтенант…» и протягиваю ему стаканчик с чаем. Выступить с докладом о своём решении мне так и не пришлось — очередь не дошла.

Занятия закончились, едем обратно в Кубинку. По пути Николай Иванович проводит подробный «разбор полётов». Из оценок лучшей была «хуже, чем хор». Доходит очередь до «начальника артиллерии», я встаю и не успеваю сказать, что до меня, мол, очередь не дошла, как группа чуть-ли не хором заголосила: «Хорошо отвечал, хорошо!». Николай Иванович поднимает на меня глаза, несколько секунд смотрит и произносит: «Да, помню… хор, хор».

Но на этом история не закончилась. Уже в лагере подходит ко мне Вадим Кихтенко: «Олег, мне завтра отвечать, дай термос». Это было вполне объяснимо. Вадик не хотел просто так, на халяву, получить оценку, но он заканчивал училище МВД и у них преподавалась своя, специфическая тактика, а не общевойсковая. Естественно, другу не откажешь. Единственно, что я забыл ему сказать, что в чай для собственного куража я добавлял коньячок.

Тот самый полевой выход. Докладывает «командир полка» майор Р. Файзрахманов. Фото автора
Тот самый полевой выход. Докладывает «командир полка» майор Р. Файзрахманов. Фото автора

На следующий день идут занятия по тому же плану. Вадик, как и я накануне, несколько раз подходит к Николаю Ивановичу с теми же словами и с протянутым стаканчиком. Но отвечать ему всё же пришлось. Ответил, кстати, очень прилично. Едем назад. Подведение итогов. Очередь доходит до Вадима. Группа, как и вчера молвит, что, мол, хорошее решение принял. Николай Иванович смотрит на Вадима несколько секунд и говорит: «Да, решение хорошее, только вот чай вчера был вкуснее, поэтому — хуже, чем хор». Вся группа засмеялась.

По дороге в Москву мы уже «баловались» коньяком, не разбавленным чаем. Предложили и Николаю Ивановичу. Он не отказался. Всю дорогу говорили о чём угодно, только не о тактике. И казалось, что с нами в компании — такой же, как мы, только погоны для нас «заоблачные», да и лицо постарше наших.

На государственном экзамене, кстати, были только «отл» и «хор»!

Автор: #рыжов_олег_алексеевич , доктор философских наук, профессор, преподаватель высшей школы, 67 лет.

Другие статьи автора:

Как мы с другом сдавали зачёт "автоматом" у подполковника Мухи
Хакнем Школа8 февраля 2022
«ТОНКОСТИ» ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ. Хочу рассказать одну довольно-таки курьёзную историю, произошедшую со мной и моими друзьями — однокашниками.-4