Статьи
2 прочтения · 1 час назад
Чайковский рассказывает о «Кольце нибелунга» Петр Ильич Чайковский был одним из первых, кто познакомился с циклом Вагнера из четырех опер в святая святых — Байройте. И, будучи на тот момент корреспондентом газеты, оставил нам отличный его пересказ. Три различные рода существ борются между собою из-за обладания миром: боги, великаны и карлы. В светлом мире богов царствует повелитель их Вотан; он соединен супружескими узами с богиней Фрикой; сестра ее Фрея бережет те яблоки, употребление в пищу которых сохраняет богам их неувядающую молодость. Хитрый Логе имеет лишь полубожескую природу; он вечно занят изыскиванием таких затруднений и препятствий, из которых только он один может вывесть сонм богов, подчиненных Вотану. Великаны живут на поверхности земли среди скал и гор; сила их неизмерима, зато мыслительная способность слаба; где нельзя взять верх физическою мощью, там великаны всегда уступают. Совершенную противоположность им представляют карлы или нибелунги, обитающие в недрах земли, из которых они добывают и сохраняют металлы; они малы, слабы, но деятельны и хитры. Эти три племени вечно враждуют между собою и стараются, кто силой, кто хитростью, подчинить себе друг друга. Вагнеровский цикл начнется 1 августа «Золотом Рейна». В главных партиях выступят Евгений Никитин (Вотан), Анна Кикнадзе (Фрика), Михаил Векуа (Логе), Андрей Попов (Миме), Злата Булычёва (Эрда); впервые в тетралогии заняты Ярослав Петряник (Альберих), Глеб Перязев (Фазольт) и Мирослав Молчанов (Фафнер). Дирижирует Валерий Гергиев. 🎫 Билеты на официальном сайте Мариинского.
21 прочтение · 10 часов назад
Китайскую акробатическую драму «Лебедь» покажут в Мариинском-2 🔸26, 27 и 28 сентября (в 13:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра пройдут показы грандиозного спектакля «Лебедь» Гуанчжоуской акробатической труппы. Гастроли знаменитого коллектива в Москве и Санкт-Петербурге приурочены к 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и пройдут в перекрестный Год культуры двух государств. Действие зрелищного спектакля разворачивается вокруг истории успеха молодого акробата Юй Мена, решившего объединить классическое искусство с отточенной техникой так называемого балета на плечах. Это история о том, что искусство никогда не стоит на месте, подчиняясь духу времени, новым тенденциям и смелым идеям. Шоу объединяет сразу несколько форм исполнительского искусства: драматический театр, европейский балет и особый китайский жанр «балет на плечах». Триумфальное шествие этого жанра началось в Китае с «Лебединого озера» 2004 года, по всеобщему признанию ставшего революционной постановкой, принципиально изменившей привычную художественную парадигму. Гуанчжоуская акробатическая труппа Китая была основана в 1959 году. Знаменитый коллектив бережно сохраняет и вместе с тем развивает традиционное китайское акробатическое искусство, объединяя в своих проектах современный танец, художественную гимнастику, цирк, театр и другие виды искусства. Уникальный стиль исполнения получил мировое признание: за время существования труппа завоевала более ста титулов и ценных призов на различных акробатических конкурсах и фестивалях как внутри страны, так и за рубежом. За последние несколько лет коллектив побывал с выступлениями во многих странах Азии, Африки, Европы, Северной Америки, Латинской Америки и Океании.
32 прочтения · 22 часа назад
Двойной юбилей Сегодня 140 лет исполняется Борису Асафьеву, автору музыки балета «Бахчисарайский фонтан», который регулярно — со дня премьеры в 1934 году — исполняется в Мариинском театре.    Асафьев сочетал в себе несколько ипостасей. Он писал книги о музыке и критические статьи, сочинял музыку, а начал работу на музыкальном поприще с профессии концертмейстер балета. На эту работу он пришел в Мариинский императорский театр, был принят Теляковским и похоже именно отсюда началось его увлечение балетом.    За свою жизнь он сочинил почти три десятка балетов на сюжеты Пушкина, Лермонтова, Куприна, Горького, Данте и Бальзака и других авторов. Асафьева называют одним из самых успешных авторов драмбалета — нового, революционного изобретения советских творцов.    В сентябре нынешнего года исполняется 90 лет одному из его знаменитых спектаклей — балету «Бахчисарайский фонтан». Он увидел свет в Мариинском театре, который тогда назывался Ленинградским театром оперы и балета. Над этим сочинением на пушкинский сюжет Асафьев работал в тандеме с либреттистом Николаем Волковым, хореографом Ростиславом Захаровым и художником по декорациям и костюмам Валентиной Ходасевич.    🔹Балет «Бахчисарайский фонтан» Мариинский театр покажет уже в новом 242-м сезоне — 26 сентября на исторической сцене. 🎫 Билеты на официальном сайте Мариинского.
