По закону у каждого жителя России должна быть регистрация. Постоянная прописка или временная – этот вопрос зависит от сферы деятельности гражданина и того, какой недвижимостью он владеет.
В этой статье разберем, что такое регистрация по месту жительства, чем она отличается от временной прописки и в чем ее особенности.
Чем постоянная прописка отличается от временной регистрации?
Регистрация по месту жительства – это и есть постоянная регистрация. Местом жительства, как правило, следует считать какую-то недвижимость, оформленную в собственность. Это может быть частный дом, квартира, приобретенная в ипотеку либо за наличный расчет, унаследованная жилплощадь.
Для постоянной регистрации также не имеет значения, сколько собственников у квадратных метров. Получить регистрацию могут как все владельцы жилья, так и только один из множества. Кроме того, оформить постоянную регистрацию можно и в квартире, которую вы снимаете по договору найма. Однако сделать это можно только с согласия владельцев. Постоянная регистрация всегда подтверждается штампом в паспорте гражданина. Данный штамп действует бессрочно до тех пор, пока человек сам не решит сменить место прописки по тем или иным причинам. В особых случаях отменить постоянную прописку может суд. Например, если человек пропал без вести.
Временная регистрация – это регистрация там, где вы сейчас находитесь. Допустим, вы уехали в длительную командировку в другой регион и там живете на съемной квартире или в общежитии. Если вы отсутствуете по месту постоянной прописки более 3-х месяцев, вам понадобится временная регистрация. Исключение – если вы перемещаетесь в рамках одного региона. В таком случае временная прописка необязательна.
Несмотря на расхождения, основания как для постоянной регистрации, так и для временной могут совпадать. Так, в связи с переездом из одного города России в другой можно получить и временную, и постоянную регистрацию. Важное отличие заключается лишь в том, что у временной прописки есть срок действия, а вот у постоянной регистрации нет.
Для чего нужна постоянная регистрация в квартире?
В России регистрацию граждан по месту жительства и пребывания отслеживают. Такой учет существует с октября 1993 года и помогает различным ведомствам видеть перемещения людей внутри страны. Отсюда и возникает необходимость в оформлении прописки. Более того, регистрация имеет свои преимущества. В частности постоянное место регистрации открывает следующие возможности:
- Пособия и льготы. В некоторых субъектах РФ граждане имеют право на локальные льготы. Для их получения обязательно наличие постоянной прописки. К примеру, правительство Тюменской области выплачивает дополнительный региональный маткапитал плюсом к федеральному. Выплаты положены семьям, проживающим в области более пяти лет. В качестве подтверждающих документов на выплату обязательно следует предоставить штамп о постоянной регистрации. Бонусы есть и у обладателей столичной постоянной прописки. Так, пожилые могут рассчитывать на добавку к пенсии до уровня прожиточного минимума в Москве, если их место регистрации является постоянным в течение 10 и более лет.
- Регистрация в квартире для детей. Как правило, ребенка прописывают по месту регистрации мамы или папы. В будущем это позволит определиться с детским садом, школой, больницей, поликлиникой и другими социально значимыми объектами. Например, во время приема в первый класс приоритет отдается тем детям, чье место регистрации находится ближе всего к учебному заведению. Остальных желающих возьмут, если будут свободные места.
- Уход на пенсию раньше положенного. Гражданам, чье место работы и проживания находилось в экстремальных климатических условиях, положен выход на пенсию раньше обычного. К примеру, сотрудники северных регионов имеют право получить пенсию по старости на пять лет раньше. Для получения льготы в числе необходимых бумаг понадобится штамп в паспорте о постоянной прописке.
- Участие в выборах рядом с местом регистрации. При наличии постоянной регистрации всех граждан автоматически определяют к ближайшему с домом избирательному участку. Это достаточно удобно, так как для голосования понадобится только паспорт. Никаких дополнительных заявлений заполнять не требуется.
- Одобрение кредита в банке. Каждый заемщик с постоянной регистрацией выглядит для банка благонадежнее. Это минимизирует риски долгосрочных и сомнительных отъездов. Следовательно, банк не так сильно опасается потерять из виду деньги и лояльнее рассматривает обращение по кредиту.
- Получение водительского удостоверения, военного билета и иных документов. Граждан с их запросами определят в ближайшее к дому ведомство и отметят значком приоритета по месту регистрации. Этот значок является неоспоримым преимуществом и значительно ускоряет процесс документооборота.
- Некоторые работодатели и организации до сих пор обращают внимание на место прописки соискателя при трудоустройстве. Конечно, данный фактор не является решающим, но может добавить бонусов в гонке за желаемой должностью.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Вместе с преимуществами у постоянной регистрации есть и скрытые угрозы. В первую очередь, риски касаются собственников недвижимости. Постоянная прописка наделяет жильцов квартиры правом проживания, но распоряжаться имуществом без согласия собственника нельзя. То есть продать, подарить, разменять квартиру, имея в ней только постоянную регистрацию, не получится.
Сопутствующий риск постоянная регистрация несет в себе и в случае сделок купли-продажи. Как продавец, так и покупатель обязаны дополнительно проверить нет ли на жилплощади фиктивно прописанных граждан.
