Найти тему
Статьи
158 прочтений · 3 дня назад
Жан-Батист Грёз «Балованное дитя», 1760-е годы На этой картине мы видим женщину с милой улыбкой и мальчика, который с мученическим лицом сидит возле тарелки с едой. Что же здесь происходит? Художник изобразил бытовую сцену французской семьи XVIII века. Заботливая мать пытается накормить своего ребёнка. Однако мальчик совсем не рад трапезе, он с несчастным видом закатывает глаза и пытается скормить свой обед собачке. Пёсик рад стараться — он с готовностью облизывает протянутую мальчиком ложку, часть содержимого которой уже лежит на полу. Видно, что семья не нуждается, хотя богатой её тоже нельзя назвать. При этом женщина любит сына и старается дать ему всё самое лучшее. В итоге мамаша настолько избаловала своё чадо, что он уже не хочет есть обычную еду. У женщины добрый и умиротворённый вид. Она даже не думает о том, чтобы сделать мальчику замечание или отругать его. Она просто мило улыбается и ждёт, пока ребёнок поест. Картина «Балованное дитя» имеет ещё и другое название — «Плоды дурного воспитания». Такое название говорит само за себя. Судя по всему, доброта матери не идёт сыну на пользу, он становится всё более балованным и постепенно отбивается от рук. Возможно, мальчик растёт без отца, чья строгость бы ему совсем не помешала. Отсутствие мужского воспитание делает ребёнка капризным и женоподобным «маменькиным сынком». Жан-Батист Грёз любил изображать семейные сцены с моралью и нравоучительным смыслом. Для его работ характерны реалистичность, элементы романтизма, идеализация и намеренное преувеличение. Картина «Балованное дитя» была написана в начале 1760-х годов, а широкой общественности она была представлена на выставке в 1765 году во Франции. Полотно купил один из русских князей, а в 1923 году его изъяли из собрания княгини Паскевич и доставили в Эрмитаж, где оно хранится и по сей день.
209 прочтений · 7 дней назад
Борис Кустодиев «Осень в провинции. Чаепитие», 1926 год, Государственная Третьяковская галерея На этой картине мы видим провинциальный город с его размеренной устоявшейся жизнью. Стоит тёплая осенняя погода, которая заставляет местных жителей выходить на прогулку и наслаждаться жёлтыми солнечными деньками. В нижним углу пейзажа расположились две дородные дебелые купчихи, которые пьют чай из самовара. Под чаепитие они ведут тихую мирную беседу, чтобы развлечься и скоротать погожий денёк. Женщины очень аппетитно накрыли свой стол пирогами, булками и сезонными фруктами. Особое внимание привлекает арбуз, который красуется ярким пятном с центре застолья. Осень Кустодиева полна позитива, тепла, света и достатка. Она такая яркая и сочная, что зрителю невольно хочется попасть туда и насладиться чаепитием со старосветскими купчихами. Почему же Кустодиев так любил рисовать купчих на своих полотнах? Дело в том, что после революции в стране стояла разруха, голод и холод. Семья художника сильно нуждалась, он даже был вынужден распродавать свои вещи. При этом сам живописец последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу из-за тяжёлой болезни. В письме театральному режиссеру Василию Лужскому в те дни Кустодиев писал: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости». Пышнотелые купчихи были для Кустодиева символом сытости, достатка и спокойствия. Они, словно феи, населяли сказочный мир художника, где всё было размерено, гармонично и красиво. Погружаясь в свои позитивные полотна, Кустодиев душой отдыхал от болезни, голода и разрухи. Сам художник вырос в провинциальной Астрахани, поэтому писал картины по своим детским воспоминаниям. Мастер в то время уже не выходил из дома, поэтому различные образы создавал исключительно по памяти, прибегая при этом к ярким колористическим сочетаниям. Можно сказать, что купчихи Кустодиева олицетворяли собирательный образ уездных городов, которые отличались спокойствием, размеренностью, умиротворённостью и медленно текущей уличной жизнью.
