Статьи
411 прочтений · 3 дня назад
Фредерик Лейтон «Пылающий июнь», 1895 год Эта картина считается одним из лучших произведений живописца Фредерика Лейтона. На ней мастер изобразил спящую рыжеволосую женщину, одетую в полупрозрачное оранжевое платье. Юная красавица устроилась на мраморной скамье, стоящей под золотистым навесом, и погрузилась в мир сладких грёз, уносящий в царство Морфея. Искусствоведы считают, что позу спящей женщины Лейтон придумал, вдохновившись образами спящих нимф и наяд с греческих скульптур. Рыжеволосая героиня в совокупности с названием картины олицетворяет собой пышущий жарой июнь, который заставляет жителей южных стран расслабляться и отдыхать даже днём, погружаясь в неторопливую расслабленную сиесту. Интересной деталью картины является олеандр — ядовитое растение с красивыми яркими цветами. Возможно, эта деталь картины символизирует тонкую невидимую грань между сном и смертью. Изначально картина «Пылающий июнь» была выкуплена неким графическим журналом, который напечатал у себя её репродукцию. Потом полотно одолжили музею Эшмола в Оксфорде, из которого оно пропало. О картине ничего не было известно более 30-ти лет, пока однажды её не обнаружили за панелью над старой дымовой трубой в одном из домов Южного Лондона в 1962 году. Несколько лет спустя полотно купил Луис А. Ферре, будущий губернатор Пуэрто-Рико, который тогда начал приобретать произведения для Музея искусств Понсе. По сей день «Пылающий июнь» остаётся гордостью и центром его коллекции.
464 прочтения · 6 дней назад
Норман Роквелл «Строительная бригада», 1954 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Строительная бригада», которая показывает нам, как взрослые легко разрушают планы детей. Мальчишки собрались поиграть в бейсбол на своей любимой площадке, как вдруг сюда приехал бульдозер с рабочими, чтобы копать котлован для новой стройки. Юные герои просто шокированы подобной новостью: «Ну и дела, мистер, это наша бейсбольная площадка!» Бригадир с молотком и чертежами выглядит ошеломленным. Он явно не ожидал, что при выполнении этой работы возникнут подобные препятствия. С одной стороны — он сочувствует ребятам, а с другой — ему нужно выполнять свою работу, за которую уже заплачены деньги. Вряд ли дети выиграют дело. Скорее всего, у этого участка есть собственник, который и распоряжается землёй. Придётся мальчишкам искать себе другую поляну для развлечений. Картина «Строительная бригада» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 21 августа 1954 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же в нескольких книгах. Оригинальная картина маслом на холсте размером 81 х 71 см в настоящее время является частью коллекции издательства Curtis Publishing Company.
482 прочтения · 1 неделю назад
Норман Роквелл «Мальчик, играющий на трубе», 1950 год На этой картине Роквелл изобразил юного трубача, который разучивает новое музыкальное произведение. Паренёк очень старается и даже принял причудливую позу для своего удобства. У героя всего один зритель — небольшая собачка, которая с интересом выглядывает из-под кресла. Возможно, она сейчас начнёт подвывать, чтобы составить дуэт своему хозяину. Натурщиком для начинающего музыканта стал знакомый Ровелла — Томми Пакуин. Трубу художник позаимствовал у своего среднего сына. А вот идею для замысловатого чехла на кресло мастер «украл» у своей хорошей подруги, бабушки Мозес. Можно с уверенностью предположить, что ей польстило такое подражание. Говорят, что Роквелл придумал позу, которую принял трубач, после разговора с редактором Saturday Evening Post Беном Хиббсом. В ходе разговора Хиббс рассказывал о необычных положениях тела, которые принимал его сын Стив, играя на трубе. Картина «Мальчик, играющий на трубе» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 18 ноября 1950 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же в нескольких книгах. Местонахождение оригинальной картины, написанной маслом на холсте, неизвестно.
615 прочтений · 1 неделю назад
Норман Роквелл «После выпускного вечера», 1957 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «После выпускного вечера», которая знакомит нас с парой вчерашних школьников. Молодые люди решили улизнуть с выпускного бала, чтобы провести этот вечер наедине. Им очень хочется казаться взрослыми и окунуться в мир настоящих свиданий и романтики. Конечно, влюблённые пришли не в дорогой ресторан, а в дешёвую придорожную забегаловку, что можно понять по грязному полу и по таксисту, сидящему слева от пары. Однако они чувствуют себя вполне счастливыми. Всё самое интересное началось у них именно после того, как они покинули выпускной бал. Интересный момент сюжета: все четыре персонажа имеют определённое сходство друг с другом. Вероятно, этим Роквелл хотел показать дружественность обстановки в этом скромном заведении и взаимопонимание между героями. Возможно, взрослые мужчины узнают себя в этом стеснительном влюблённом юноше и с улыбкой вспоминают свои первые свидания. Картина «После выпускного вечера» впервые появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 25 мая 1957 года. Позже она также появлялась в других журналах, а так же нескольких книгах. Оригинальная картина маслом на холсте размером 78,5 х 73,5 см находится в частной коллекции.
514 прочтений · 2 недели назад
Норман Роквелл «Глазок», 1958 год Норман Роквелл — это знаменитый американский иллюстратор, каждая картина которого может рассказать целую историю. Не стала исключением и его работа под названием «Глазок», которая позволяет нам взглянуть на бейсбол глазами американских школьников середины прошлого столетия. На картине художник запечатлел запретную практику посещения спортивных мероприятий без платы за вход. Мальчишки проделывали небольшие дыры в деревянных ограждениях стадиона и становились тайными зрителями захватывающей игры. Часто отверстия в заборах имели естественное происхождение — юные болельщики лишь помогали им немного расшириться. Некоторые критики полагают, что отверстие в доске заборе на картине Роквелла выглядит более реалистичным, чем в жизни. Кроме того, иллюстратор причудливо вырезал своё имя на дереве в качестве подписи, что добавляет сюжету ещё больше реалистичности. Так было написано об этой картине в журнале Saturday Evening Post, где она вышла на обложке 30 августа 1958 года: «О, снова стать мальчиком или девочкой, и вновь пережить радость игры, глядя на неё через глазок в заборе. Большинство «глазков» постепенно проделывала мать-природа в её неторопливой манере, но если она делала это слишком медленно, мальчик мог помочь ей своим верным складным ножом или камнем. Как вы, наверное, помните, делать это следовало тайно, желательно ночью, иначе смотритель стадиона мог преследовать мальчика с палкой, а затем прибить кусок жести к новому отверстию, чертовски подлый поступок. Иногда отверстие проделывали кистью, как это сделал Норман Роквелл. Зрители этой картины видят такое же чёткое изображение, как и на цветных телевизорах».
977 прочтений · 4 недели назад
Освящение публичного дома. О чём эта картина?
На этой картине художник изобразил полураздетых женщин, которые столпились вокруг священника в просторном зале. Одна из них спряталась в другой комнате и не хочет выходить к остальным. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит. Картину написал известный художник-передвижник Владимир Егорович Маковский, который большую часть своего творчества посвятил жанровой живописи с остро-социальными сюжетами. Не стала исключением и его работа «Освящение публичного дома», которая так и не была завершена, сохранившись лишь в виде эскиза...
645 прочтений · 1 месяц назад
Борис Кустодиев «Христосование» , 1916 год На этой картине мы видим накрытый к Пасхе стол. Здесь и куличи, и крашеные яйца, и творожные пасхи, и икра, и жареное мясо. Главные герои здесь — купеческая семейная пара, которая поздравляет друг друга со светлым пасхальным днём. Кустодиев изобразил на картине старинный пасхальный обряд — христосование. Он имеет древнюю историю, ещё со времён апостолов. Суть традиции заключается в приветствии в знак воскресения Иисуса словами «Христос Воскрес!», а в ответ надо говорить: «Во истину воскрес!» Затем трижды целуются в щёку. Именно эту сцену и видим на полотне Кустодиева, который изобразил Пасху во всей красе. Заметим, что работа создана в 1916 году, когда в стране уже была смута, а революция стучалась во все двери. Однако художник решил показать этот праздник светлым, ярким и насыщенным. Даже шаль на купчихе по-весеннему красочная и нарядная. В те годы люди очень ценили пасхальные традиции. Историк Л.Н. Блинова так описывала празднование Пасхи в дореволюционной России: «С утра все шли на службу, после чего весь народ выходил на улицу христосоваться – и цари, и городовые, и служащие, и простой люд. Для христосования заранее готовили яйца. Например, во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи народу на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Яйца были как натуральные – куриные, лебединые, гусиные, голубиные, утиные, так и искусственные – из дерева, кости, чугуна, бисера, стекла, камня, в том числе из драгоценных и полудрагоценных камней, а также драгоценных металлов, в зависимости от статуса того, кому яйцо предназначалось. Их украшала резьба или роспись на евангельские темы, изображения храмов и монастырей». Картины Кустодиева словно погружают нас в сказку, позволяя хоть немного коснуться обычаев и традиций того времени. Они вселяют оптимизм и дают современным вечно занятым людям остановиться и подумать о смысле своей жизни.
522 прочтения · 1 месяц назад
Сергей Милорадович «Приготовление к Пасхе», 1910 год Живописец Сергей Милорадович был сыном сельского дьякона, поэтому с детства его жизнь была тесно связана с религией и церковью. Конечно, большую роль в жизни художника играли церковные праздники, одним из которых была Пасха. На картине «Приготовление к Пасхе» мастер запечатлел сюжет из своего детства, когда он, будучи ещё ребёнком, красил яйца перед этим светлым праздником. На картине изображён мальчик, который тщательно прорисовывает орнамент тонким пёрышком. Перед окном стоят распустившиеся веточки вербы, чувствуется атмосфера спокойствия, светлого праздника, тепла и весны. Прекрасная традиция красить яйца дошла до наших дней, особенно она нравится детям. Немало обычаев, обрядов и поверий у христиан связано с уже окрашенными яйцами. Освященному пасхальному яйцу даже приписывались мистические свойства. Считалось, что оно может потушить пожар, предотвратить болезни скотины и сделать ее шерсть гладкой, вернуть любимого, сберечь от воровства, выгнать из дома нечистую силу. Пасхальную трапезу начинают именно с них, а друзьям и знакомым дарят самые красивые яйца с благой вестью «Христос воскрес!»
661 прочтение · 1 месяц назад
Серафима Блонская «Девочки. Вербное воскресенье», 1900 год Картина «Девочки. Вербное воскресенье» — дипломная работа художницы Серафимы Блонской, которая стала самой известной из её картин. Здесь изображены юные воспитанницы Института благородных девиц, которые пришли на Всенощную службу в церковь. В руках девочки держат тоненькие веточки вербы, такие же грациозные, гибкие и стройные, как они сами. Гимназистки одеты в длинные белоснежные фартуки и пелерины. Некоторые из девушек внимательно относятся к службе, а некоторые переговариваются и хихикают. Церковный зал окутан тёплым светом свечей, на фоне которого образы девочек кажутся ещё более чистыми, нежными и трогательными. Дипломная работа выпускницы Блонской была принята в Музей Академии художеств, а потом комиссия Академии Художеств передала картину в дар городу Таганрогу. Однако Таганрогский городской музей в те годы был тесноват, поэтому Серафима Блонская забрала полотно обратно в свою мастерскую. В оккупационный период Блонская участвовала в проводившихся в Таганроге выставках. Представленные на этих выставках работы, в том числе «Вербное воскресенье», были переданы в музейные фонды. После освобождения Таганрога от немецко-фашистской оккупации некоторые упрекали местных служителей искусства в сотрудничестве с немцами. Думается, эти упреки Блонская не заслужила: она всегда несла людям свет, а в страшные годы войны он всем был особенно нужен. В настоящее время полотно «Девочки. Вербное воскресенье» занимает заслуженное почётное место в экспозиции Таганрогского художественного музея.
495 прочтений · 1 месяц назад
Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот», 1917 год Более 100 лет назад Борис Михайлович Кустодиев создал красочную весёлую картину, посвященную вербному воскресенью. 8 апреля 1917 года Кустодиев вышел на Красную площадь с мольбертом и написал полотно, на котором запечатлен яркий народный праздник. После нескольких долгих недель Великого поста наступил день, когда положено радоваться, поскольку Иисус въехал в Иерусалим. Впереди самая строгая неделя Поста – Страстная. Но вербное воскресенье – это праздничная отдушина, можно сказать, еще одна встреча поста с карнавалом, хотя и с соблюдением строгих ограничений в пище. Не случайно на этом полотне Кустодиева много действующих лиц и эпизодов. Здесь и птичий рынок, и торговля плетеной мебелью, и воздушные шары, и ряды с пряниками и горячими коврижками – они на заднем плане, а на переднем пирожник торгует вразнос. Разумеется, и пироги, и пряники – постные, секреты вкусного приготовления которых хорошо знали московские пекари. Самое удивительное и в этой картине, и в том празднике, который запечатлел Кустодиев, – это время действия. На дворе 1917 год. Россия ведет тяжелую войну и проигрывает её. Царь отрекся от престола, в стране фактически безвластие, и впереди ещё более страшные дни: скоро не станет ни пирогов, ни гуляний, ни церковных праздников. Поэтому происходящее на картине можно считать не только короткой передышкой перед Страстной неделей, но и последней короткой передышкой перед иными страстями, которые скоро выпадут на долю русских людей.
798 прочтений · 1 месяц назад
Фирс Журавлев «Перед венцом», 1874 год На этой картине мы видим приготовления к свадьбе, вот только главная виновница торжества почему-то совсем не рада предстоящему событию — она сидит на полу и плачет. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит. Картину создал художник Фирс Журавлёв, который в своём творчестве нередко обращался к теме неравных браков и тяжёлой доле женщины. Не стала исключением и его работа под названием «Перед венцом», изображающая несчастную невесту, которую хотят отдать замуж на нелюбимого человека. Художник не показывает зрителям лицо главной героини, но по её позе и жестам становится понятно, что она пребывает в глубоком отчаянии. Однако ни родители, ни другие родственники даже не пытаются ей помочь. Мать и отец вроде бы желают дочери счастья, но в то же время мечтают о выгодной партии, которая могла бы повысить благосостояние семьи, которая, к слову, совсем не бедствует. В те времена брак по расчёту был обыденным явлением, при этом мнение самой невесты почти никогда не спрашивали. Редкая девушка могла себе позволить выйти замуж по любви. Но всё же родители немного сочувствуют дочери, думая про себя: стерпится-слюбится. Мать невесты, скорее всего, в своё время тоже была отдана замуж за того, кто был выгоден её родителям. Она смирилась со своей участью и теперь надеется, что со временем судьбу примет и её дочь. На заднем плане картины можно увидеть жениха, который удивлён происходящим. Войдя в зал, он увидел плачущую невесту, что привело мужчину в полное замешательство. Жениха пытается успокоить сестра или другая молодая родственница в белом платье. А вот женщина в рыжем платке смотрит настороженно. Возможно, она — сваха, которая и свела жениха с невестой, поэтому ей совсем невыгоден срыв церемонии. Впрочем, никакого срыва свадьбы, скорее всего, не будет. Невеста вскоре успокоится, родители погрустят и смирятся. Все вместе будут праздновать и веселиться, а завтра начнётся обычная будничная жизнь. Картина «Перед венцом» произвела фурор среди зрителей и критиков. За неё Фирс Журавлёв получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества поощрения художеств. Автор картины не сразу назвал её «Перед венцом». Среди первоначальных вариантов были: «Благословение невесты», «Брак по приказу», «После венчания». Однако художник решил остановиться на названии «Перед венцом».
662 прочтения · 1 месяц назад
Норман Роквелл «Подоходный налог», 1945 год Когда в 1913 году был введен подоходный налог, дата подачи годовой декларации была установлена ​​на февраль следующего года. Однако у людей были проблемы с оформлением вовремя, поэтому дату перенесли на 15 марта. Но многие не успевали и к этому дню, поэтому в 1954 году срок был перенесен ещё на месяц — на 15 апреля. На картине Роквелла мы видим классического американца, который, как и многие, отложил оформление декларации на последний день и теперь делает всё возможное, чтобы успеть. Картина была написала в 1945 году, а значит, герою нужно успеть всё сделать до 15 марта. Именно эту дату, обведённую в кружочек, мы видим на его календаре. По всей видимости, мужчина готов работать всю ночь. Он заварил себе большой чайник кофе, вот только поставить его пришлось на пол. Чашку герой уместил на стуле, прямо поверх папки с документами. В раннем наброске этой иллюстрации Роквелл изобразил женщину, сидящую с левой стороны стола. Вероятно, это была супруга налогоплательщика, которая пришла помочь, но уснула, а её сумочка и чековая книжка соскользнули с колен. В окончательной версии сюжета Роквелл сжалился над ней и отправил спать, оставив нашего героя смело бороться с налоговой службой в одиночку. Картина «Подоходный налог» появилась в качестве иллюстрации на обложке американского еженедельного издания Saturday Evening Post 17 марта 1945 года. Оригинальная картина маслом на холсте размером 56 х 51 см находится в частной коллекции.
Видео