Что хотел сказать Пикассо своей картиной "Девочка на шаре"

834 прочитали

В Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве хранится знаменитая картина Пабло Пикассо "Девочка на шаре". Уверен, что хотя бы ее репродукции видели все. Эта картина попала в Россию благодаря меценату и коллекционеру начала ХХ века Ивану Морозову. Он вообще был одним из тех, кто сделал возможным в Москве и Петербурге видеть лучшие работы импрессионистов и модернистов. Морозов купил "Девочку на шаре " в 1913 году за 16 тысяч франков. До него картиной владели Гертруда Стайн и Даниэль-Анри Канвейлер, а изначально сам #Пикассо продал ее в 1906 году коллекционеру Воллару вместе с 30 другими картинами.

За все эти полотна он получил 2000 франков и был очень доволен.

П. Пикассо. "Девочка на шаре"
П. Пикассо. "Девочка на шаре"

"Девочку на шаре" он писал в 1905 году, и этот период в его творчестве называют "розовым". Он наступил после "голубого" периода, который характеризуется не только пристрастием художника к насыщенному синему и его оттенкам, что видно по его картинам тех лет, но и общим настроением. В "голубой" период Пикассо был полон меланхолии и пессимизма. Он писал в это время, в основном, бедняков, людей с трудной судьбой, и его произведения полны ощущения безнадежности и печали.

Но к 1905 году он уже отошел от такого тотального пессимизма, хотя пронзительная нотка грусти все равно осталась. Она явственно ощущается и в "Девочке на шаре".

П. Пикассо. "Семья акробатов"
П. Пикассо. "Семья акробатов"

Если, глядя на #картины "голубого периода", зритель буквально своей кожей ощущает холод, а душой - скорбь и печаль, то в произведениях "розового" периода уже появляются улыбающиеся люди, в картинах нет безнадежной атмосферы, ну и, конечно, прежний тоскливо-синий разбавляется другим красками, особенно розовыми оттенками. Вот и девочка, балансируя на своем шаре, хотя и написана вся в голубых тонах, улыбается.

Силач, глядящий на нее, одет в розовое трико. Общий фон, на котором происходит действие картины, тоже теплых тонов.

Йоханнес Гётс. «Мальчик, балансирующий на шаре»
Йоханнес Гётс. «Мальчик, балансирующий на шаре»

"Девочка на шаре" является одной из картин серии про цирк Медрано. В 1904 году Пабло Пикассо познакомился с труппой этого цирка и начал писать акробатов, силачей, арлекинов и т.д. Еще до "Девочки на шаре" он написал "Семью акробатов", типичное произведение "розового" периода. На этой картине мы видим мальчика, балансирующего на шаре. За ним наблюдает арлекин - видимо, отец.

В процессе создания "Семьи акробатов" Пикассо изменил свою задумку. Мальчик на шаре, который был тут только эпизодом, частью композиции, начал вырастать в его воображении до основного персонажа картины и превратился при этом в девочку. Художника вдохновила идея показать контраст между подвижным, гибким и прочным, основательным.

П. Пикассо. "Цирк"
П. Пикассо. "Цирк"

Так появилась знаменитая картина. Тут центром композиции стала девочка, место арлекина, наблюдающего за ней, занял силач, а еще некоторые члены семьи показаны на заднем фоне. Там же гуляет и цирковая лошадь. Чтобы передать движения человека, стоящего на шаре, Пикассо, скорее всего, использовал скульптуру Йоханнеса Гётца. Это объяснимо, поскольку в такой позе долго позировать человек не может.

Почему Пикассо превратил мальчика в девочку, а стоящего арлекина в сидящего силача? Этому есть серьезные объяснения, связанные с художественной и эстетической задачей, которую перед собой поставил Пикассо. Он хотел показать контрасты между тяжестью и легкостью, неподвижностью и подвижностью, между кругом и квадратом. Поэтому персонажи разных полов и телосложения. Мужчина квадратный, девочка волнистая и стоит на шаре. Это разные геометрические фигуры, и мы видим, что уже в 1905 году в сознании Пикассо оформлялась идея кубизма.

А это будет уже следующий период его творчества.

#искусство #культура

Читайте еще на моем канале:

Показываю недорогое, но элегантное и качественное мужское пальто, которое я купил в "Фамилии"

Как я "брал" рейхстаг