Найти тему
Статьи
Православный священник стал имамом — такой случай обсуждали в 1907 году в Российской империи
Иван Александрович Громов из семьи кряшен служил псаломщиком в Мензелинске, а потом приходским священником в селе Барский-Батрас Уфимской губернии (сегодня — село Большой Батрас в Заинском районе Татарстана). В 1907 году он подал прошение в Духовную консисторию о переходе в ислам. В Российской империи тогда имел силу Манифест императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Но, как пишет газета «Русское слово», священника заточили в монастырь с наложением строгой епитимьи. Но Громов своего добился...
Дым Отечества нам сладок, а вот вкус воды вызывает вопросы
Писатель, поэт, министр юстиций Российской империи Гавриил Державин учился в Императорской Казанской гимназии в 1758–1761 годах. Чем занимались школяры в XVIII веке? Например, экологическим мониторингом промышленности. В 1760 году Державин с однокашниками участвовал в экспедиции в Чебоксары. Руководил поездкой директор гимназии Михаил Верёвкин. Экспедиция подготовила план города. А ещё гимназисты изучали район Волги, где местные кожевенные предприятия сливали в реку отходы...
Как Гражданин К. обратился в казанский суд и обратился гражданкой
В 1957 году московские милиционеры арестовали гражданку К. А потом сильно смутились. По паспорту — женщина, а по факту — мужчина 46 лет. Даже на медицинскую экспертизу отправили, на всякий случай. Гражданка К. рассказала следующую историю. С детства мужчина чувствовал себя некомфортно в собственном теле. На дворе был 1930-е годы. Тогда ещё юноша жил в Казани. Товарищ К. поступил, как сознательный советский гражданин — обратился в Народный комитет здравоохранения и суд. Приговор в 1938 году был строгим, но справедливым — женскую одежду разрешить, имя и паспорт сменить, с воинского учёта снять...
Горе от ума по-казански
В декабре 1874 года в Казанском городском театре установили газовое освещение. Это упрощало работу сцены и должно было привлечь посетителей. Новинка ведь! Газовый завод в городе ещё и года не проработал. А театр уже использует новые технологии. На радостях руководство сократило за ненадобностью ламповщиков, которые обслуживали старый масляный свет. Ламповщик Влас затаил обиду. Вообще, жалование у него было небольшое. Но ламповщики в театре XIX века — люди важные. Они передавали записочки от фанатов за кулисы, приводили в чувство пьяных актёров и бегали за покупками...
Аудиопрогулка по улицам старой Казани
«Околотки на перемотке» — новый проект краеведческого медиа «Крот Казанский» и креативного агентства 500na700 Это аудиогид, где каждый эпизод — необычная прогулка по Казани и её окрестностям. Мы познакомим вас с новыми историческими маршрутами и расскажем об атмосферных городских локациях. Первый маршрут мы сделали вместе с бутик-отелем «Сомов». По сюжету главный герой эпизода Порфирий Сомов выходит на прогулку по улицам старого квартала и на своем пути встречает ученых, революционеров, писателей и художников...
Чёрный рынок велосипедов в губернской Казани
В начале 1895 года в Казани местная дума опубликовала обязательные правила для велосипедистов. Желающие кататься по городу должны были сдать экзамен. Велосипеды получали специальные номерные значки. 3 сентября 1895 года журналист газеты «Казанский телеграф» сетовал, что велосипедный спорт в городе — общественно опасное дело. Казанцы, которые прошли экзамен, сдавали свои номерные велосипеды бесправным ездокам в аренду. За большие деньги! И лихачи, которые ещё плохо освоили управление железных конём, носились по городу и сбивали прохожих...
Казанский респект столичному поэту
Баснописец Иван Крылов на старости лет был всем обеспечен. Ну, может, и не всем. Но у него точно было в достатке бесплатного чая. Историк литературы Александр Никитенко, современник поэта, записал в дневнике: Однажды к нему [Крылову] явились два купца из Казани. — Мы, батюшка Иван Андреич, торгуем чаем. Мы наравне со всеми казанцами вас любим и уважаем...
Духовная дарк-академия
В начале XX века Казанская духовная академия жила своей отдельной жизнью. Учебное заведение было закрытое, готовили в нём богословов и священников. Располагалось оно на окраине Арского поля, вдали от центра тогдашней Казани. В плохую погоду юноши из здания носа не высовывали. В хорошую — шли гулять на соседнее кладбище. Изредка к ним присоединялись девушки — ученицы Женского епархиального училища. Об одном из таких вечером сохранилась запись в коллективном дневнике академистов. В этой истории участвовали три академиста, студент-ветеринар и две курсистки...
Атмосфера казанского губернского лета в одной новости
14 августа 1912 года. Расправа с торговцем. Сын купца А. А. Авербух купил за Булаком у торговца Н. А. Паршина арбуз, который оказался незрелым. Авербух принёс его обратно и потребовал обмена. Торговец отказался, тогда возмущённый Авербух размахнулся и бросил арбуз в голову торговцу. Составлен протокол. — газета «Камско-Волжская речь», №181. Интересно, кстати, что даже в случайной газетной заметке можно найти второе дно. Александр Абрамович Авербух, любитель швырять арбузы, в истории никак больше не отметился...
Вода на вес золота: случай в казанском монастыре
В августе 1903 года к иеромонаху Спасского монастыря пришёл некий болгарин. Принёс клад золотых монет. Мол, нашёл, вот, хочу продать. В мешке у болгарина были какие-то грязные заплесневелые кругляши. Несколько штук очистили. На солнце заблестели золотые рубли 1824 года чеканки. Иеромонах купил весь клад — 294 монеты. За каждую уплатил по два рубля. Вот только после очистки выяснилось, что остальные монеты — это обычные медные жетоны на получение воды...
Домовёнок Кузя родом из Казани?
Писательница Татьяна Александрова родилась в Казани 10 января 1929 года, вместе с сестрой-близнецом Наташей. Отец был инженером, часто уезжал в командировки, мама работала врачом в больнице, а с девочками сидела няня -- поволжская крестьянка Матрёна Царёва. Она учила девочек народным поговоркам и песням, рассказывала о деревенском детстве и про нечисть — леших, домовых и прочих существ. Первые сказки Татьяна писала для малышей, когда работала воспитательницей. Дальше в работе над книгами ей уже помогал муж, знаменитый детский писатель Валентин Берестов...
Судья-музыкант на руинах церкви: Альфред Сайдашев в Казани
Как связаны сын казанского композитора и здание бывшей церкви? Какие дела приходилось разбирать судьям в послевоенной Казани? Почему дореволюционные постройки не разбирали, а взрывали? Читайте об этом в новой статье Крота Казанского. В Казани до 1970-х годов на пересечении Чистопольской и Декабристов можно было увидеть руины Смоленско-Седмиозерской церкви. Её построили в 1900-1906 годах по проекту Фёдора Малиновского. После Революции церковь уцелела. Её закрыли только в 1939 году. В здании открыли Дворец пионеров, а потом – кинотеатр «Октябрь» и молодежный клуб...
Видео