186,9K подписчиков

Россия – единственная в мире трансконтинетальная держава с выходом к трем океанам (с этой точки зрения выход к четвертому, Индийскому, был бы вполне логичен, и именно этого всегда боялись англосаксы); правда, выходом не очень удобным – через своеобразные природные «шлюзы», коридоры нескольких морей, но все же. «Количество» (трансконтинентальное) пространства превращалось в геоисторическое качество: ни одна европейская континентальная держава не могла соперничать с транс- (т.е. сверх-, гипер-, над-) континентальной Россией.

Реально и в течение длительного времени противостоять России могли только морские (океанические – и в этом смысле тоже сверх-, а точнее, надконтинентальные) державы – Великобритания и США.
Если говорить о советско-американском противостоянии, то в 1975 г. как система СССР одержал победу над США как государством, и понадобилась совокупная мощь глобализирующегося Запада в целом, включая «морские» и «континентальные» (ФРГ, Франция) державы, а также Японию (плюс «китайская карта») и превращение США в Глобамерику, чтобы сокрушить трансконтинентальный СССР. В 1975–1991 гг. только мир-целое (причем качественно новый – глобальный) оказался сильнее трансконтинента, мир-Евразии, находившейся к тому же в состоянии системного кризиса. Вот что значит сверхдетерминизм сверх(транс)континентальности, не вписывающийся ни в континентальные, ни, естественно, в морские характеристики.
Россия постоянно оказывается шире предлагаемых ей западными схемами рамок и категорий, будь то «континентальная держава» геополитиков или «полупериферия» мир-системников, не помещается в их схемы, теории. Если учесть, что Россия, ее история ни в феодализм, ни в капитализм, т.е. в рамки систем из «европейского набора» (у нас сначала было самодержавие, а после него – коммунизм) не укладывается, то Россия оказывается очень неудобной для Запада страной, как в научно-теоретическом, так и в практико-историческом плане, прогибает под себя мир.
27K просмотров