4,5K подписчиков
Осип Мандельштам - довольно противоречивая личность. С одной стороны - это известный советский поэт, с другой - вот так сразу, с ходу, и не вспомнишь, какие именно известные поэмы и стихи он написал. В голову, в первую очередь, приходит его стих про "кремлевского горца, у которого толстые пальцы". Это он написал про Сталина. За это подвергся репрессиям. Собственно поэтому он попал в Воронеж. Но, давайте подробнее, история весьма неординарная. Осип Мандельштам, несмотря на то, что является довольно известным поэтом, практически не включен в школьную программу...
1 год назад
464 подписчика
Утро 26 июня стало для Осипа Мандельштама и его супруги первым, которое они встретили в Воронеже. Поэт с супругой приехали сюда днем раньше. Не в отпуск, не к родным — в ссылку.

Изначально за текст «Мы живем, под собою не чуя страны…» поэта выслали за Урал, в Чердынь, куда издавна отправляли неугодных — начиная с родственников царя и заканчивая революционерами. Однако Мандельштам, здоровье которого и так было слабым, не вынес столь дальней поездки и тяжело заболел. При участии Ахматовой и Пастернака власти позволили ему сменить чердынское заточение на ссылку в один из 20 других городов. Выбор пал на Воронеж.

Пусти меня, отдай меня, Воронеж, —
Уронишь ты меня иль проворонишь,
Ты выронишь меня или вернешь —
Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож!

В Воронеже Осип Эмильевич написал почти четвертую часть всех своих текстов — в «Воронежские тетради» вошло около 100 стихотворений. Город отразился в них — даже низина, в которой стоял дом поэта, была описана и зарифмована.

Это какая улица?
Улица Мандельштама.
Что за фамилия чертова —
Как ее ни вывертывай,
Криво звучит, а не прямо.

На некоторое время опала в отношении поэта немного поутихла, у Осипа Эмильевича появилась возможность работать в местном театре и публиковаться. Поэта навещала Анна Ахматова, семья общалась с местной интеллигенцией. Каждый день и ночь, каждое дуновение южного горячего ветра, каждая прогулка — все осталось в стихах.

Где больше неба мне — там я бродить готов,
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане.

Семья Мандельштам сменила несколько адресов. Со всеми ними связаны памятные события и стихи, которые складываются в единый «зарифмованный маршрут». (Слушайте аудиогид.)
На фото: памятник О.Мандельштаму в Воронеже
Материал подготовлен при поддержке АНО «Институт Развития Интернета»

1 год назад
12 подписчиков
❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄ Здравствуй, мой седой Воронеж, Шлю тебе большой привет! Ты меня не проворонешь Даже через сотню лет. ❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄❄ С белым снежным покрывалом Хорошо зимою спать. Слов скажу тебе немало За приют и за тетрадь...
5 месяцев назад