Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Безумный Макс (1979, Австралия, фантастика / боевик): Эсхатологический экшн

Я как-то раз писал очерк про Джорджа Миллера, режиссера-постановщика "Безумного Макса" (это был его дебютный фильм). Нарывая материал, я наткнулся на обширное интервью с Миллером, выложенное на каком-то иностранном сайте. Выяснилась интересная штука: в молодости Миллер работал на скорой помощи, а параллельно писал сценарии (вот только не мог их реализовать). Больше всего занимал Миллера вопрос: можно ли передать дух реального насилия чисто кинематографическими методами. Чтоб, грубо говоря, глядя фильм, тебя торкало так, как если бы ты видел эти жуткие сцены по-настоящему, прямо перед собой. Короче, чтоб не было привкуса целлулоида и попкорна, и ты не чувствовал окружающих тебя в кинотеатре людей. Подозреваю, что Миллер с презрением относился к "сценам ужасающего насилия", которые вынужден был смотреть Алекс в кубриковском "Заводном апельсине". И, в общем, он по-любому был прав, считая, что насилие в кино слишком эстетизировано. По стилю какой-то чрезмерно возбужденный фильм "Безумный

Я как-то раз писал очерк про Джорджа Миллера, режиссера-постановщика "Безумного Макса" (это был его дебютный фильм). Нарывая материал, я наткнулся на обширное интервью с Миллером, выложенное на каком-то иностранном сайте. Выяснилась интересная штука: в молодости Миллер работал на скорой помощи, а параллельно писал сценарии (вот только не мог их реализовать).

Больше всего занимал Миллера вопрос: можно ли передать дух реального насилия чисто кинематографическими методами. Чтоб, грубо говоря, глядя фильм, тебя торкало так, как если бы ты видел эти жуткие сцены по-настоящему, прямо перед собой. Короче, чтоб не было привкуса целлулоида и попкорна, и ты не чувствовал окружающих тебя в кинотеатре людей.

Кадр из фильма "Безумный Макс" (1979)
Кадр из фильма "Безумный Макс" (1979)

Подозреваю, что Миллер с презрением относился к "сценам ужасающего насилия", которые вынужден был смотреть Алекс в кубриковском "Заводном апельсине". И, в общем, он по-любому был прав, считая, что насилие в кино слишком эстетизировано. По стилю какой-то чрезмерно возбужденный фильм "Безумный Макс" должен был стать тем "золотым сечением", когда сверхъестественность подлинного произведения искусства сливается в экстазе с низменным и брутальным, то есть, чем-то естественным.

Нервная музыка Брайана Мэя (я долгое время полагал, что это тот самый Мэй, который гитарист из группы "Queen") звучит очень в кассу, действует тайком, исподтишка, как и полагается хорошему музыкальному сопровождению.

Кадр из фильма "Безумный Макс" (1979)
Кадр из фильма "Безумный Макс" (1979)

Фильм вообще очень складный, без провисаний, динамичный. При скромном бюджете Миллер достиг недосягаемых высот в жанре "экшн" ("Дорога ярости" того же Миллера и про того же Макса спустя 35 лет задаст новый стандарт).

Фильм получился новаторским: он болезненно энергичен по ритму, но в то же время передает хмурое, тоскливое эсхатологическое настроение. Весь мир прикатился в тартары, а разбросанные на гигантских пространствах "ячейки общества" пытаются жить по старым правилам, будто ничего не случилось. Пикнички на лоне природы, еще ухоженные сельские домишки, чистенькие бистро на краю дорог. И в то же время - хаос, смерть, насилие, разрушение всех социальных институтов. Фильм получился одновременно и эффектным, и неглупым. Пронзительный взгляд в будущее. По сути, "авторское кино", которое в плане экшна утерло нос всем режиссерам, работающим в чистом жанре боевика.

Кадр из фильма "Безумный Макс" (1979)
Кадр из фильма "Безумный Макс" (1979)

Оценка: 8,5 из 10.

Режиссер: Джордж Миллер.

Сценарий: Джордж Миллер, Байрон Кеннеди, Джеймс МакКослэнд,

Оператор: Дэвид Эггби,

Композитор: Брайан Мэй,

Продюсеры: Байрон Кеннеди, Билл Миллер.

В главной роли: Мел Гибсон.

В ролях: Джоан Сэмюел, Хью Кияс-Бёрн, Стив Бисли, Тим Барнс, Роджер Уорд.

Интересные факты о фильме:

  • При написании сценария Миллер вдохновлялся фильмом "Парень и его пес" (1975, экранизация фантастического рассказа Харлана Эллисона).
  • Мел Гибсон пришел на прослушивание за компанию с приятелем. Накануне Мел получил пиздюлей в пьяной драке в баре и был весь в синяках. Толком его физиономию разглядеть не удалось и потому ему сказали: "Вообще-то нам нужны фрики. Так что приходи через три недели, когда заживут раны".
  • Фургон, который раздолбали в начале фильма, был личным фургоном Джорджа Миллера. Он пожертвовал фургоном, т.к. катастрофически не хватало денег на съемки. Вообще, было отснято всего 80% задуманных Миллером гоночных сцен.
  • Поскольку Гибсон был абсолютно неизвестен в Америке, его не показывали в рекламных трейлерах, сделанных для американских кинозалов. Вместо Гибсона публике демонстрировали автомобили и столкновения.
  • Т.к. не хватало средств, в фильме использовались только списанные полицейские автомобили. Мел Гибсон был единственным актером, который носил настоящий кожаный костюм (остальные были одеты в виниловые подделки). Мотоциклы поставляла фирма "Кавасаки" (продакт-плейсмент). Почти все байкеры, занятые в фильме, после съемок оставили мотоциклы себе.
  • "Безумный Макс" стал первым австралийским фильмом, снятом в формате 16:9.
  • Фильм долгое время удерживал рекорд в Книге рекордов Гиннесса по наивысшему соотношению прибыли и бюджета, уступив его лишь в 2000 году фильму "Ведьма из Блэр". Бюджет фильма составлял 300 тысяч австралийских долларов (из них пятнадцать тысяч были выплачены в качестве гонорара Мелу Гибсону). Мировой прокат принёс фильму 100 миллионов долларов.

Тематические ссылки: Режиссеры мирового кино

##боевик #экшн #безумный макс #мел гибсон #джордж миллер #байкеры #эскатология #конец света #оценка 8,5 #1979 год кино

-4