364 прочтения · 3 недели назад
Александр Бурак «К сыну за помощью», 1954 год На этой картине мы видим мужчину средних лет и его старушку-мать, которые находятся в одной комнате, но даже не смотрят друг на друга. В воздухе повисло напряжённое молчание, явно не предвещающее ничего хорошего. Давайте попробуем разобраться, что же здесь происходит. Картина принадлежит кисти уральского художника Александра Бурака, который в основном творил в пейзажном и бытовом жанрах. Лучшей его работой в области жанровой живописи стало полотно «К сыну за помощью», созданное в 1954 году. Есть версия, что картина написана по мотивам реальных событий. Художнику как-то довелось лично наблюдать сцену между сыном и матерью, приехавшей за помощью. Было это так: В гости к Александру Бураку пришла мать известного и успешного скульптора С*, с которым у того были дружеские отношения. Женщина рассказала художнику, что приехала из деревни, чтобы попросить у сына материальной помощи. Однако скульптор не дал матери денег, сославшись на тяжелые времена, отсутствие заказов и т.д. На Бурака эта история произвела такое сильное впечатление, что он сразу же набросал этюд, на основе которого чуть позже написал картину «К сыну за помощью». Но на этом история не закончилась: узнав на картине свою мать, скульптор С* основательно разругался с художником до конца жизни. Правильно ли поступил Бурак или нет, мы обсуждать не будет. Однако его картина действительно производит сильное впечатление. Художник ясно дал понять, что скульптор и его супруга живут далеко не бедно — в доме ковры, картины, статуэтки, резная мебель, да и одежда главного героя явно куплена не на блошином рынке. Сразу же становится жалко старенькую маму, которая явно не собиралась досаждать сыну и теперь чувствует себя неловко. Скорее всего, женщина рассчитывала на более тёплый приём, ведь, судя по всему, она давно не видела сына и мало знала о его теперешней жизни. Сынок же, ковыряется в ногтях, явно ожидая ухода матери. Его жена даже не повернулась к своей свекрови, демонстративно отсев за другую часть стола. Старушку никто не ждал. Вот что писал об этой картине журнал «Крестьянка»: «Мать опустила на колени натруженные руки. Горькое раздумье написано на ее лице. Может быть, она думает о том, кого же она вырастила, кому отдала свои силы, здоровье, свою материнскую любовь. В этой картине художник разоблачает всю неприглядность морального облика людей, для которых выше всего собственное благополучие».
398 прочтений · 1 месяц назад
Алиса Мэри Хейверс «Красавица из деревни», 1883 год На этом полотне мы видим молодую женщину с ребёнком на руках. Она идёт по деревне, крепко прижав к себе малыша и опираясь на дорожный посох. За спиной путницы узелок с вещами, она явно собралась в долгую дорогу. Присмотревшись к картине внимательнее, можно заметить, что жители деревни уделяют повышенное внимание главной героине. Они смотрят вслед женщине, показывают на неё пальцем и смеются. Сюжет полон осуждения, сплетен и грязных пересудов. Вероятно, молодая мама родила ребёнка без мужа, поэтому и стала предметом насмешек со стороны местных жителей. Скорее всего, они не давали прохода несчастной женщине, чем вынудили её уехать их города. Среди сплетников можно увидеть молодого мужчину, который вовсе не смеётся над девушкой. Он, кажется, наоборот, сочувствует ей и думает о дальнейшей судьбе героини. Парень смотрит словно заворожённый, возможно, его пленила красота путницы. Он совсем не хочет примыкать к сплетникам, но и заступаться за женщину не торопится. Вероятно, боится мести со стороны жителей деревни. Сама женщина вовсе не держит злобы на своих обидчиков. В её лице нет ненависти и осуждения, только печаль и безграничная тоска.
265 прочтений · 1 месяц назад
Иван Крамской «Пасечник», 1872 год На этой картине мы видим колоритного старичка, который сидит на солнечной полянке. Вокруг тишина и покой, прекрасная и умиротворяющая летняя атмосфера даёт нам полностью насладиться всей красотой пейзажа. Чего же ждёт этот мужичок на опушке? Если присмотреться, то можно увидеть за спиной старичка ульи, а у него в руке — косу. Этот дедушка — пасечник. Он терпеливо ожидает, пока пчёлы соберут нектар с полевых цветов, чтобы скосить лишние растения. Этот почти сказочный персонаж картины «Пасечник» лишён всякой суеты. Он никуда не торопится, находясь в полной гармонии с природой и своими подопечными. Скорее всего, дедушка живёт вдалеке от людей, поэтому привык к тишине и одиночеству. Ощущается доброта этого человека, он полон спокойствия и умиротворения. В то время работа с пчёлами считалась богоугодным делом. Аскеты и пустынники питались «мёдом и акридами», что признавалось особо богоугодным. Тропинка на картине «Пасечник» как бы разделяет пейзаж на две части: пчелиный «городок» и место присутствия человека. Чувствуется, что пасека является смыслом жизни старичка, даже несмотря на его преклонный возраст. Оптимистический настрой картины передаётся светлыми красками солнечного летнего утра.
