7,5K подписчиков
"В феврале 1613 года состоялся Земский собор, избравший Михаила Романова на царский престол. Считается, что в нём участвовало 700–800 человек, хотя подписей под грамотой об избрании — только 235–238. К тому же, как выяснила источниковедческая экспертиза, имеющиеся подписи ставились не сразу, а собирались довольно длительное время. Как известно, претендентами на царствование были королевич Владислав, шведский королевич Карл-Филипп, сын Марины Мнишек, бояре Трубецкой, Черкасский, Голицын, а также Дмитрий Пожарский. Причём избрание последнего, учитывая его роль в событиях минувших двух лет, выглядело наиболее естественным. Однако маститые историки вроде С. М. Соловьёва уверяют: тот сам отказался, сославшись на свою неподготовленность к такому делу. Вероятно, нам предлагают поверить, что шестнадцатилетний юноша оказался гораздо более подготовленным.
Уход в тень Пожарского произошёл не по доброй воле, а через оказываемое на него давление. Главным действующим лицом проведения собора и околособорной жизни стало всё то же украинское казачество. В разных частях Подмосковья бродило, по разным оценкам, от 10 до 40 тысяч подобной публики. Даже в Москве за Яузой возник целый городок, именуемый Казачьей слободой. Участники второго ополчения, составленного из коренных жителей, после окончания боевых действий с поляками к зиме 1612/1613 года разъехались по своим городам и деревням. Тогда как бывшим «тушинцам» — главным образом пришлым украинцам — идти по большому счёту было некуда. Они заявились сюда не обрабатывать землю, не поднимать мануфактуры, а грабить и властвовать. Кто обеспечит им это на постоянной основе, тому они проложат дорогу к трону. В этом смысле такой кандидат, как Пожарский, не мог пользоваться у них симпатиями.
Поэтому украинское казачество с польской прожилкой решило вмешаться в ход Земского собора. Их тревожило, что участники собираются узнать мнение областей и земель относительно того или иного претендента. Упреждая события, более 500 подобных лиц вломились к Крутицкому митрополиту Ионе, потребовав ускорить избрание царя. Затем они ворвались в Кремль с воплями: Михаила на царство, взывая при этом к авторитету его отца Филарета. Согласие Пожарского на такой исход собора было вырвано после осады двора, где тот проживал в Москве, несколькими сотнями казаков. Бывшие «тушинцы» фактически обеспечили избрание Михаила, поэтому фраза, что романовская династия вылетела из украинско-польского лагеря Тушинского вора, наиболее точно отражает ту реальность." А.В. Пыжиков " Славянский разлом"
3 месяца назад
92,3K подписчиков
410 лет назад, 3 марта началась новая глава в жизни нашей страны. Земский собор избрал царем Михаила Романова. Ему было всего 16 лет. Совершенно юный, неопытный. К тому же, из родных никого нет. Нет старших братьев. Отец, митрополит Ростовский и Ярославский Филарет - находится уже несколько лет в плену у поляков и нет гарантии, что когда-либо вернется.
А это значит, что Михаил Романов представляет собой лучшую кандидатуру для консенсуса элит. Не будет никого давить, не будет мешать проводить интересные и выгодные дела. Более того, будет помогать во всем.
И вот тут напрашивается резкий поворот: "Но этот молодой человек твердо взял власть в свои руки". Но нет. Говорят, что из наук он к моменту назначения на царство умел лишь читать, да и то с трудом. К тому же сам характер его не отличался твердостью. Михаил был молчаливым, печального вида, тихий, не инициативный. Да и здоровьем был слаб, к 30 годам уже и сам не мог передвигаться почти.
Конечно, не имеет он отношения к тому решению по которому после воцарения Романовых был удавлен публично 3-летний сын Лжедмитрия. Кто бы у него спрашивал разрешения на это дело.
Михаил не мог даже свою собственную судьбу устроить. Понравилась девушка. Взяли её во дворец. Та с непривычки к дворцовым яствам с расстройством желудка и кишечника мучаться начала. Мать испугалась и запретила жениться на ней. Была потом еще одна попытка, уж очень нравилась. Но так и не случилось.
Столбовский мир, который был заключен со Швецией, понятно, писался не царем, но по нему мы теряли всю Неву и территорию от Нарвы до Ладоги. Еще и денег выплачивали.
Лишь через 6 лет после воцарения вернулся из плена отец. Стал патриархом и фактическим соправителем. Тогда и дело спориться начало.
Но при всем при этом, Михаил был необходим стране. Не важно совсем, каким он был. Хоть бы и зеленым и трехголовым. Страна не могла больше медлить. Грозил распад и лишь наличие государя и централизованная политика могли спасти. А если б и дальше рядились и искали того, кто самый достойный, то и править уже нечем было бы.
А март...месяц воцарения...он останется очень важным в судьбе монархии. В марте убьют Павла I. В марте убьют Александра II. В марте прекратит свое существование русская монархия.
1 год назад