Найти тему
Христофор+

5 тайн светлого праздника Рождества Пресвятой Богородицы

Событие Рождества Богородицы всегда ощущается как очень светлая радость, как вечно тихое торжество, как странно-чудесное Божественное Откровение. Празднуется День Рождения Девы Марии, но каждый верный (-ая) ассоциирует этот день с Днем Рождения своей матери.

Почему? Потому что на кресте Господь наш Иисус Христос усыновил любимого ученика (Иоанна) Пресвятой Деве Марии. Перед тем, как покинуть земной мир, Спаситель сказал Иоанну: "Се, Матерь твоя!". А Богоматери - "Се, сын Твой" (Иоан.19:26). И с тех пор Дева Мария заботилась (и заботится) о всех христианах, как о своих родных детях.

День Рождения Пресвятой Девы Марии - это не только воспоминание того, как из Богоматери "воссияло Солнце правды - Христос Бог наш", Который уничтожил сме-рть, разрушил проклятие и даровал нам верным жизнь вечную (Тропарь Рождества Богородицы, глас 4; перевод).

Б. Э. Мурильо. Детство Марии. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.
Б. Э. Мурильо. Детство Марии. Фрагмент. Изображение взято в открытых источниках.

В этот день мы вспоминаем отца и мать Марии (Иоакима и Анну), а также их родительскую радость от рождения в их союзе первого ребенка.

"Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея" (Кондак Рождества Богородицы, глас 4).

По кондаку понятно, что жизненный путь Иоакима и Анны не был устлан розами... Родители Богоматери явно пережили серьезную жизненную драму (испытание), прежде чем получили право родить и воспитать долгожданного первенца... Ибо в кондаке Иоаким и Анна называются "поношениями безчадства". А Анна вообще именуется "неплодной".

Возникают вопросы. 1. Кем были родители Богоматери? 2. Какое испытание они пережили? 3. Кто укорял их бесчадием? 4. Почему Анна была бесплодной? 5. Как разрешилась проблема? Давайте разбираться...

1. Кем были родители Богоматери? Сначала о происхождении. Иоаким происходил из колена Иудина и "имел родоначальником царя Давида" (А. П. Лопухин. Толковая Библия). Что касается Анны, то она происходила из священнического рода Аарона. Ее отцом, по мысли свт. Димитрия Ростовского, был священник Матфан или Матфат (Димитрий Ростовский, свт. Житие святых и праведных богоотец Иоакима и Анны). Кроме младшей дочери (Анна была младшей), Матфан имел среднюю дочь Совию и старшую - Марию. Мария стала матерью Саломии (родившей Иакова и Иоанна). А Совия - матерью Елизаветы (родившей Предтечу).

Теперь о роде занятий Иоакима... В апокрифическом "Протоевангелии Иакова" Иоаким (отец Девы Марии) занимается скотоводством (он разводит крупный и мелкий рогатый скот). В 4 главе апокрифа дважды упоминается об Иоакиме и его "стадах". Сначала вестники докладывают, что вот-де приближается Иоаким "со стадами своими". Затем и сам Иоаким приходит к Анне, но не один, но с этими самыми "стадами".

Иоаким - человек милосердный и очень, очень богатый. По праздникам ради удовольствия он приносил Богу не обычные, а двойные жертвы. Когда же родилась долгожданная дочь Мария, ее отец пожертвовал Богу 10 агниц (ягнят); жрецам и старейшинам - 12 телят; а народу - 100 козлят. Всех этих животных привели в храм пастухи Иоакима из его "стад".

2. Какое испытание они (родители Богоматери) пережили? По контексту предыдущего фрагмента можно понять, что Бог испытывал Иоакима и Анну бесчадием (или бездетностью). Согласно Б. И. Гладкову, Иоаким и Мария прожили, не имея детей, в браке 50 (!) лет (Толкование Евангелия). Оба супруга, переживая испытание, испытывали величайшую скорбь.

Не только потому, что не было детей именно у них, но и потому, что они не дали потомства Израилю и, таким образом, не способствовали явлению долгожданного Мессии. Это считалось позором у избранного народа. Презренной из-за бесплодия считала себя Елизавета (мать святого Иоанна Предтечи), ибо, зачав, она благодарила Бога за то, что Тот наконец снял с нее "поношение между людьми" (Лук. 1:25). Презренной считала себя и Анна, которая "плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу мое вдовство, оплачу мою бездетность" ("Протоевангелие Иакова").

Что касается Иоакима, то последний после учиненного ему ужасного поношения, так расстроился, что "не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку" ("Протоевангелие Иакова").