315 прочтений · 1 месяц назад
Шарль Луи Бонье «Невеста», середина XIX века На этой картине мы видим невесту в белом платье и фате, которая, облокотившись на стул, печально смотрит на картину на стене. На первый взгляд может показаться, что девушка молится, но картина, на которую не отрываясь смотрит невеста, вовсе не похожа на икону. Скорее всего там изображён кто-то из её предков, возможно даже отец. Вглядываясь в портрет, юная красавица словно просит совета и поддержки. Видно, что предстоящий брак очень беспокоит героиню. Возможно, она выходит замуж не по любви и её охватывает тревога за своё будущее. Девушка очень молода и хороша собой. Платье у неё сшито из дорогой ткани и оторочено мехом. Из этого можно сделать вывод, что на дворе зима или поздняя осень. Очень мило смотрится и венок на голове невесты, он словно подчёркивает её молодость и невинность. Интерьер комнаты довольно шикарный. На стенах висят картины в тяжёлых, широких рамах, высокая кровать отгорожена роскошным балдахином, старинный резной комод красного дерева с ножками в виде львиных лап на котором лежит букет невесты и белые перчатки. Отдельного внимания заслуживает стул, на котором девушка стоит на коленях. Он достаточно не обычный — очень низкий. Дело в том, что это специальный стул для молитвы. Такие стулья назывались Prie-dieu, что в переводе означает «молитва». Изначально такие стулья использовались только в церквях, но позже знатные люди стали пользоваться такими стульями и дома. Вся мебель, окружающая девушку, явно древняя и фамильная, то есть девушка из богатой семьи и скорее всего из знатного рода. Однако предстоящий брак её почему-то не радует. Наоборот, невеста имеет страдальческий вид, её что-то тяготит. Но, судя по всему, выбора у неё нет. Пока девушка в растерянности, но светлый и позитивный тон картины оставляет надежду на то, что брак героини всё-таки будет счастливым. У Шарля Бонье есть несколько картин с изображением невест и ни на одной из них невесты не выглядят счастливыми. Сегодня картина «Невеста» хранится в частной коллекции.
311 прочтений · 1 месяц назад
Клавдий Васильевич Лебедев «Ссора на террасе» На этой картине мы видим женщин, которые стоят на открытой веранде старинного деревянного терема. Хотя героинь картин всего пять, основная история разворачивается среди двоих — скромной молодой девушки в светлом платье и женщины в возрасте с распростёртыми руками. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло. Дом на картине изображён большой и добротный, явно барский. В центре сюжета — хозяйка дома, которая, судя по всему, чем-то недовольна. Всю свою злость и ярость она выплёскивает на молодую женщину, стоящую возле лавки. Юная красавица, опустив голову, вынуждена слушать поучения и оскорбления в свой адрес. Она не в силах что-то изменить, поскольку не является главной в этом доме — тут всем заправляет хозяйка. Судя по кокошнику на голове, молодая женщина является замужней. Возможно, она совсем недавно вышла замуж, поэтому её считают чужой в этом доме. А главная героиня в центре может быть её свекровью. Разгадка ссоры кроется в расписной ёмкости, стоящей на лавке. Похоже, что в ней лежат цветы, которые теперь рассыпаны по полу. Вероятно, молодая невестка пошла без спросу прогуляться, да задержалась, чем вызвала гнев своей свекрови. На прогулку была взята и крепостная девка, которая теперь сидит на полу и бьётся в истерике. Видимо, хозяйка уже оттаскала её за волосы, но более суровое наказание ещё впереди. Разбушевавшуюся свекровь пытается успокоить женщина, одетая в простые крестьянские одежды. Это может быть какая-то помощница по дому, которая очень близка с хозяйкой. Крепостная не посмела бы так схватить её за руку. Судя по реакции девочки, стоящей возле двери, ситуация очень серьёзная и всем здорово достанется. Если хозяйку пытаются держать, значит она собиралась ударить и молодую невестку. Возможно, она вовремя одумалась, чтобы не иметь проблем с собственным сыном. Картина «Ссора на террасе» очень житейская, насыщенная, эмоциональная и загадочная. Она даёт зрителю возможность хорошенько поразмыслить над тем, что могло произойти в этом доме, и составить свой небольшой сюжет развития этой истории.