47 прочтений · 1 день назад
Открытие нового, 242-го сезона в Мариинском — это калейдоскоп ярких премьер последних лет, китайская акробатическая драма «Лебедь», торжество опер и уникальных концертных программ 🔹11 августа на исторической сцене Мариинского театра пройдет последний в текущем сезоне спектакль. Но расставание со зрителями будет недолгим: первым свои двери откроет Концертный зал Мариинского театра — 5 сентября там прозвучит «Торжественная месса» Бетховена. Исполнение пройдет при участии солистов оперы, Хора и Симфонического оркестра Мариинского театра. Предварит открытие дневной концерт Страдивари-ансамбля Мариинского театра под управлением Лоренца Настурики-Гершовичи — в 14:00 прозвучит «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Вновь услышать коллектив и маэстро можно будет уже 15 сентября. 🔸В Мариинском-2 новый сезон откроется 6 сентября монументальной оперой Мусоргского «Хованщина». На исторической сцене первым спектаклем станет «Евгений Онегин» Чайковского в легендарной постановке Юрия Темирканова (14 сентября). Калейдоскоп самых запоминающихся премьер последних лет: В новом сезоне зрителей Мариинского ждет множество сюрпризов: оперных и балетных, больших и маленьких. Но прежде театр покажет все лучшее, что было сделано ранее — яркие акценты предыдущих насыщенных сезонов: грандиозные «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера (8 сентября) и «Гугеноты» Мейербера (23 сентября) в постановке Константина Балакина и оформлении Елены Вершининой, драматичная опера «Набукко» Верди (11 сентября) и лирическая «Иоланта» Чайковского (23 сентября) в постановке Анны Шишкиной. А также пронзительный балет «Анюта» на музыку Гаврилина в постановке Владимира Васильева (21, 22 сентября в 12:00 и 19:00) и авангардный «Двенадцать» Тищенко в постановке Александра Сергеева (19 сентября). Китайская акробатическая драма: 🔸26, 27 и 28 сентября (в 13:00 и 19:00) на новой сцене Мариинского театра выступит труппа из Гуанчжоу — коллектив представит акробатическую драму «Лебедь». Зрелищный спектакль объединяет сразу несколько форм исполнительского искусства: драматический театр, европейский балет и особый китайский жанр «балет на плечах». Гастроли знаменитого коллектива приурочены к 75-летию установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и пройдут в перекрестный Год культуры двух государств. Классическое «Лебединое озеро» Чайковского 17 сентября Мариинский посвятит юбилею Марины Александровны Васильевой — выдающегося педагога, взрастившего целое поколение балерин театра. В главных партиях выйдут звезды труппы Виктория Терёшкина и Кимин Ким. Другие показы бриллианта русского балетного искусства пройдут 20, 29 (в 13:00 и 19:00) и 30 сентября. Разнообразие опер Чайковского: Оперный сентябрь в Мариинском пройдет под знаком Чайковского — кроме уже упомянутых «Евгения Онегина» и «Иоланты» слушателей ждут тайна трех карт и мистический Петербург в «Пиковой даме» (17 и 18 сентября), невероятные любовные перипетии с ревностью, изменой, местью и помешательством в «Чародейке» (30 сентября) и драма на монументальном военно-историческом фоне в «Мазепе» (7 сентября). Оперы с акцентом: Посещение театра — возможность не только прикоснуться к прекрасному, но и совершить путешествие в самые удивительные миры. 12 и 13 сентября новая сцена превратится в уголок Страны восходящего солнца, чтобы представить трагическую историю любви американского офицера и японской девушки в «Мадам Баттерфлай» Пуччини. На первом показе за пульт оркестра встанет постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра, главный дирижер Пекинского симфонического оркестра Хаожань Ли. Он же представит Первые симфонии Бетховена и Малера с Симфоническим оркестром Мариинского театра 14 сентября в Концертном зале. О непростой судьбе французской актрисы эпохи Просвещения расскажет «Адриана Лекуврёр» Чилеа (10 сентября), нешуточные страсти разыграются и в клоунском балаганчике в опере «Паяцы» Леонкавалло (29 сентября в 13:00 и 19:00). Знойную Испанию изобразят композиторы-французы: 14 сентября прозвучит «Кармен» Бизе, 19 сентября — «Дон Кихот» Массне. «Бенвенуто Челлини» Берлиоза предстанет в антураже
