4,1K подписчиков

Порченные монеты: глобальное бедствие, украшения, мошенничество и долговые расписки

929 прочитали

«Хоть нет числа бедствиям, от которых погибают королевства, княжества и республики, но по моему разумению четыре главные из них это: раздоры, смертность, неплодородие земли и порча монеты» — вы можете удивиться, но слова эти принадлежат… выдающемуся польскому астроному Николаю Копернику, автору гелиоцентрической системы мира. Порчу монет он считал глобальным бедствием. В данном вопросе он разбирался, поскольку, во-первых, жил в XVI веке, когда в Европе в денежном обороте участвовали только монеты. А во-вторых, в должности администратора Варминского капитула (католическое управление Северной Польши) Николай Коперник профессионально занимался вопросами денежного обращения. И написал трактат «О чеканке монет», откуда и взяты эти слова.

Порченные старинные монеты
Порченные старинные монеты

С великим учёным, безусловно, согласятся нумизматы — коллекционеры старинных монет. Безымянные вандалы, на протяжении столетий покушавшиеся на целостность и внешний вид предметов коллекционирования — их злейшие враги. Зачем люди портят монеты? Попробуем разобраться. Вопрос о фальшивомонетчиках снимаем сразу, это другая, весьма обширная тема.

Держава мошенничает

Говоря о порче монет, Коперник имел в виду в первую очередь государство. Увы, следует признать: европейские державы, в том числе Россия, сурово каравшие фальшивомонетчиков, сами были грешны в данном вопросе, казначейства нередко «облегчали» монеты против номинального веса. Или добавляли в них более дешёвые компоненты, скажем, олово к серебру. Погоня за быстрой выгодой не вела ни к богатству, ни к процветанию: на чеканке облегчённых и недоброкачественных монет наживались лишь владельцы частных монетных дворов. Их и имел в виду Николай Коперник.

На Руси манипуляции правительства с монетами в XVII веке привели даже к народному восстанию, вошедшему в историю как «медный бунт». Государство стало в неоправданно большом объёме выпускать медные монеты, а серебряные придерживать и «облегчать». В итоге в некоторых денежных операциях, например, при сборе податей в отдельных воеводствах приходилось возить медные деньги в мешках целыми обозами, растянувшимися на несколько вёрст. Резко выросли цены. Бунт был жестоко подавлен, но монетные дворы в Новгороде и Пскове пришлось закрыть. А коллекционеры до сих пор сталкиваются с «недовесом» серебряных рублей XVII века.

Монеты с отверстиями и прочие художества

Монисто - нашейное украшение из старинных монет
Монисто - нашейное украшение из старинных монет

В этнографических музеях разных стран любят выставлять народные костюмы с нашейными украшениями из старинных монет, обычно медных или бронзовых, реже серебряных и золотых. Иногда ожерелья из монет навешиваются в несколько ярусов. Выглядит такое монисто эффектно, однако для коллекционеров подобное «украшательство» — повод для больших огорчений. Ведь первоначально для таких украшений использовались цельные монеты, которые специально дырявились, чтобы через эти отверстия их можно было нанизывать на шнур или проволоку. Бывало, что монеты с отверстиями для этих целей выпускались даже на государственном уровне. Самая древняя такая монета, один цянь, найдена в Китае и датируется V веком до нашей эры.

В более поздние времена монеты «с дырками» чеканились и в других странах Юго-Восточной Азии. В некоторых коллекциях находятся монеты с отверстиями, выпущенные в Греции, Дании, Польше, Венгрии. Однако в целом тираж таких монет очень невелик, и удовлетворить спрос создателей «народных костюмов», конечно же, не может. К тому же в давние времена зачастую лишь материал монет зачастую оказывался доступным народным «ювелирам». Из монет кустарным способом делали кольца и перстни. У народов Поволжья — татар, мордвы, башкир существовали даже родовые, передававшиеся от отца к сыну, перстни-печати, изготовленные обычно из медных или серебряных монет.

Заготовка кольца из старинной монеты
Заготовка кольца из старинной монеты

В советское время тоже частенько собственноручно изготавливали кольца из монет. Находка таких экземпляров в земле, например, у любителей приборного поиска является обычным делом и не считается какой-либо редкостью.

К сожалению, «непрофильным» использованием старинных монет грешат и наши современники, порой это люди образованные и внешне культурные. Почему-то они считают приемлемым для себя заказывать и покупать запонки и пуговицы для блайзеров (клубных пиджаков), изготовленные из подлинных старинных монет. Выглядят такое «украшательство», конечно, очень круто, но вряд ли свидетельствует о высокой культуре тех, кто таким образом использует культурное достояние.