335 прочтений · 1 месяц назад
Илья Репин «Садко», 1876 год Эта картина изображает сказочный подводный мир с его замками, красавицами-русалками, диковинными растениями, рыбами и другими морскими обитателями. Главный герой здесь — мужчина, которого не прельщают диковинные девушки. Он смотрит вверх, на простую русскую крестьянку. Картину написал знаменитый Илья Репин по мотивам известной новгородской былины о гусляре и купце Садко. Согласно сказаниям, Садко из-за бури попал на дно морское, где морской царь заставил его выбирать себе невесту из 900 девиц. Помог герою сам Николай Чудотворец, посоветовав выбрать самую последнюю — «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко не творил блуда с молодой женой ; заснув, он проснулся уже на земле — на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил. На картине Репина мы как раз видим момент выбора невесты, коих Садко видит великое множество. Женщины имеют диковинные наряды и экзотическую внешность, но гусляр смотрит на простую русскую красавицу с длинной косой. Картина «Садко» очень насыщенная, сказочная и исконно русская. Однако написал её Репин не просто так. Полотно стало ответом французским импрессионистам как знак протеста против такого творчества. С импрессионистами Илья Ефимович познакомился в Париже, куда он поехал в качестве пенсионера Академии художеств. Поначалу импрессионизм впечатлил художник, и он даже под влиянием работ Мане написал картину «Парижское кафе». Однако постепенно Репин разочаровался в этом направлении, поскольку импрессионисты не признавали понятия сюжета, а Илья Ефимович считал именно сюжет основой любого произведения. Кроме того, Репину не нравилась пресловутая техника мазками — ему был более близок традиционный стиль написания и реалистичные образы героев. Репин не исключал, что импрессионизм начнёт распространяться по всему миру, но всё же ему хотелось, чтобы в России сохранилось традиционное искусство. И как вызов он пишет «Садко», где заморские девушки символизируют разные страны, а главный герой выбирает родную Россию. Сам Репин так писал об этом: «Идея выражает моё настоящее положение и, может быть, положение всего русского пока ещё искусства». Натурщиком для Садко стал Виктор Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Для создания картины Репин тщательно изучал подводный мир, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии и даже совершил поездку в берлинский морской аквариум. В Париже «Садко» не был оценён по достоинству, однако в России картину восприняли восторженно. Она была куплена великим князем Александром, будущим императором Александром III. В том же году Илья Репин получил за неё звание академика.
571 прочтение · 1 месяц назад
Николай Богданов «Запоздала», 1889 год На этой картине мы видим сцену из жизни украинского села. В центре сюжета — две женщины, по всей видимости, это мама и дочка. Дочка оперлась на плетень и плачет, мать с укором смотрит на неё. Какая же кошка пробежала между двумя самыми близкими людьми? Автор полотна — Николай Богданов. Он любил писать жанровые картины из жизни простых сельских жителей. Художник часто ездил по просторам Российской империи в поисках интересных сюжетов. Сюжет для картины «Запоздала» мастер нашёл в Малороссии. Богданов запечатлел встречу матери и дочери, которая произошла на рассвете. Мы может заметить на небе блеклый месяц, значит утро ещё очень ранее, но мать уже на ногах. Скорее всего, она идёт кормить скотину и делать другую работу по хозяйству. А вот дочка только пришла с прогулки. Вероятно, у неё была встреча с женихом, поэтому влюблённые не заметили, как быстро пролетело время. А дома ждут дела и пожилая мама. Девушке стало так стыдно за своё опоздание, что она даже расплакалась. Мама же не ругается на неё, а просто с укором смотрит, давая понять, что не стоит молодой девушке ночевать вне своего дома. Только вот лицо у мамы совсем не злое. Скорее всего, она быстро простит свою загулявшую дочку, и они, позавтракав, вместе примутся за повседневную крестьянскую работу.