Святые Иоаким и Анна. Мастерская Иосифа. Изображение взято в открытых источниках.
Святые Иоаким и Анна. Мастерская Иосифа. Изображение взято в открытых источниках.

3. Кто укорил Иоакима и Анну бесчадием? Поношение Иоакима произошло в "Великий день Господень" (возможно, на еврейскую пасху). Когда Иоаким по обычаю хотел первым принести Богу двойные дары, вперед выступил некий Рувим и сказал: "Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю." Иоаким очень огорчился этой репликой... Он изучил родословию 12 колен Израилевых; понял, что он один такой бездетный; убежал в пустыню и 40 суток постился там, говоря: "не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва" ("Протоевангелие Иакова").

В тот же день горькую чашу поношения бесчадством испила и Анна. Узнав о том, что произошло в храме с мужем, Анна впала в великую печаль; стала плакать и рыдать. Затем по совету служанки пошла в сад, чтобы развеяться и прийти в себя. В саду-то и наткнулась Анна взглядом на воробьиное гнездо. Это гнездо, в котором находилась полная воробьиная семья (с птенцами-воробушками), ударило ее, как молния. Анна смирилась до такой степени, что посчитала себя прахом земным: ниже людей, рыб и птиц, потому что все они имели полные семьи, а она - нет (утешительный спойлер: сразу же после гнезда к Анне прилетел Ангел сказав, что у нее будет потомство, которое прославится во всем мире).

4. Почему Анна была бесплодной? Из текста апокрифа можно вывести не менее трех причин бесчадия родителей Богоматери. Первой причиной их бесчадия, является, возможно, отсутствие у Анны подлинной, живой молитвы. Ибо явившийся женщине Ангел Божий объясняет исполнение ее мечты о ребенке именно совершением молитвы. Он (Ангел) говорит: "Господь внял молитве твоей...". То есть Анна как бы "плохо" молилась.

Вторая причина - это ожидание обета, который Анна дала сразу после явления Ангела. В этом обете Анна пообещала отдать свое дитя в дар Господу, чтобы оно служило Ему всю жизнь. Возможно, Бог раньше не давал Анне детей, лишь потому что она хотела их только для себя. В итоге, пришлось ждать до тех пор, пока Анна "созреет" до сакральной жертвы.

Наконец, третья причина - это (возможно, мы только это предполагаем) некая тайная гордость родителей Богоматери. Гордиться им было чем: богатство, добродетели, положение в обществе. И вот, чтобы люди смирились пред лицом Божиим, Последний посылает им испытание.

5. Каким образом проблема бесчадия разрешилась? Понадобилось несколько факторов. Анна избавилась от бесчадия, во-первых, с помощью соборной молитвы супругов и поста главы семьи. Анна горячо и искренно молилась в саду. Иоаким сорок суток постился и молился в пустыне.

Во-вторых, благодаря данному обету (мать пророка Самуила, тоже Анна, вымолила у Бога сына с помощью такого же обета). Зачатие Девы Марии произошло после того, как Анна произнесла: "Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь" ("Протоевангелие Иакова").

Наконец, в-третьих, проблема разрешилась по воле Божией или по Его неисповедимому Промыслу (мать пророка Самуила, тоже Анна, только с помощью такого обета вымолила у Бога сына). Ибо одной человеческой воли (или даже нескольких воль) недостаточно для совершения воистину добрых дел. Бесчадие Иоакима и Анны обернулось рождением Марии благодаря синергии - соработанию воли человеческой и воли Божией.

Иоаким, Анна и юная Мария. Изображение взято в открытых источниках.
Иоаким, Анна и юная Мария. Изображение взято в открытых источниках.

Итак, тайны Рождества Богоматери раскрываются следующим образом: 1. Отцом Девы Марии оказывается очень богатый скотовод, а матерью - дочь священника. 2. Они испытываются бездетностью. 3. Иоакима поносит Рувим, а Анну смиряет воробьиное гнездо. 4. Бог 50 лет испытывает Иоакима и Анну, дожидаясь их готовности к жертве. 5. Проблема бесчадия разрешается путем синергии - соработания.

А что думаете о Рождестве Богоматери вы, дорогие читатели? По какой причине Бог испытывал Иоакима и Анну? И, вообще, испытывал ли Он их? Можно ли вымолить детей у Бога? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если статья понравилась), кликайте на рекламу (если нужно что-то купить) и подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

5 загадок светлого и таинственного праздника Успения Богоматери

Первые признаки кончины века: появление лжехристов и лжепророков (Матф.24:4-5).

Третий признак кончины века - гонение на христиан (Матф.24:9-10)

Семейные тайны апостола и диакона Филиппа ли почему его дочери так и не вышли замуж

Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети

Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему