18,7K подписчиков
У раннехристианского писателя, теолога и апологета Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (160-220) идея невидимой брани с врагом четко обозначается в двух сочинениях. Это «Послание к мученикам» и «О терпении». Враг у Тертуллиана только один. Это обольстительные человеческие похоти: блуд, нечистота, страсть, любостяжание.
   В «Послании к мученикам» образ Павловой брани (Эф. 6:12-18) ярко иллюстрирует 3 глава. В ней основоположник латинской патристики (то есть Тертуллиан) умоляет святых мучеников, преследуемых римским законом облачиться во всеоружие Божие (Еф.6:11), чтобы противостоять греху и быть неложными свидетелями Христовой истины.
   Тертуллиан почти буквально идет за апостолом языков. Карфагенский богослов заимствует у апостола Павла как идею невидимой брани, так и форму, и образ ее воплощения. А именно: сравнивает невидимого, духовного воина с римским солдатом, легионером. Как римский воин, говорит Тертуллиан, побеждает варвара с помощью самодисциплины и отличного вооружения, так и духовный воин побеждает врага с помощью поста и молитвы. Как легионеру нужны постоянные упражнения, чтобы стяжать телесную силу, так и христианин, мученик, нуждается в определенных стеснениях, неудобствах (их счастливо предоставляет темница), для «испытания сил тела и души».
   Все верные, по Тертуллиану, «призваны на службу Бога Живого с тех пор, как при крещении дали присягу». Эта присяга (крещальные обеты) предполагает не только буквальное исполнение служебного долга (верности Живому Богу), но и строгий аскетический стиль жизни, делающий служение Богу онтологически исполнимым.
   Чтобы утвердить идею строгой аскезы, Тертуллиан вспоминает любимый Павлом образ атлета, который борется на ристалище. Как атлет, чтобы получить тленный венец (1Кор 9.25), приучается к строгой дисциплине, отказываясь даже от мяса и вина, так же и христиане, «ожидая венца нетленного, должны почитать темницу за такое место ристания, откуда надо устремляться в бег и являть знаки своего мужества, чтобы со славою предстать суду Божию».
   В сочинении «О терпении» Тертуллиан представляет невидимую брань в образе извечной борьбы духа с плотью. По мысли автора, первое дело подвижника – это «истязание плоти, умилостивительная жертва Господу через жертвенное самоуничижение». Победа приходит через терпение, которое облекает подвижника, как Иова, крепким панцирем.
1 год назад