Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Потерянный уикэнд (1945, США, драма): Лучше пьяный, чем мертвый. Фильм #1 про алкоголизм

Первый американский фильм, посвященный алкоголизму. Нет, не так: первый американский фильм, посвященный проблеме алкоголизма. У создателей были сомнения, стоит ли снимать подобный фильм, но премии "Оскар" за лучший сценарий и лучшую мужскую роль доказали, что сомнения были беспочвенны.

Главный герой картины — алкоголик Дон Бирнэм, подбирающийся к возрасту Христа. Последние пять лет его жизни посвящены ежедневному поиску бухла. Ко счастью, у него есть старший брат Вик, который преуспевает настолько, чтобы снимать для брата квартиру, обеспечивать его едой и выдавать пару раз в месяц билеты в оперу.

Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)

Именно в опере пять лет назад Дон знакомится с девушкой по имени Хелен Святой Джеймс, — неплохая фамилия, правда? Она и правда оказывается святой. Всё время она борется за спасение Дона. Дон очаровал ее с первых минут, что неудивительно: этот несостоявшийся писатель бывает весьма красноречив, когда выпьет. То есть, обладает харизмой, недюжинным обаянием. Хелен бьется за спасение обаяния, которое постепенно теряется за алкогольными парами, ежедневным тяжелым похмельем и озлобленностью на весь мир.

Начинается фильм с того, что Дон, пребывающий две недели в мучительной завязке, должен отправиться с братом загород на уикэнд. Но он, при помощи той изощренной хитрости, которую со временем приобретает каждый алкаш, отправляет Вика и Хелен в концертный зал, потом, при помощи еще большей хитрости, добывает десять долларов и к вечеру конкретно нажирается. Разгневанный брат в одиночку уезжает в деревню, а Дон "спасен"!

Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)

Временные рамки фильма ограничены данным уикэндом. Во время оного уикэнда Дон впервые за свою алко-историю допьется до буйного помешательства, а кроме того, решит покончить беспутную жизнь самоубийством. Его решение вызвано трезвым расчетом: он в полной мере осознаёт "глубины своего падения", но при этом не может остановиться, доставляя бесконечные страдания и себе, и близким людям. Прекратить бухать — выше его сил. В этом заключается драма: желание уступает возможностям. Точнее говоря, желания разума уступают желаниям плоти. Налицо полная дисгармония, ведущая к душевным расстройствам и распаду личности.

При всем при этом, что самое удивительное, фильм трудно назвать чрезмерно тягостным или мрачным.

Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)

Причина здесь, думается, в режиссере фильма, Билли Уайлдере, — энергичном, бодром человеке. Наверное, каждый зритель, поживший в Советском Союзе, помнит и любит его комедию "В джазе только девушки". "Последний уикэнд" отличается не меньшей живостью, правда, здесь эта живость какая-то лихорадочная. Монтажный рисунок таков, что возникает ощущение, будто главного героя засасывает в водоворот.

Добавлю еще, что фильм отличается большой психологической достоверностью... и, в общем, это превосходное кино с блистательным сценарием и актерской игрой.

Я читал, что некоторые магнаты американской винно-водочной промышленности предлагали купить негативы фильма (чтобы впоследствии их уничтожить) за 5 миллионов долларов. Неплохая, по тем временам, сумма, к тому же в 3 раза превышающая бюджет фильма…

Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)

Оценка: 9,0 из 10.

Режиссер: Билли Уайлдер
Сценарий: Чарльз Брэкетт, Билли Уайлдер (по роману Чарльза Р.Джексона),
Оператор: Джон Ф. Сайц,
Композитор: Миклош Рожа.

В главных ролях: Рэй Милланд, Джейн Уаймэн, Филлип Терри.
В ролях: Ховард Да Силва, Дорис Даулинг, Фрэнк Фэйлен, Мэри Янг.

Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)

Интересные факты о фильме:

  • Первый фильм, в котором использовался электронный музыкальный инструмент терменвокс, разработанный в 1919 году русским изобретателем Л.С.Терменом. Терменвокс генерирует мерцающие плавающие звуки, и впоследствии этот инструмент звучал практически во всех американских фантастических фильмах 50-х годов.
  • Советники студии предупреждали Милланда, что этот фильм может похоронить его карьеру. Но актер проявил бесстрашие.
  • Вместо Милланда главную роль мог сыграть Кэри Грант.

Читайте также на моем канале:

Про пьянство | Владимир Гордеев | Дзен
Режиссеры мирового кино
Владимир Гордеев25 июня 2022
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)
Кадр из фильма "Потерянный уикэнд" (1945)