Первый американский фильм, посвященный алкоголизму. Нет, не так: первый американский фильм, посвященный проблеме алкоголизма. У создателей были сомнения, стоит ли снимать подобный фильм, но премии "Оскар" за лучший сценарий и лучшую мужскую роль доказали, что сомнения были беспочвенны.
Главный герой картины — алкоголик Дон Бирнэм, подбирающийся к возрасту Христа. Последние пять лет его жизни посвящены ежедневному поиску бухла. Ко счастью, у него есть старший брат Вик, который преуспевает настолько, чтобы снимать для брата квартиру, обеспечивать его едой и выдавать пару раз в месяц билеты в оперу.
Именно в опере пять лет назад Дон знакомится с девушкой по имени Хелен Святой Джеймс, — неплохая фамилия, правда? Она и правда оказывается святой. Всё время она борется за спасение Дона. Дон очаровал ее с первых минут, что неудивительно: этот несостоявшийся писатель бывает весьма красноречив, когда выпьет. То есть, обладает харизмой, недюжинным обаянием. Хелен бьется за спасение обаяния, которое постепенно теряется за алкогольными парами, ежедневным тяжелым похмельем и озлобленностью на весь мир.
Начинается фильм с того, что Дон, пребывающий две недели в мучительной завязке, должен отправиться с братом загород на уикэнд. Но он, при помощи той изощренной хитрости, которую со временем приобретает каждый алкаш, отправляет Вика и Хелен в концертный зал, потом, при помощи еще большей хитрости, добывает десять долларов и к вечеру конкретно нажирается. Разгневанный брат в одиночку уезжает в деревню, а Дон "спасен"!
Временные рамки фильма ограничены данным уикэндом. Во время оного уикэнда Дон впервые за свою алко-историю допьется до буйного помешательства, а кроме того, решит покончить беспутную жизнь самоубийством. Его решение вызвано трезвым расчетом: он в полной мере осознаёт "глубины своего падения", но при этом не может остановиться, доставляя бесконечные страдания и себе, и близким людям. Прекратить бухать — выше его сил. В этом заключается драма: желание уступает возможностям. Точнее говоря, желания разума уступают желаниям плоти. Налицо полная дисгармония, ведущая к душевным расстройствам и распаду личности.
При всем при этом, что самое удивительное, фильм трудно назвать чрезмерно тягостным или мрачным.
Причина здесь, думается, в режиссере фильма, Билли Уайлдере, — энергичном, бодром человеке. Наверное, каждый зритель, поживший в Советском Союзе, помнит и любит его комедию "В джазе только девушки". "Последний уикэнд" отличается не меньшей живостью, правда, здесь эта живость какая-то лихорадочная. Монтажный рисунок таков, что возникает ощущение, будто главного героя засасывает в водоворот.
Добавлю еще, что фильм отличается большой психологической достоверностью... и, в общем, это превосходное кино с блистательным сценарием и актерской игрой.
Я читал, что некоторые магнаты американской винно-водочной промышленности предлагали купить негативы фильма (чтобы впоследствии их уничтожить) за 5 миллионов долларов. Неплохая, по тем временам, сумма, к тому же в 3 раза превышающая бюджет фильма…
Оценка: 9,0 из 10.
Режиссер: Билли Уайлдер
Сценарий: Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер (по роману Чарльза Р.Джексона),
Оператор: Джон Ф. Сайц,
Композитор: Миклош Рожа.
В главных ролях: Рэй Милланд, Джейн Уаймэн, Филлип Терри.
В ролях: Ховард Да Силва, Дорис Даулинг, Фрэнк Фэйлен, Мэри Янг.
Интересные факты о фильме:
- Первый фильм, в котором использовался электронный музыкальный инструмент терменвокс, разработанный в 1919 году русским изобретателем Л.С.Терменом. Терменвокс генерирует мерцающие плавающие звуки, и впоследствии этот инструмент звучал практически во всех американских фантастических фильмах 50-х годов.
- Советники студии предупреждали Милланда, что этот фильм может похоронить его карьеру. Но актер проявил бесстрашие.
- Вместо Милланда главную роль мог сыграть Кэри Грант.
Читайте также на моем канале: