Найти тему
Закреплено автором
01:27:05
Святогорская Лавра
Церковные песнопения. Всенощное бдение, Литургия. Братский хор Святогорской Лавры
2K · 7 месяцев назад
Святогорская Лавра
Пещеры Святой Скалы
158 · 2 месяца назад
Святогорская Лавра
О Лавре
41 · 1 неделю назад
Статьи
11 прочтений · 15 часов назад
17 сентября 2024 г. ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» Согласно традиции, перед этим образом Богоматери молятся об избавлении от пожаров. Празднование установлено на этот день, поскольку 17 сентября отмечается память пророка Моисея, а именно к событию из его жития восходит иконография образа. Однажды Моисей пас овец у горы Хорив. И вот он увидел терновый куст, который был объят пламенем, но при этом не сгорал. Удивившись, Моисей захотел подойти поближе, но вдруг услышал голос ангела: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда. Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Тогда через ангела Господь призвал Моисея к главному делу его жизни — спасению еврейского народа от египетского ига. Это событие описано в 3-й главе ветхозаветной книги Исход. В этом виденном Моисеем горящем, но не сгорающем терновом кусте (по-церковнославянски — купине) Церковь видит прообраз Богородицы. Подобно купине, которая несмотря на огонь сохранилась целой и неизменной, Дева Мария, послужив воплощению Сына Божьего, осталась Девой. Само словосочетание «Неопалимая Купина» стало эпитетом, которым именуют Божию Матерь. На иконе «Неопалимая Купина» Богородица с Богомладенцем изображается внутри двух четырёхугольников — зелёного и красного. Первый символизирует терновый куст, второй — объявший его огонь. В углах красного четырёхугольника изображён тетрамо́рф — четыре крылатых животных, символизирующих собой евангелистов. Это животное, подобное человеку, лев, телец и орёл. Почему они на иконе? Потому что евангелисты сохранили для нас сведения о земной жизни и учение Божественного Огня — Спасителя, Который приняла в Себя Божия Матерь. В Святогорской Лавре эта икона почитается особо. В день чествования образа «Неопалимая Купина» в 1868 году был освящён главный престол Успенского собора. А с 1880-х до советских времён на хуторе Гаражовка недалеко от Святогорского монастыря существовал скит с храмом в честь этой иконы. @lavra @foma.ru @spastv
10 прочтений · 1 день назад
17 сентября 2024 г. ОБРЕ́ТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСА́ФА, ЕПИСКОПА БЕЛГОРО́ДСКОГО Святой Иоасаф родился в Прилуках, что на Черниговщине, в 1705 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В крещении был назван Иоакимом. Когда мальчику исполнилось семь лет, родители отдали его на попечение в Киевскую духовную академию. Ещё будучи подростком, Иоаким решил посвятить свою жизнь Богу и стать монахом, но мать с отцом пытались переубедить его. В 20 лет в Киевском Межигорском монастыре он тайно принял постриг в рясофор с именем Иларион. Спустя два года, после окончания академии, в Киево-Братском монастыре был пострижен в мантию с наречением имени Иоасаф. В 1728 году талантливого выпускника рукоположили в иеродиакона и назначили преподавателем Киевской духовной академии. С тех пор будущий святитель нёс одно за другим высокие и ответственные послушания, которые сумел совмещать с подвигом молитвы и поста. В 1734 году он был рукоположен во священника. Летом 1737 года иеромонаха Иоасафа назначили настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря, спустя семь лет он возглавил Троице-Сергиеву Лавру. Святому довелось положить много сил для восстановления этих монастырей. В Мгарской обители ему несколько раз являлся, свидетельствуя о своём покровительстве, святитель Афанасий, Лубенский чудотворец. С 1748 года и до конца жизни святой нёс послушание епископа Белгородского. В то время Святогорский монастырь входил в Белгородскую епархию, так что святитель Иоасаф был для него правящим архиереем. В пределах своей епархии владыка развернул широкую административную и просветительскую деятельность. Особенно зорко бдительный святитель следил за тем, чтобы пастыри Церкви Христовой были преисполнены глубокого благоговения к святыням и к церковным службам. Святой тайно передавал денежную помощь нуждающимся, регулярно посылал пищу заключенным в тюрьмах, кормил бедняков. В 1754 году владыка Иоасаф посетил свой родной город, где повидался с родителями. На обратном пути архипастырь заболел. Более двух месяцев он пролежал в постели и 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет отошёл ко Господу. Его тело было привезено в Белгород. Поскольку епископ Переяславский Иоанн, который должен был возглавить отпевание, задержался в пути из-за разлива рек, почивший оставался непогребённым до 23 февраля. И за более чем два месяца его тело не подавало признаков тления. Погребли святого в склепе в Троицком соборе. Прославление святителя Иоасафа и открытие его мощей для молитвенного поклонения верующих состоялись 4 (17) сентября 1911 года. @lavra
15 прочтений · 4 дня назад
Подать записки с именами для молитвенного поминовения во время Богослужения Молитва нужна всем: живым и усопшим. Мы, живые, нуждаемся в непрестанной помощи Божией, ведь как сказал Сам Господь: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). И действительно, на любое благое дело нам нужна помощь и благословение от Господа, и мы молимся, испрашиваем у Бога эту помощь, получаем её и потом благодарим Его за ниспосланные нам милости и щедроты. Отошедшие из жизни сей в жизнь вечную уже не могут сами просить и ходатайствовать о себе. И поэтому мы, живущие на земле, молимся за них, просим молиться других людей о наших дорогих сродниках и друзьях, заказываем требы в Церкви, подаем милостыню за этих людей, умоляем Господа даровать им спасение и Царствие Небесное. В Свято-Успенской Святогорской Лавре братией совершается ежедневное молитвенное поминовение о здравии и о упокоении православных христиан, крещённых в канонической Православной Церкви. При подаче записок необходимо написать записку с именами, указать на какую службу подаётся записка о здравии или о упокоении и внесённую сумму пожертвования (копию чека). Каждое имя пишется в родительном падеже с новой строки. Пишутся только имена, данные при крещении. Богослужения, на которые можно подать записки на одну службу: – Божественная литургия (о здравии и о упокоении); – молебен с акафистом святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу (о здравии); – параклисис перед Святогорской чудотворной иконой Божией Матери. Особая служба Пресвятой Богородице, которая состоит из канона и акафиста, все молитвословия поются церковным хором (о здравии); – молебен с акафистом Покрову Божией Матери (о здравии); – молебен с акафистом Успению Божией Матери (о здравии); – молебен с чтением канона преподобному Иоанну Затворнику (о здравии); – панихида по усопшим (о упокоении). Размер суммы пожертвования за принятые записки на одну службу определяется Вами самостоятельно. Богослужения, на которые можно подать записки на длительное поминовение (40 дней, 0,5 года, 1 год): – Божественная литургия (о здравии и о упокоении); – чтение неусыпаемой Псалтири (о здравии и о упокоении); – братская молитва (о здравии и о упокоении). Размер суммы пожертвования за принятые записки на длительное поминовение зависит от Богослужения, на которое подаётся записка, и длительности поминовения. Пожертвование вносится за каждое имя. Церковь не делит молитвы по степени силы. Размер пожертвования влияет только на какую службу, и на какой срок подаётся поминовение. Все внесённые пожертвования расходуются на содержание обители и благотворительную деятельность монастыря. Записки с именами для молитвенного поминовения принимаются: - по адресу электронной почты: svtreby@yandex.com - в мессенджере VK по ссылке: vk.me/...eby Более подробная информация о подаче записок: dzen.ru/...okh Реквизиты для пожертвований: hdzen.ru/...b7b © Свято-Успенская Святогорская Лавра
15 прочтений · 4 дня назад
14 сентября 2024 г. НАЧАЛО ИНДИКТА – ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ Этот праздник называется Церковное новолетие, или Начало индикта. В древности в Римской империи, а затем и в Византийской империи, индиктом называли финансовый год. В сентябре, когда оканчивалась жатва, император, учитывая размер урожая, назначал налог, который население должно было выплатить в этом году. При этом император издавал особое объявление (на латыни это слово звучит как indictio [индиктио]). Отсюда возникло и название года. Также индиктом, или индиктионом, назывался 15-летний период, в конце которого проводилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. В V веке начало нового индикта закрепилось именно за 1 сентября. В VI веке, при правлении святого императора Юстиниана, Церковь также начала исчисление нового года 1 сентября. На наших землях эта традиция была введена в 1492 году. Когда Пётр I перенёс государственный, светский новый год с 1 сентября на 1 января, Церковь осталась верна давней традиции. С введением на наших землях григорианского календаря 1 сентября в светском календаре стало именоваться 14 сентября. @lavra
13 прочтений · 5 дней назад
Смотреть проповеди митрополита Арсения vk.com/...4_1
48 прочтений · 6 дней назад
Проповедник покаяния
За что пострадал святой Иоанн Предтеча? Чем современное общество не лучше Ирода и Иродиады? С чего начать покаяние? Об этом рассказал митрополит Святогорский Арсений в проповеди в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи в 2009 г. Предлагаем к прочтению эту архивную проповедь. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Несколько месяцев назад мы с вами, братья и сестры, праздновали Рождество Иоанна Предтечи и вспоминали знаменательные, чудесные события, связанные с его Рождеством, которое было необычным и которое пророчествовало о пришествии в мир великого человека...
15 прочтений · 7 дней назад
11 сентября 2024 г. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА Святой Иоанн Креститель, как ревнитель правды Божией и поставленный Богом проповедник покаяния, обличал в грехе как простых людей, так и знатных. И когда царь Ирод бросил свою жену и стал сожительствовать с женой своего брата Филиппа Иродиадой, святой пророк смело указал царю на его грех, призывая к покаянию. Вместо этого Ирод заключил Иоанна в темницу. Сама Иродиада очень желала смерти пророка. Однако царь, зная, насколько святого Иоанна почитают израильтяне, боялся, что казнь пророка приведёт к народным волнениям. Кроме того, он сам почитал Иоанна и во многих других вопросах слушал святого пророка. И вот Ирод по случаю своего дня рождения собрал вельмож, тысяченачальников и галилейских старейшин и устроил для них пир. Во время празднества в залу вошла дочь Иродиады Саломи́я и сплясала перед гостями. Танец настолько понравился царю, что он стал с клятвой обещать ей дать всё, что только она попросит, — хоть половину царства. Посоветовавшись с матерью, Саломия объявила, что хочет сейчас же получить на блюде главу святого Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но стыдясь перед гостями нарушить клятву, послал в темницу воина, и тот отсёк святому Иоанну голову. По преданию, когда главу святого пророка внесли на пир, она ожила, и святой вновь обличил Ирода: «Не до́лжно тебе иметь Иродиаду, жену Филиппа, брата твоего». Поскольку усекновение главы святого Иоанна несомненно является печальным событием, в день праздника установлен строгий пост — как выражение христианами скорби о кончине святого Иоанна. Событие усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна описано в 14-й главе Евангелия от Матфея и в 6-й главе Евангелия от Марка. @lavra
11 прочтений · 7 дней назад
10 сентября 2024 г. СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ, В ДАЛЬНИХ ПЕЩЕРАХ (ПРП. ФЕОДОСИЯ) ПОЧИВАЮЩИХ В Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры почивают мощами около 50-ти святых, чьи имена известны. Также здесь хранятся мироточивые главы — главы неизвестных святых подвижников, которые источают целебное миро. Считается, что большинство угодников Божьих, чьи мощи почивают в Дальних пещерах, жили в XIII–XIV веках. О большинстве из них практически не сохранилось сведений. Также здесь находятся мощи святых, живших относительно недавно, — например, святителя Филарета (Амфитеатрова), митрополита Киевского (XIX век); первого новомученика-архиерея священномученика Владимира (Богоявле́нского), митрополита Киевского, который принял мученическую кончину в 1918 году. Дальними эти пещеры называются потому, что в отличие от Ближних пещер, они находятся дальше от главного храма монастыря — Успенского собора. Именно здесь было положено начало обители. Преподобный Антоний Печерский поселился в маленькой пещере на этом месте и стал её расширять, в чём позже ему помогли пришедшие к нему ученики. Когда монахов собралось много, святой Антоний, желая уединения, поставил им игумена, а сам удалился на другой холм, где ископал другую пещеру — так было положено начало Ближним пещерам. Там святой Антоний и был похоронен, отчего Ближние пещеры также называются Антониевыми. Монастырь же поначалу продолжал существовать лишь в Дальних пещерах. Когда братии в пещерах стало уже тесно, преподобный Феодосий построил первый наземный храм и келии. Со временем пещеры стали использовать как место для погребений и затвора. Дальние пещеры также называют Феодосиевыми, так как здесь был погребён преподобный Феодосий Печерский. В напоминание об этом в пещерах обустроен символический кенотаф (надгробие) святого Феодосия. Кроме того, в Дальних пещерах сохранилась келия преподобного. Так что 10 сентября — это день памяти и преподобного Феодосия Печерского, и всех святых, чьи мощи почивают в Дальних пещерах. @lavra
21 прочтение · 1 неделю назад
10 сентября 2024 года. ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ИОВА ПОЧАЕВСКОГО Святой Иов родился в 1551 году неподалёку от города Коломыя (ныне Ивано-Франковщина). В 9 лет начал подвизаться в Угорницком Спасо-Преображенском монастыре в Карпатах и в 12 лет принял монашество с именем Иов. Монах отличался строгой подвижнической жизнью, большим благочестием, глубоким смирением и железной волей. В 30 лет его рукоположили во священника. За свои добродетели святой был назначен игуменом Дубенского Крестовоздвиженского монастыря, где прослужил более 20 лет. Время настоятельства совпало с подписанием Брестской унии и гонений на православную веру. Святой стал заниматься переводом и распространением православных книг. По его благословению князь Константин Острожский издал в Остроге первопечатную славянскую Библию. Деятельность преподобного возвысила монастырь и принесла настоятелю известность. Людская слава стала тяготить святого, в 1604 году игумен Иов оставил обитель и удалился на стоящую в стороне от мирской суеты Почаевскую гору. Различив в нём великую духовную силу, подвизавшиеся там монахи избрали святого Иова своим игуменом. Усилиями и непрерывными стараниями святого в монастыре был построен каменный храм, преподобный Иов заложил сад, выхлопотал передачу обители земель и угодий. Помимо этих и других дел по благоустройству быта монастыря, святой заботился и о его духовном устроении. При преподобном Иове в Почаеве были открыты школа и типография. За множеством дел преподобный не забывал о строгом посте и сердечной молитве. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. Иногда он затворялся в небольшой каменной пещере и по несколько дней не выходил из неё и не вкушал пищи. Более 50 лет провёл святой в служении братии Почаевского монастыря. Великий подвижник прожил долгую жизнь и преставился 10 ноября 1651 года в возрасте 100 лет. Спустя почти восемь лет святой Иов явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану и сказал ему: «Извещаю твоё преосвященство, что через тебя Бог хочет открыть мои мощи». Будучи духовно опытным, владыка Дионисий не спешил сразу же поверить сну. Когда святой явился ему в третий раз и пригрозил, что за неверие он будет наказан, митрополит отправился в Почаев. Изучив житие почившего игумена Почаевского монастыря, владыка Дионисий повелел вскрыть гробницу святого. Мощи преподобного Иова были обретены нетленными. Святой лежал будто только что погребённый. От мощей исходило благоухание. Произошло это 10 сентября 1659 года. @lavra
14 прочтений · 1 неделю назад
Смотреть проповеди митрополита Арсения rutube.ru/...006
83 прочтения · 2 недели назад
В Славянске прошло судебное заседание по делу митрополита Арсения 5 сентября в Славянском горрайонном суде состоялось очередное подготовительное заседание по делу митрополита Святогорского Арсения. Поддержать владыку в зал заседания прибыли братия Лавры, сёстры лаврских Всехскорбященского и Свято-Иоанновского скитов и прихожане Украинской Православной Церкви. Ранее сторона защиты ходатайствовала о смене подсудности дела. Однако, Верховный Суд оставил данное ходатайство без удовлетворения. Как отметила судья, адвокаты подали пять апелляций на решение Славянского горрайонного суда от 15 августа о продлении содержания владыки Арсения в Днепровском СИЗО до 13 октября. Все они были отклонены. В рамках заседания 5 сентября было рассмотрено очередное ходатайство стороны защиты об участии владыки в судебных заседаниях в режиме видео конференции. Адвокаты аргументировали своё прошение тем, что конвоирование владыки Арсения из Днепра в Славянск (300 километров в одну сторону без пищи и питья в жару в закрытом боксе автозака) опасно для здоровья и даже жизни владыки. Во-первых, условия автозака, не приспособленные к длительным переездам, негативно сказываются на состоянии владыки, страдающего рядом хронических заболеваний. Так, после конвоирования в прошлое заседание и обратно 27 августа митрополит восстанавливал здоровье два дня. Такие действия в отношении владыки Арсения могут иметь признаки пыток, направленных на подавление его морального духа. Кроме того, данные обстоятельства могут свидетельствовать о нарушении права человека на справедливый суд, поскольку после семи — или восьми часового переезда в условиях автозака наместнику Лавры стоит труда доносить на заседании свою позицию, концентрироваться, делать заметки о ходе судебного процесса. Маршрут конвоирования митрополита Арсения проходит через зону боевых действий. Это Краматорский и Покровский районы Донецкой области, в которых 4 сентября уже объявлена принудительная эвакуация семей с несовершеннолетними детьми. В своих выступлениях адвокаты ссылались, в том числе, на статью 336 Уголовно-процессуального кодекса Украины, которая позволяет без дополнительных рисков и угрозы безопасности проводить судебные заседания онлайн. Митрополит Арсений так же в своём слове отдельно акцентировал внимание суда, что переезды опасны не только для него, но и для членов конвоя. С точки зрения прокурора, проведение судебных заседаний без очного участия митрополита Арсения якобы негативно скажется на судебном процессе, так как в СИЗО могут отключать электричество и интернет. Сторона защиты на это ответила, что все СИЗО Украины обеспечены автономным электроснабжением. Председательствующая в деле судья Хаустова Татьяна Анатольевна, не взирая на объективную угрозу для жизни и здоровья участников процесса, конвоя, постановила конвоировать владыку Арсения и в дальнейшем. Среди прочих ходатайств адвокатов также имелась просьба к суду оформить своё решение в письменной форме для того, чтобы такой документ обжаловать международных инстанциях. Необходимость оформления судом своих решений в письменной форме содержится в статье 371 Уголовно-процессуального кодекса Украины. На эту просьбу адвокатов судья ответила отказом. Следующее заседание суда по делу митрополита Арсения должно состояться 17 сентября в 13:00. Другие материалы по уголовному делу в отношении митрополита Арсения
15 прочтений · 2 недели назад
5 сентября 2024 г. ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ПРОКОПИЯ, АРХИЕПИСКОПА ХЕРСОНСКОГО Святой Прокопий (в миру Пётр Семёнович Тито́в) родился в праздник Рождества Христова в 1877 году в семье священника. Окончив духовное училище, семинарию и академию, в 23 года он принял монашество с именем Прокопий. На следующий день его рукоположили в иеродиакона, а назавтра — в иеромонаха. Сначала отец Прокопий преподавал в Томском духовном училище. Став священником, он возглавил Томскую церковно-учительскую школу, которая готовила учителей школ сразу для нескольких епархий. Затем преподавал в Иркутской духовной семинарии. В Иркутске отца Прокопия почитали как одного из самых вдохновенных проповедников города. Чтобы услышать его назидательное слово, сходились сотни верующих. В 1909 году отец Прокопий был возведён в сан архимандрита и направлен в пастырское училище в Житомире, где он стал помощником заведующего. И здесь он проявил выдающийся талант преподавателя и проповедника. 30 августа 1914 года в кафедральном соборе Одессы отец Прокопий был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонско-Одесской епархии. Во время революции 1917 года архипастырь был арестован большевиками, но чудом спасся от смерти и вышел на свободу. В 1918-м был назначен епископом Николаевским, викарием Херсонско-Одесской епархии. Спустя три года возглавил кафедру. Несмотря на высокий архиерейский сан, владыка Прокопий всегда считал себя в первую очередь монахом и пастырем, он был доступен для верующих и прост в общении. Оказывал помощь нуждающимся. 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключён в тюрьму. Суд приговорил владыку к расстрелу, но затем казнь заменили на высылку за пределы Украины. В январе 1925 года епископ Прокопий был освобождён и почти год жил в Москве. В июне возведён в сан архиепископа. Осенью того же года власти арестовали Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и вместе с ним многих выдающихся архиереев, в том числе — и архиепископа Прокопия. Следующие почти десять лет владыка провёл в сменяющих друг друга заключениях и ссылках. Всё это время благодаря другу священнику Иоанну Скадовскому, его супруге Екатерине и нелегальной общине духовных чад в Херсоне владыке Прокопию удавалось поддерживать связь с херсонской паствой и фактически управлять епархией издалека. Последняя ссылка закончилась в апреле 1934 года. Некоторое время владыка Прокопий жил на свободе. В октябре того же года он был вновь арестован и спустя полгода вместе с отцом Иоанном приговорён к пяти годам ссылки в город Туртку́ль в Узбекистане. Здесь они организовали домашнюю церковь, где совершали богослужения, подпольно окормляя местных верующих. В августе 1937 г. по ложному доносу одного из прихожан о якобы подрывной деятельности владыки Прокопия и отца Иоанна против советской власти они были арестованы. 23 ноября святых мучеников расстреляли во дворе тюрьмы и погребли в безвестной общей могиле. 5 сентября 1996 года священномученик Прокопий был причислен к лику святых. @lavra
Видео
Ролики