В Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве хранится знаменитая картина Пабло Пикассо "Девочка на шаре". Уверен, что хотя бы ее репродукции видели все. Эта картина попала в Россию благодаря меценату и коллекционеру начала ХХ века Ивану Морозову. Он вообще был одним из тех, кто сделал возможным в Москве и Петербурге видеть лучшие работы импрессионистов и модернистов. Морозов купил "Девочку на шаре " в 1913 году за 16 тысяч франков. До него картиной владели Гертруда Стайн и Даниэль-Анри Канвейлер, а изначально сам #Пикассо продал ее в 1906 году коллекционеру Воллару вместе с 30 другими картинами.
За все эти полотна он получил 2000 франков и был очень доволен.
"Девочку на шаре" он писал в 1905 году, и этот период в его творчестве называют "розовым". Он наступил после "голубого" периода, который характеризуется не только пристрастием художника к насыщенному синему и его оттенкам, что видно по его картинам тех лет, но и общим настроением. В "голубой" период Пикассо был полон меланхолии и пессимизма. Он писал в это время, в основном, бедняков, людей с трудной судьбой, и его произведения полны ощущения безнадежности и печали.
Но к 1905 году он уже отошел от такого тотального пессимизма, хотя пронзительная нотка грусти все равно осталась. Она явственно ощущается и в "Девочке на шаре".
Если, глядя на #картины "голубого периода", зритель буквально своей кожей ощущает холод, а душой - скорбь и печаль, то в произведениях "розового" периода уже появляются улыбающиеся люди, в картинах нет безнадежной атмосферы, ну и, конечно, прежний тоскливо-синий разбавляется другим красками, особенно розовыми оттенками. Вот и девочка, балансируя на своем шаре, хотя и написана вся в голубых тонах, улыбается.
Силач, глядящий на нее, одет в розовое трико. Общий фон, на котором происходит действие картины, тоже теплых тонов.
"Девочка на шаре" является одной из картин серии про цирк Медрано. В 1904 году Пабло Пикассо познакомился с труппой этого цирка и начал писать акробатов, силачей, арлекинов и т.д. Еще до "Девочки на шаре" он написал "Семью акробатов", типичное произведение "розового" периода. На этой картине мы видим мальчика, балансирующего на шаре. За ним наблюдает арлекин - видимо, отец.
В процессе создания "Семьи акробатов" Пикассо изменил свою задумку. Мальчик на шаре, который был тут только эпизодом, частью композиции, начал вырастать в его воображении до основного персонажа картины и превратился при этом в девочку. Художника вдохновила идея показать контраст между подвижным, гибким и прочным, основательным.
Так появилась знаменитая картина. Тут центром композиции стала девочка, место арлекина, наблюдающего за ней, занял силач, а еще некоторые члены семьи показаны на заднем фоне. Там же гуляет и цирковая лошадь. Чтобы передать движения человека, стоящего на шаре, Пикассо, скорее всего, использовал скульптуру Йоханнеса Гётца. Это объяснимо, поскольку в такой позе долго позировать человек не может.
Почему Пикассо превратил мальчика в девочку, а стоящего арлекина в сидящего силача? Этому есть серьезные объяснения, связанные с художественной и эстетической задачей, которую перед собой поставил Пикассо. Он хотел показать контрасты между тяжестью и легкостью, неподвижностью и подвижностью, между кругом и квадратом. Поэтому персонажи разных полов и телосложения. Мужчина квадратный, девочка волнистая и стоит на шаре. Это разные геометрические фигуры, и мы видим, что уже в 1905 году в сознании Пикассо оформлялась идея кубизма.
А это будет уже следующий период его творчества.
#искусство #культура
Читайте еще на моем канале:
Показываю недорогое, но элегантное и качественное мужское пальто, которое я купил в "Фамилии"