31 прочтение · 1 день назад
Мариинский театр впервые покажет обновленные сценические версии всех опер «Кольца нибелунга» Рихарда Вагнера Под занавес сезона в Мариинском театре пройдет одно из самых ожидаемых событий последних двух лет — 1, 2, 4 и 6 августа на новой сцене представят новые сценические версии грандиозной тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Петербуржцы впервые увидят обновленный цикл целиком. За дирижерский пульт встанет Валерий Гергиев. Первое «Кольцо нибелунга» в Мариинском театре было поставлено с 1900 по 1905 год под руководством легендарного дирижера Эдуарда Направника. Тогда оперы звучали на русском языке. Монументальная вагнеровская тетралогия присутствовала на афишах театра до Первой мировой войны — после ее начала все немецкие оперы были исключены из репертуара. Спустя почти сто лет, уже в новом тысячелетии российская публика смогла вновь услышать это грандиозное сочинение. В 2003 году стараниями Валерия Гергиева «Кольцо нибелунга» вернулось на мариинскую сцену, став настоящим прорывом российского музыкального театра и утвердив Мариинский в числе лучших оперных домов мира. «Кольцо нибелунга» в постановке Мариинского театра было с грандиозным успехом показано во многих странах Америки, Европы и Азии, а также получило признание на родине Рихарда Вагнера — в Германии. На собственном лейбле Мариинского театра были выпущены «Золото Рейна» и «Валькирия». В юбилейный, двадцатый год постановки, в рамках широкого празднования 210-летия со дня рождения Рихарда Вагнера было принято решение обновить «Кольцо», обогатив его новыми световыми и видеорешениями. Автором концепции обновления выступил Валерий Гергиев, художником по свету, креативным видеопродюсером — Глеб Фильштинский. Новые версии призваны отразить всю мощь художественного и музыкального замысла композитора — как того и хотел Рихард Вагнер, его творение продолжает идти в ногу со временем, оставаясь актуальным искусством для современного зрителя. Осуществить такое захватывающее зрелище на сцене было технологически невозможно всего несколько лет назад. В предыдущем сезоне петербуржцам были представлены первые две части знаменитой эпопеи в обновленном облике. Первыми же тетралогию целиком увидели китайские зрители — показы четырех опер «Кольца нибелунга» прошли осенью 2023 года на сцене Большого театра Шанхая в рамках крупнейших за всю историю Мариинского театра гастролей. Совсем скоро все четыре спектакля представят и российской публике. 1 августа показом «Золота Рейна» торжественно завершится XXXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей». 2 августа будет представлена «Валькирия», 4 августа — «Зигфрид». Исполнение «Гибели богов» 6 августа станет ярким финальным аккордом всего музыкального сезона на новой сцене Мариинского театра. Подарком зрителям станет тематический абонемент «Кольцо нибелунга» — при покупке билетов на все четыре события действуют специальные цены.
30 прочтений · 1 день назад
🎉Поздравляем Ивана Бородулина и Романа Широких с призами XV Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой    Контратенор Иван Бородулин завоевал первую премию и звание лауреата. Также певец получил специальный приз Культурного центра Елены Образцовой — сольный концерт в зале центра.    Тенор Роман Широких стал обладателем специального приза «За лучшее исполнение произведений М. И. Глинки».   Кроме того, оба певца заслужили специальный приз Законодательного собрания Санкт-Петербурга. В конкурсе участвовало 86 певцов из девятнадцати стран мира —России, Абхазии, Австрии, Армении, Беларуси, Великобритании, Вьетнама, Грузии, Израиля, Казахстана, Китая, Литвы, Молдовы, Монголии, Северной Македонии, Туркменистана, Узбекистана, Франции, Украины. Конкурс проводился в Петербурге на прошлой неделе и был посвящен 85-летию со дня рождения Елены Образцовой.
22 прочтения · 1 день назад
К юбилею концертмейстера Наталии Мордашовой в Мариинском театре прозвучит «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси 29 июля в Концертном зале Мариинского театра прозвучит опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Исполнение будет посвящено предстоящему юбилею концертмейстера Наталии Мордашовой. Кроме того, этой оперой торжественно завершится театральный сезон в Концертном зале Мариинского театра. Главные партии исполнят Анна Денисова, Гамид Абдулов, Андрей Серов, Олег Сычёв, Злата Булычёва и Марина Техтелёва. Наталия Мордашова работает в Мариинском театре с 1993 года — за три десятка лет в качестве ответственного концертмейстера она участвовала в подготовке значительного числа спектаклей, среди которых «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Соловей» Стравинского, «Дон Жуан» и «Так поступают все» Моцарта, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Риголетто» Верди, «Триптих» Пуччини («Плащ», «Сестра Анжелика», «Джанни Скикки»), «Жизнь за царя» Глинки, «Фауст» Гуно, «Бенвенуто Челлини» Берлиоза и его же «Троянцы», принесшие Наталии Мордашовой титул лауреата специального приза экспертного совета — «За музыкальную культуру спектакля» — Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В текущем сезоне благодаря вкладу Наталии Мордашовой зрители увидели одну из крупнейших премьер последних лет — редкое сочинение в жанре большой французской оперы «Гугеноты» Мейербера. Она же в качестве ответственного концертмейстера готовила «Пеллеаса и Мелизанду» Дебюсси в Мариинском театре. «Пеллеас и Мелизанда» — единственная опера Клода Дебюсси. Создавать либретто французскому композитору-импрессионисту не потребовалось — символистская драма Мориса Метерлинка положена на музыку почти слово в слово. Опера рассказывает загадочную историю о затерянной в дремучем лесу девушке без прошлого и двух влюбленных в незнакомку братьях. Драма о непреодолимой любви и ревности разыгрывается в неведомом королевстве, которое находится на грани гибели. Герои в «Пеллеасе и Мелизанде» часто подолгу молчат, но это молчание красноречивее любых слов, оно заполнено музыкой предчувствий, сомнений, подозрений, прозрений. Для исполнения этой оперы необходим первоклассный оркестр, способный изысканными штрихами создать мерцающий фон для тихой, но глубокой драмы человеческих отношений. В России эту оперу ставят крайне редко. Сегодня в Мариинском театре идет спектакль 2019 года в режиссуре Анны Матисон, которая также выступила художником-постановщиком и художником по костюмам.
39 прочтений · 2 дня назад
💥Завершились премьерные показы балета «Коппелия» Лео Делиба в постановке Александра Сергеева! 🔸В главных партиях 28 июля в 12:00 вышли: Эван Капитен (Коппелиус), Александра Хитеева (Сванильда), Никита Корнеев (Франц), Влада Бородулина (Коппелия). В 19:00 — Константин Зверев (Коппелиус), Мария Ширинкина (Сванильда), Евгений Коновалов (Франц), Анастасия Лукина (Коппелия). За дирижерским пультом — Арсений Шупляков. 📷 Фото — Наташа Разина и Михаил Вильчук.
25 прочтений · 2 дня назад
Анна Денисова о своей роли в опере Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»    ♦️Театральный сезон в Концертном зале завершится оперой «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси в постановке Анны Матисон. Главную женскую партию исполнит сопрано Анна Денисова. ♦️Спектакль состоится 29 июля в 19:00. Вместе с солисткой на сцену выйдут: Гамид Абдулов (Пеллеас), Андрей Серов (Голо), Олег Сычёв (Аркель), Злата Булычёва (Женевьева), Марина Техтелёва (Иньольд). 🎫 Билеты на официальном сайте Мариинского.
36 прочтений · 2 дня назад
Круглую дату отмечает сегодня балетмейстер-репетитор Мариинского театра Маргарита Геральдовна Куллик 🎉 Любимица ленинградской публики, она отдала сцене Мариинского театра двадцать лет. Ученица прославленных педагогов — Натальи Михайловны Дудинской и Ирины Александровны Трофимовой, по окончании Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой Маргарита Куллик была принята в труппу театра и очень скоро завоевала зрительские сердца. Даже в небольших сольных партиях она покоряла не только чистотой исполнения, но и искрящейся легкостью музыкального танца. А. Я. Ваганову, учителя ее любимого педагога — Н. М. Дудинской, называли царицей вариаций, и, похоже, Куллик унаследовала это искусство в считанные минуты сценического времени, в короткой вариации, создавать вызывающее восторг действие, событие, ничуть не меньшее, чем танец главных персонажей. Когда Маргарита исполняла центральные партии в балетах, ее героини — Золушка, Китри, Жизель, Сюимбике, Аврора, Джульетта, Сильфида — светились юностью, озорством и радостью танца. Куллик на сцене отличал и нечастый для балета комедийный дар, когда юмор — не только в мимике и жестах, но и в с блеском исполненном тексте. Ее Лизу в «Тщетной предосторожности», Кубышку в «Золушке» зрители с благодарностью вспоминают до сих пор. Завершив исполнительскую карьеру, Маргарита Куллик десять лет преподавала в Корее. Один из ее учеников тех лет, Кимин Ким, — украшение мариинской сцены, многие другие стали звездами других ведущих театров мира. Сегодня Маргарита Гаральдовна в Мариинском театре готовит партии с солистками. Теперь публика аплодирует ее вкладу в успех Ренаты Шакировой, Александры Хитеевой, Анастасии Нуйкиной, Дарьи Ионовой, Анастасии Плотниковой.