Как показывает практика, в большинстве случаев собственники предпочитают вовсе не оформлять постоянную прописку арендаторам. И в этом решении владельцев недвижимости сложно упрекнуть, так как даже с договором аренды постоянная регистрация посторонних лиц может создать сложности.
Нюансы регистрации в разных типах жилья
Регистрация по месту жительства зависит и от типа жилья:
- Если квартира является приватизированной, то человек с постоянной пропиской (не собственник) вправе бессрочно пользоваться квадратными метрами, но не распоряжаться ими. Все спорные моменты с собственником в таком случае решаются исключительно в судебном порядке. Также зарегистрированный может прописать в квартире без согласия собственника других близких родственников, например, своих несовершеннолетних детей.
- Оформление регистрации в муниципальной квартире отличается тем, что зарегистрированный житель может претендовать на собственность в будущем. Потому что муниципальное жилье принадлежит государству и ответственность лежит на нем. Для того, чтобы избежать будущих проблем, следует заранее решить вопрос с нежелательно прописанными лицами. Можно использовать такие аргументы: зарегистрированный в муниципальном жилье проживает не более полугода, прописанный человек не оплачивает услуги ЖКХ, по документам прописан один человек, а по факту проживает другой, зарегистрированный арендатор имеет судимость или ведет маргинальный образ жизни.
- Постоянная прописка в общежитии во многом зависит от юридического статуса помещения. Если комната находится в собственности города, то процесс регистрации идентичен прописке в муниципальном жилье. Если комната оформлена в собственность, то действуют правила регистрации в приватизированном жилье.
- Постоянная регистрация граждан в частном доме практически не отличается от регистрации в многоквартирном. Однако в случаях с частными домами к основному списку бумаг следует добавить свидетельство, подтверждающее пригодность дома для проживания. Так государство пытается бороться с мошенничеством. К сожалению, на практике можно встретить регистрацию нескольких человек в доме, от которого по факту остался только фундамент.
- Постоянная регистрация на даче тоже возможна, но с соблюдением некоторых условий. Дачный дом обязан соответствовать минимальным нормам проживания, быть капитальным с возможностью поддерживать +18 градусов Цельсия круглый год.
Документы для регистрации по месту жительства
Стандартный список документов для регистрации по месту жительства включает в себя:
- Паспорт.
- Выписку из ЕГРН на квартиру или дом. Чтобы узнать, можно ли прописаться в квартире (допустим, нет ли запрета на регистрацию), закажите отчет на сайте ЕГРН.Реестр. Бывает так, что собственник не в курсе, что на его жилье есть обременения и ограничения. Отчет на основе выписки из ЕГРН покажет это быстро. ЕГРН.Реестр предоставляет отчеты о недвижимости от 30 минут. При этом не придется тратить время на заполнение анкеты или визит в Росреестр или МФЦ. Заявка оформляется онлайн. Для получения отчета на основе выписки из ЕГРН понадобятся только актуальные e-mail и номер телефона. После оплаты отчет о недвижимости придет на вашу электронную почту.
- Заявление на получение места постоянной регистрации.
Список документов может дополняться. Иногда бывает так, что нужно для регистрации предоставить еще бумаги. Для постоянной прописки в частном доме может понадобиться домовая книга, для регистрации в чужой квартире – договор найма (аренды). Для прописки детей также понадобятся их документы.
Внимание! В выписках ЕГРН, сформированных с 1 марта 2023 года, ФИО собственников объектов недвижимости заменены на фразу «физическое лицо». Это связано с вступлением в силу нового закона, который запрещает Росреестру выдавать ФИО собственников.
Куда подать заявление на постоянную прописку?
Подробнее рассмотрим вопрос о том, как получить регистрацию. Это можно сделать несколькими способами:
- Подать заявление онлайн на портале Госуслуг.
- С помощью ближайшего к дому центра «Мои документы» (МФЦ).
- Через управляющую компанию дома, если она имеет полномочия паспортного стола.
Удобнее всего заполнить бумаги онлайн не выходя из дома. Краткая информация о том, как оформить место регистрации, представлена ниже. Пошаговую инструкцию, как сделать постоянную прописку через Госуслуги, мы публиковали ранее.
После того, как вы заполните заявление на регистрацию в квартире, необходимо дождаться приглашения от МВД. Именно там вам поставят штамп о месте постоянной прописки.
Можно ли жить без места постоянной регистрации?
Постановление Правительства РФ №713 позволяет жить без постоянного места регистрации максимум 7 дней. При нарушениях законодательства штраф грозит не только лицу без регистрации, но и собственнику недвижимости. Сумма штрафов за отсутствие регистрации в квартире в среднем составляет от двух до трех тысяч рублей. Исключение – Москва и Санкт-Петербург, где штрафы идут от трех до пяти тысяч и выше (ст. 19.15.1. КоАП РФ).
В каких случаях регистрация невозможна?
В России существует специальный реестр домов, в которых нельзя оформить постоянную прописку. Речь идет о домах, которые являются аварийными и идут под снос. При этом должно быть постановление и предполагаемая дата сноса дома, а сам объект – находиться в общероссийском реестре. Если эти условия не соблюдены, такой дом может стать местом регистрации.
Автор: Никита Фокин
Вам могут быть интересны эти статьи 👇🏻👇🏻