Найти в Дзене
334,4K подписчиков

Алексей Рыбников и его роскошный мир. Уникальные фрагменты

19K прочитали

Советские композиторы, чья творческая зрелость пришлась на 40-70-е годы XX века, задали очень высокую планку тем, кто шел им на смену. Музыка, звучавшая в любимых фильмах, песни, ставшие почти народными, отличались невероятным мелодизмом. Одним из молодых в то время композиторов, подхвативших почетную музыкальную эстафету, бесспорно, стал композитор Алексей Рыбников.

Кадр из программы "Театральные встречи" (1982)
Кадр из программы "Театральные встречи" (1982)

Целое поколение, а то и два, выросли на музыкальных фильмах с мелодиями Рыбникова, распевая его песни - веселые, грустные, лирические, всегда запоминающихся. Самые известные из кинокартин - две отменные сказки режиссера Леонида Нечаева "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку" - популярные у детворы и сегодня. Взрослая аудитория при упоминании имени Алексея Рыбникова наверняка сразу вспоминает рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и "Юнона и Авось". Но это только очень малая часть из многообразного, великолепного мира музыки, который с увлечением создает маэстро всю свою жизнь.

Кадр из программы "Театральные встречи" (1982)
Кадр из программы "Театральные встречи" (1982)

В его творческой копилке - работы над музыкой к детским и взрослым теле- и кинофильмам, короткометражкам и мультфильмам, театральным постановкам. Он стал автором симфоний, хоровых и камерных сочинений. Уже к 8-ми годам Алеша Рыбников (родился 17 июля 1945 года) сочинил несколько фортепианных пьес, а в 11 - балет "Кот в сапогах". Он выражает себя, свой богатый внутренний мир в звуках. И получается это прекрасно. Помимо выверенного яркого, волшебного и какого-то невероятно воздушного мелодизма (вспомните хотя бы музыку из любимого фильма "Тот самый Мюнхгаузен"), композитору свойственно стремление к поиску новых форм, направлений в искусстве, которое не всегда встречало понимание у консервативно настроенных современников советского периода его творчества. Но находились и единомышленники, которые помогали Рыбникову реализовывать невероятно смелые замыслы и проекты.

Кадр из программы "Музыкальная жизнь" (1980)
Кадр из программы "Музыкальная жизнь" (1980)

Рок-опера "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" пошла на сцене Ленкома в 1976 году. Постановку закрывали 11 раз, чиновники обзывали Рыбникова "авангардистом", протаскивающим на советскую сцену "чуждый жанр". Сегодня смешно, правда? И можно только представить себе, скольких душевных сил это стоило композитору. Полная видеозапись спектакля в первом составе не была осуществлена телевидением. Зато мы можем показать вам фрагмент программы "Театральные встречи" 1976 года. Режиссер спектакля Марк Захаров представляет исполнителей главных ролей – Любовь Матюшину и Александра Абдулова. Давайте посмотрим.

И еще один интереснейший и уникальный фрагмент этой программы, но уже 1982 года. Алексей Рыбников не только играет отрывок из музыки к фильму "Сказки… сказки… сказки старого Арбата", но и рассказывает о работе над лентой "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" (в фильме совсем другой актерский состав) и над спектаклем "Юнона и Авось". В студии звучит песня Кончиты из спектакля "Юнона и Авось" на испанском языке в исполнении Ани Рыбниковой. Именно ее голос звучал на пластинках.

Ценителям творчества Алексея Рыбникова мы предлагаем посмотреть подборку песен и фрагментов спектаклей на канале Гостелерадиофонда по ссылке.

Мир телевидения и радио СССР для вас - на наших официальных каналах на Youtube "Гостелерадиофонд. Советское телевидение" и "Гостелерадиофонд. Советское радио". Присоединяйтесь!