10 обычных для Египта вещей, которые кажутся нам странными

10K прочитали

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!

Сегодня мы вновь возвращаемся к традиционной для данного блога рубрике обычных вещей для жителей других стран, которые нам при этом кажутся странными. Ранее мы с вами уже рассматривали любопытные особенности Японии, Кореи, Монголии, Индии, Ливана, Ирана, Израиля и ОАЭ. А сегодня на очереди еще одна ближневосточная страна, излюбленная российскими туристами и почитателями всевозможных древностей ‒ Египет. Вне всяких сомнений, страна, по праву гордящаяся древнейшей историей и внесшая гигантский вклад в мировую цивилизацию, просто не может не обладать примечательными особенностями, любопытными для рассмотрения.

Знакомство большинства наших соотечественников, да и в целом посещающих Египет туристов, со страной, как правило, сводится к пребыванию на территории отеля all inclusive, паре выходов в город на местный базар и в лучшем случае однодневной экскурсии в Каир или Луксор. Конечно же, узнать страну, понять и хотя бы минимально погрузиться в ее атмосферу в таком формате практически невозможно. Стоит ли говорить о том, что Египет ‒ это намного больше, чем услужливые аниматоры в отеле, навязчивые продавцы сувениров и забавные экскурсоводы? Сегодня попытаемся чуть глубже разобраться в некоторых особенностях страны фараонов, традициях и быте ее жителей, ставших для самих египтян повседневной норм и при этом кажущихся нам необычными. Впереди вас ждет подробный разбор 10 таких особенностей.

Итак, поехали!

1. Жизнь в недостроенных домах

Одна из первых любопытных особенностей Египта, которую замечают многие приехавшие в страну туристы (по крайней мере те, что выходят за пределы своего отеля), это то, что многие жилые дома в египетских городах выглядят недостроенными, а по факту такими и являются. Бывает, что люди въезжают в дом уже «на стадии каркаса», самостоятельно возводя стены из сподручных материалов, фанеры, например, а то и вовсе из клеенки. Благо, климат позволяет не задумываться об утеплении жилища. Бывает, что один этаж уже построен, стены выложены из кирпича, а на втором по-прежнему торчит арматура и лежит строительный мусор, а уж про отсутствие какой-либо облицовки и говорить нечего. Объяснение данного обстоятельства оказалось довольно простым – согласно египетским законам налогами облагаются только достроенные дома. Живя в таких вот «недостроях», египтяне могут годами избегать уплаты налогов. Более того, в какой-то момент власти даже решили ввести налог «на крыши», но египтяне, живущие на последних этажах не отчаялись: они разобрали стены и крыши из прочных материалов, установив на их месте легкие навесы. Главный плюс – уход от налогов, минус – жить теперь придется, что называется, у всех на виду.

Для того, чтобы увидеть жизнь простых египтян, достаточно оказаться на какой-либо смотровой площадке или просто возвышенности в любом крупном городе страны, предварительно вооружившись фототехникой с нормальным зумом. И вот она, настоящая жизнь, как она есть. Это лучших всяких реалити-шоу. Сотни и тысячи простых людей прямо на ваших глазах будут есть, спасть, отдыхать, смотреть телевизор, стирать и сушить белье, а также делать какие-то повседневные вещи, которые, как правило, невозможно увидеть извне. Выглядит пусть и довольно неоднозначно, но при этом крайне любопытно.

2. Носить вещи на голове – нормально

Египет часто пытаются представить как место, где запад встречается с востоком, а Евразия с Африкой. Быть может, географически отчасти так оно и есть, но вот с точки зрения культуры и устройства быта в Египте местами даже близко не пахнет западом или Европой. В стране почти повсеместно царят грязь и антисанитария, колониальная архитектура постепенно ветшает и сменяется убогими бетонными коробками, повсюду торгуют каким-то барахлом, а за чертой бедности, согласно последним сводкам статистики, живет более трети египтян. Курортные отели, главные достопримечательности страны, а также все то, на чем стоит туристическая индустрия Египта, содержится в относительно порядке, но надо понимать, что настоящая жизнь отличается от картинок в глянцевых путеводителях.

Одна яркая особенность быта египтян, во многом объединяющая страну фараонов с остальной Африкой к югу от Сахары, это то, что сумки, пакеты, а порой и огромные тюки здесь зачастую принято носить не в руках, а на голове. И ладно, если б сумками дело и ограничивалось, но на голове здесь, не придерживая руками, могут нести даже стеклянную тару или, например, ... арбуз! Как говорится, не пытайтесь повторить это дома. Ну, либо просто начните с тренировки на подушках:) Но что самое главное, пользы [или отсутствия вреда] от такого способа переноски предметов куда больше, чем от того, к которому мы привыкли. Во-первых, нагрузка распределяется равномерно по линии позвоночника, а не на плечи или поясницу. Во-вторых, при ходьбе голова, скажем так, наименее подвержена колебаниям, и вам не придется затрачивать силы, чуть приподнимая и опуская груз при каждом шаге, как если бы вы несли его в руках. Как итог, здоровье сохраняется, а силы не расходуются. Так, может, стоить в этом вопросе брать пример с египтян?)

3. Бакшиш

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-3

Следующая египетская особенность, пожалуй, в равной степени знакома как самостоятельным туристам, так и тем, кто предпочитает отдыхать по путевке. Это «бакшиш», своего рода египетский аналог чаевых, то есть небольшой суммы денег в знак благодарности. Но если у нас или в западных странах подобную благодарность чаще всего выражают официантам или в крайнем случае таксистам, то в Египте ее рад будет принять буквально кто угодно и за что угодно. И если в отеле благодарность носильщику или, скажем, администратору за хороший номер не выглядит чем-то странным, то столкнувшись с просьбой о бакшише на улице города порой впадаешь в легкий ступор. Попросить дать чаевые вас могут, например, после того, как подскажут дорогу в нужное вам место. А то и вовсе без всякого повода: видят, что белый мистер по дороге шагает, так чего бы не подойти, не попросить пару фунтов, вдруг лишние найдутся.

Конечно, решать, достоин ли тот или иной египтянин денежной благодарности, всякий раз предстоит вам. Очевидно, что, если вы померили какую-то футболку в сувенирной лавке, но решили ее не брать, давать бакшиш продавцу тут, мягко говоря, не за что. Ну, а если вас, скажем, привели в какой-то магазинчик, где есть товар, который вы искали, да еще и стоит недорого, то почему бы и не отблагодарить вашего помощника «чеканной монетой». Строгих правил тут, естественно, нет. У меня самого за неделю в Египте бакшиш в открытую попросили дважды: уже на вылете из аэропорта, когда помогли пройти паспортный контроль. Точнее даже не помогли, а просто указали где это можно сделать без очередей. И еще раз, когда помогли перейти через оживленную дорогу. Почему в случае перехода через дорогу в Египте в принципе может потребоваться помощь? Об этом в следующем пункте!

4. Отсутствие правил дорожного движения

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-4

Хаос, царящий на дорогах египетских городов, еще одна яркая отличительная деталь этой ближневосточной страны. Порой кажется, что дорожные знаки, разметка, светофоры, да и в целом правила дорожного движения здесь напрочь отсутствуют. Прав здесь не тот, кто едет, не нарушая правил, по своей полосе, а при перестроении включает поворотник, а тот кто громче и протяжнее посигналит. В многомилионном Каире светофоры на постоянной основе стали устанавливать относительно недавно, а до того считалось, что на весь город их не то четыре, не то семь. В туристической Хургаде первый светофор также появился лишь в 2009 году. В лучшем случае вместо них на перекрестках были устроены круговые движения, в худшем – порядок проезда определялся габаритами автомобиля и опять же громкостью сигнала.

Спрашивается, могут ли при отсутствии правил дорожного движения, а точнее при полнейшем их игнорировании, не происходить автомобильные аварии? Очевидно, что нет. И они регулярно происходят. Благо, тяжелые не столь уж часто, все-таки местные водители уже давно привыкли и адаптировались. Но вот «легкие» случается с незавидной регулярностью. Кто кого-то черканет, поцарапает, уткнется бампером в бампер. И если бы подобные ситуации разрешались в Египте так же, как у нас, то есть с вызовом инспектора, составлением протокола и прочими формальностями, египетские города вставали бы в одной глухой пробке. Но правила здесь свои: при мелкой дорожной аварии ее участники выходят из машин, осматривают повреждения, кричат друг на друга одну-две минуты, а после вновь садятся за руль и разъезжаются. Восток – дело тонкое. К слову, паркуются здесь так же, «до щелчка». Зажатым автомобилям в итоге приходится в прямом смысле расталкивать своих соседей, чтобы выехать с парковки. Товарный вид автомобилей в Египте теряется довольно быстро, зато потом, должно быть, нервов тоже немало экономится.

5. Такси – Жигули

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-5

Следующая египетская особенность из разряда тех, в которые крайне сложно поверить, пока не увидишь своими глазами: практически весь таксопарк египетского города Александрии, расположенного на средиземноморском побережье страны, состоит из хорошо знакомых каждому из нас автомобилей «Жигули». При этом и здесь, и в других городах страны нередко можно увидеть советские и российские автомобили в частном пользовании, но именно как машины такси они почему-то распространились только в Александрии. Черно-желтые пятерки, семерки и другие ретро-модели «Жигулей» с характерным тарахтением проносятся по узким александрийским улицам в огромных количествах.

По мнению александрийских таксистов, наши автомобили в меру простые, недорогие и, главное, очень надежные. Ломаются, конечно, время от времени, но, во-первых, местные энтузиасты навострились их как следует ремонтировать, порой буквально собирая из двух старых машин одну новую, а во-вторых, в Египте до сих пор успешно работает завод Lada, где еще совсем недавно с конвейера сходили семерки, тогда как в России их выпуск был прекращен намного раньше. Так что в коем-то веке за рубежом за державу не просто не обидно, а почти что гордость переполняет!)

6. Смог

Еще одна египетская, а если говорить точнее, каирская особенность, на сей раз, увы, со знаком минус ‒ это неутешительное качество воздуха. Несмотря на малое количество осадков каирцы далеко не каждый день могут видеть голубое небо над головой, зато смотреть на солнце, не прищуриваясь, это пожалуйста. В воздухе здесь висит практически не проходящий запах гари, а нормальная видимость, как правило, не превышает нескольких сотен метров. Прожить день в Каире, гуляя по городу и дыша полной грудью, равносильно выкуриванию полутора пачек сигарет, а спрятаться от токсичного воздуха здесь практически невозможно.

Каир в этом плане очень напоминает Москву образца лета 2010 года. [Напоминает мне, как москвичу. У жителей многих сибирских и дальневосточных городов подобные воспоминания, увы, намного более свежие. Лесные пожары со всеми вытекающими последствиями в виде ухудшения воздуха у нас в последние годы происходят с тревожной регулярностью.] С утра просыпаешься, выглядываешь в окно, вдыхаешь полной грудью воздух «с дымком» и пытаешься различить что-нибудь дальше одного километра в бледно-серой дымке. К обеду уже немного проясняется, а может, просто успеваешь привыкнуть. Вечером уже будто бы и совсем нормально, да и жара к тому же спадает. А потом все по новой. К слову, отель в Каире я бронировал специально на набережной Нила с видом на пирамиды, до них было менее 10 километров по прямой, но за неделю пребывания различить их силуэты на фоне получилось буквально пару раз (второе фото в карусели выше).

7. Город мусорщиков

Но если причиной гари и смога в российских городах зачастую становятся лесные пожары, то откуда едкий запах дыма берется в окруженном пустыней Каире с учетом того, что вся растительность в масштабах страны сконцентрирована вдоль Нила и в его дельте к северу от столицы? Причин, как это обычно и бывает, тут целый комплекс: это и работа большого количества промышленных предприятий, сконцентрированных преимущественно в столице, и постоянные автомобильные выхлопы, и вырубка деревьев в самом городе, и специфический рельеф Каира, затрудняющий проникновению в город свежего воздуха.

Но есть среди причин каирского смога и одна совершенно уникальная: это столичный район Маншият-Насир, известный в самом Египте и далеко за его пределами как Город мусорщиков. Здесь компактно (даже слишком) проживают более 40 тысяч людей, большая часть которых занимается переработкой мусора. Часть его сортируется и используется повторно, часть утилизируется и идет, например, на корм животных, а та часть, которая не пригодна для последующего применения, сжигается, что, безусловно, вносит свой вклад и в загрязнение воздуха в Каире. Непередаваемый колорит городу мусорщиков придают огромные тюки с мусором, лежащие вдоль домов, на первых этажах зданий и на крышах. Посреди гор мусора играют дети (те, что пока не приобщились к семейному делу), открыты уличные кафешки, в которых мужчины потягивают чай в перерывах между работой, да и в целом протекает обычная городская жизнь. Но главное, жители Города мусорщиков совсем не спешат покидать его: работа хоть и вредная, но приносит по местным меркам вполне неплохой доход. Такой бизнес уже долгие годы передается по наследству, от отца к сыну, а благодаря ему, как считается, Каир до сих пор окончательно не утонул в горах мусора.

8. Средства передвижения

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-8

В продолжение дорожной темы еще одна египетская особенность, связанная с местными средствами передвижения. Такое их разнообразие, как в этой ближневосточной стране, редко где можно встретить: по улицам городов Египта ездят и современные люксовые иномарки, и тук-туки, и потертые жизнью американские автомобили середины прошлого века, и шедевры отечественного (советско-российского) автопрома. При этом в общем автомобильном потоке находится место и гужевому транспорту, где в качестве тягловых животных используются лошади, ослы или буйволы. В том же Городе мусорщиков ослы широко используются как весьма неприхотливые животные для транспортировки мусора.

Доходит порой и совсем до невероятного: в пробке среди автомобилей может находиться человек, везущий за собой телегу. Издалека ли везет и долго ли осталось, кто его знает. А на окраинах египетских городов так и вовсе можно увидеть стада коз или овец, вальяжно прохаживающихся вдоль улиц или расположившихся в ожидании пищи у одного из придорожных кафе. Все это, быть может, говорит о том, что нынешний Египет по уровню развитости безнадежно отстает от себя же трехтысячелетней давности, но в то же время делает страну фараонов исключительно интересной для самостоятельного исследования за пределами протоптанных туристических троп.

9. Сервис

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-9

Стоило недавно появиться новости о снятии запрета на полеты в Египет из России, как в люксовых отелях на главных курортах страны почти моментально закончились места. Люди, как говорится, голосуют рублем, и при наличии выбора их голоса зачастую уходят в пользу выездного туризма. В России можно сколько угодно заниматься продвижением внутренних туристических направлений, говоря об их уникальности (преувеличения тут, кстати, нет ни капли), но наличие сервиса и инфраструктуры является слишком серьезным подспорьем, предопределяющим то, куда человек поедет тратить свои сбережения.

Туризм уже долгое является одной из основных доходных статей Египта, на его долю приходится до 10% всех рабочих мест в стране. Как следствие, государство всячески способствует развитию туристической отрасли, строятся новые и модернизируются существующие отели, содержатся в порядке все представляющие интерес древности, а во время открытия нового музея египетской цивилизации в Каире в начале 2021 года так и вовсе состоялось масштабное шоу под названием «Золотой парад фараонов». Кроме того, специально для удобства отдыхающих россиян в Египте постоянно запускают новые русскоязычные информационные сервисы, работники отелей регулярно проходят курсы по русскому языку. Кто бывал, знает, что найти общий язык с кем-то из гостиничного персонала в Хургаде или Шарм-эш-Шейхе зачастую даже легче, чем с их коллегами на черноморском юге России. Нам же еще только предстоит проделать большой путь по части улучшения туристического сервиса, и равняться на Египет здесь будет совсем не лишним.

10. Паспорт Рамзеса II

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-10

Ну, и в завершении сегодняшнего списка еще один любопытный факт о Египте и о том, как прошлое этой страны внезапно отозвалось в настоящем. В 1975 году в ходе исследования останков фараона Рамзеса II, вошедшего в историю Древнего Египта в качестве обладателя почетного титула «Победитель», было обнаружено, что мумия правителя находится под угрозой уничтожения грибком и нуждается в срочном лечении. Организовать все «восстановительные процедуры» согласились во Франции, но наотрез отказались принимать Рамзеса без документов. Так, спустя почти 3 200 лет после своей же смерти Рамзес II первым среди египетских фараонов был вынужден получить паспорт. В графе «Имя» значится «Рамзес II», дата рождения – «1303 год до н. э.», национальность – «египтянин», профессия – «король (умерший)». Паспорт был выдан фараону сроком на 7 лет. Продлял ли он его после поездки во Францию, история умалчивает. Ну, а мораль сей басни такова: Без бумажки ты – букашка, А с бумажкой – человек:)

P.S. Иллюстрацией к данному пункту служит статуя Рамзеса II в египетском городе Мемфисе, а то, знаете ли, не слишком презентабельно выглядит 3000-летний Рамзес II на фотографии в своем паспорте. Хотя с другой стороны кто из нас хорошился получился на фотографии на паспорт?)

Bonus. Символ страны ‒ орел

Приветствую всех постоянных читателей и гостей дзена!-11

Ну, и в качестве небольшого бонуса еще один примечательный факт, но на сей раз не отличающий нас от Египта, а наоборот, объединяющий с ним. Национальным символом этой страны является степной орел. Считается, что орел этот был символом египетского султана Саладина, возглавившего в XII веке борьбу с крестоносцами. И, кстати, именно в Египте орел впервые был изображен с двумя головами. Геральдические странствования этой птицы были крайне запутанными, и прошло немало веков, прежде чем двуглавый орел долетел из Египта в Россию. А вот с точки зрения орнитологии все намного проще: живут и гнездятся степные орлы зачастую именно на юге России, в то время как зимовать прилетают в теплые края, включая и Египет. Как итог, сегодня эта величественная птица украшает оба герба, и наш, и египетский.

И на этом о любопытных особенностях Египта на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишитесь, и постараюсь и впредь не подкачать!)

#египет #интересные места #интересные факты #путешествия #каир