27 прочтений · 2 дня назад
✨Состоялись второй и третий премьерные показы балета «Коппелия» Лео Делиба в постановке Александра Сергеева! В главных партиях 26 июля вышли: Максим Зюзин (Коппелиус), Рената Шакирова (Сванильда), Филипп Стёпин (Франц), Мария Ширинкина (Коппелия). 27 июля — Роман Беляков (Коппелиус), Олеся Новикова (Сванильда), Тимур Аскеров (Франц), Мей Нагахиса (Коппелия). За дирижерским пультом — Арсений Шупляков. 🔸Следующие премьерные показы пройдут 28 июля (в 12:00 и 19:00) 📷 Фото — Наташа Разина и Михаил Вильчук.
43 прочтения · 3 дня назад
Звезда мировой оперы Василиса Бержанская дебютирует в Мариинском театре 🔹28 июля на исторической сцене Мариинского театра дважды покажут недавнюю премьеру оперы Джоаккино Россини «Золушка» — в 12:00 и в 19:00. В вечернем спектакле главную партию Анджелины исполнит известная меццо-сопрано Василиса Бержанская. Василиса Бержанская начинала свою карьеру солисткой Приморского театра оперы и балета, участницей молодежной оперной программы Большого театра России, солисткой Немецкой оперы в Берлине и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В 2016 году прошла стажировку в Россиниевской академии в Пезаро, а затем в 2017 участвовала в программе молодых оперных певцов Зальцбургского фестиваля. Сегодня в репертуаре Василисы Бержанской — титульные партии различных опер Россини, Моцарта, Доницетти, Верди, Генделя, Гуно, Чайковского. Бержанская — лауреат Международной оперной премии (International Opera Awards), Российской оперной премии Casta Diva, Национальной оперной премии «Онегин» и других. Артистка, блистающая на сценах Ковент-Гардена, Венской и Баварской государственных опер, Карнеги-Холла, в оперных театрах Чикаго, Базеля, Цюриха, Лиона, Рима и на других крупнейших сценах мира, впервые выступит в Мариинском театре. Премьера «Золушки» в режиссуре Катерины Малой на сцене Мариинского театра состоялась в апреле текущего сезона. Постановка сразу полюбилась зрителям благодаря искрометному юмору, виртуозным сложным вокальным партиям героев и ярким, запоминающимся ансамблевым сценам и комичным речитативам. Комическая опера «Золушка» стала одной из самых популярных опер Россини наряду с его «Севильским Цирюльником». Мировая премьера оперы состоялась в 1817 году в театре Валле в Риме. Для композитора она стала уже двадцатым сочинением в оперном жанре. Музыку к опере Россини написал за двадцать четыре дня, тогда ему было всего лишь двадцать пять лет. Сюжет знаменитой сказки Шарля Перро композитор решил изменить и перенести в современную для себя эпоху — здесь нет ни туфельки, ни злой мачехи. Вместо этого есть глупый и самодовольный отчим, который настолько хочет быть богатым, что ему это снится, есть глупые и злые сестры Золушки-Анджелины, а вместо доброй волшебницы — философ и наставник принца, который приходит в дом Золушки переодетый нищим. Найти исполнительницу главной партии Анджелины — большая сложность. Любопытно, что вопреки оперным традициям, Россини написал ее для редкого колоратурного меццо-сопрано, а не для сопрано. В этой партии блистали Фредерика фон Штаде, Тереза Берганса, Чечилия Бартоли, Ольга Бородина. 🔹28 июля партию Анджелины исполнят Василиса Бержанская (в 19:00) и Цветана Омельчук (в 12:00).
Видео
Ролики