Криминал

Порча монет в криминальных целях, конечно, всегда значительно уступала по размаху мошенничеству со стороны государства, однако по разнообразию приёмов и творческому уровню значительно его обгоняла. Помните популярный сериал «Ликвидация»? Сцену перед концертом Утёсова, в буфете филармонии? Там опытный вор-карманник поучает молодого коллегу: «Копеечкой надо работать!» Это значит вырезать чужой карман с наружной стороны с помощью специально заточенной по кругу монеты, острой, как бритва. Такая монета зажималась между фалангами указательного и среднего пальцев, вор прижимался в толпе к «клиенту», отвлекал внимание и одним быстрым движением вырезал карман, освобождая его от содержимого. Если вора ловили с поличным, ему было достаточно разжать ладонь, чтобы крошечное орудие преступления потерялось под множеством ног в толпе.

Старинные монеты для игры в орлянку
Старинные монеты для игры в орлянку

Многие старинные монеты пострадали при игре в орлянку. Точнее, при мошеннической игре. Сама по себе орлянка — игра примитивная и, как считается, полностью зависит от случайного везения. Одна из сторон монеты - реверс у игроков называлась «орёл», а другая - аверс, соответственно, «решка» (решётка). Смысл игры заключался в следующем: подбрасывали монету вверх, чьей стороной кверху она упала, того и выигрыш. Как тут смошенничаешь? Однако умение и творческая фантазия выручали жуликов и здесь. Можно разрезать две одинаковые монеты, каждую надвое, по толщине, и соединить (спаять) наоборот. Получится две монеты, на первый взгляд обычных, только одна с обеих сторон с «орлами», а другая с «решками».

Выиграть у хозяина таких «перевёртышей», понятно, было очень сложно. Но и стоили подобные монеты немало, работа ведь тончайшая, ювелирная. Жулики победнее поступали проще: подпиливали монеты или надкусывали их щипцами с одной стороны, с расчётом, чтобы у них нарушилась центровка. Монета со смещённым центром тяжести падала преимущественно на одну сторону. Иногда надпилы на монетах маскировали под орнамент, в коллекциях попадаются экземпляры с дополнительной самодельной «зубчаткой» по кругу с одной стороны.

У золотых монет своя, специфическая беда. Их нещадно надкусывали и надпиливали, в России на рубеже XIX - XX веков этим нередко грешили кассиры коммерческих банков. Такие банки стали массово появляться после денежной реформы 1895-1897 годов, примерно тогда же в обращение были введены золотые монеты достоинством 5, 10 и 15 рублей, и через руки кассиров стали проходить огромные суммы в золоте. Некоторые кассиры, получавшие весьма скромное жалованье, странным образом стали богатеть. Технологию «облегчения» царских золотых монет здесь описывать не будем, желающие могут прочитать об этом в книге мемуаров Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Заметим лишь, что царское правительство в данной ситуации к порче монет не причастно, золотые «империалы» честно обменивались на бумажные рубли и иностранную валюту, претензий к казне, как в случае с Медным бунтом, не было.

Зачем рубили монеты?

Известно, что довольно часто любителям приборного поиска попадаются части разрубленных монет. Ну, если с четвертинками или половинками серебряных рублей всё вроде бы понятно. Таким способом делили монету на несколько частей для оплаты товара или на сдачу за неимением более низкого номинала. То медные монеты рубили пополам в основном по иной причине.

Разрубленная долговая старинная монета
Разрубленная долговая старинная монета

В первой половине 19 века дача денег взаймы между крестьянами должна была проходить только в стенах волостного совета с совершением записи в соответствующей книге. В случае, если передача денег от одного крестьянина другому в долг состоялась каким-либо иным способом, жалобы на невыплату или задержку долга волостным советом не принимались и не рассматривались. Так вот, помимо записи в отдельный журнал при волостном правлении было ещё одно обязательное действие. Кредитор и заёмщик рубили топором медную монету, точнее сказать надрубливали и дальше ломали её, чтобы края получали неповторимый рисунок. Половина такой монеты, достававшаяся кредитору, становилась доказательством того, что право на долг принадлежит ему и ни кому больше. Вторая часть оставалась в волостном совете при журнале записей долгов.

Соответственно, когда заёмщик гасил долг перед кредитором, то забирал у него половину монеты и приносил её к писарю. Эту часть монеты соединяли с половинкой, находящейся в волостном совете, и при совпадении запись в журнале аннулировали.

Следует понимать, что житейские ситуации бывали разные и при определённых обстоятельствах кредитор мог поменяться. Поэтому передача половины такой монеты третьему лицу означала переуступку права требования долга в пользу другого человека. В последствии для этих целей использовать разрубленные монеты перестали, на смену данному обычаю пришли знакомые нам долговые расписки.

Автор статьи: Денис Шибаев