517 прочтений · 1 месяц назад
Николай Богданов-Бельский «Новые хозяева», 1914 год Картина «Новые хозяева» была написана Богдановым-Бельским в селе Островно, где жил и работал его друг. На холсте как раз и изображается зал дома в поместье, расположенного в этом селе. Можно заметить хорошо прописанный интерьер с большими окнами, колоннами и портретами по стенах. Обстановка подсказывает высокое происхождение хозяев дома, и создает домашнюю атмосферу. Почему же картина называется «Новые хозяева»? Очевидно, что дом был продан, причём купили его люди более низшего сословия., а именно разбогатевшие крестьяне. Скорее всего это связано с тяжелой ситуацией в стране, ведь в те времена владельцы богатых поместий в большинстве своем разорялись и были вынуждены продавать дома. Когда началась Первая Мировая Война, то дворян в деревнях оставалось совсем мало. Им приходилось продавать свои имения за бесценок и уезжать в город. Вот такой момент истории и нашел свое отражение в картине Богданова-Бельского. Перед нами за чаепитием сидит семья. Это новые хозяева, только что купившие усадьбу помещиков Ушаковых из села Островно. О том, что событие произошло совсем недавно, говорит некоторый беспорядок в вещах в правом углу картины, а также, портрет в красивой позолоченной раме. Портрет, видимо, бывшего владельца, даже не успели снять со стены. И, возможно, новоиспеченные владельцы еще и сами до конца не верят своему новому положению. Видно, что эти люди немного робеют, сидя в большом хозяйском доме, где раньше, возможно, работали конюхами или кухарками. Подтверждением этому могут быть и несколько скованные позы всех действующих лиц. Чтобы привыкнуть к такому уровню жизни, им понадобится время.
465 прочтений · 1 месяц назад
Николай Сергеев «Сбор слив в старом саду», 1904 год На этой картине мы видим пожилую женщину, которая несёт большую корзину, полную слив. Вторую такую же полную корзину мы видим на переднем плане. Вокруг растут сливовые деревья, на которых ещё много несобранных плодов. Женщине явно предстоит ещё большая работа по сбору урожая. На заднем плане мы видим украинскую традиционную хату с соломенной крышей, маленькими окошками и побелёнными стенами. Вдоль хаты тянется плетёный тын — такие раньше служили заборами в украинских сёлах. Художнику хорошо удалось передать атмосферу старинного украинского села. От старого сада веет спокойствием и умиротворением. Местами пожухлая трава и упавшие жёлтые листья говорят о скором приближении осени. Художник Николай Сергеев родился в Харькове, поэтому он любил писать картины на украинскую тематику. Виды родной для него чарующей Украины он всегда писал с особым удовольствием. Его украинские картины завораживают, от них трудно оторвать взгляд. Художник по-особому относился к написанию природы. «Пейзажист должен упражняться двояко, — во-первых, писать этюды с натуры, чтобы изучить в совершенстве анатомию природы; во-вторых, должен вдумчиво наблюдать её и фиксировать в своем воображении то или другое настроение, тот или другой момент. Только при наличности второго условия художник может назваться большим, всеобъемлющим пейзажистом», — писал Сергеев. Чтобы с точность передать особенности природы, художник мог подолгу стоять под проливным дождём, ранней весною проникал в топкую и сырую глубь лесных чащ, мёрз на рассвете осенью… И природа открывалась живописцу во всей красе. Работы художника ещё при его жизни пользовались большим успехом, его картины украшали коллекцию Русского Императорского дома и коллекции многих российских ценителей искусства. Сегодня картина «Сбор слив в старом саду» хранится в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого.
406 прочтений · 2 месяца назад
Джон Мартин «Разрушение Помпей и Геркуланума», 1822 год Эта монументальная картина была написана художником Джоном Мартином в 1822 году. Она изображает бедствие, которое, как известно, обрушилось на города Помпеи и Геркуланум 24 августа 79 года. В тот день произошло масштабное извержение Везувия, оставившее огромный трагический след в мировой истории. На картине Везувий показан на ранних стадиях извержения, свечение лавы окрашивает весь пейзаж в ярко-красный цвет, в то время как небо содрогается вздымающимися облаками пепла и разрывается молниями. У подножья вулкана видны некоторые здания, обнаруженные в Помпеях при раскопках, в том числе Храм Юпитера и амфитеатр. На переднем плане просматриваются крохотные фигурки бегущих горожан, в том числе умирающего Плиния Старшего. Во время написания картины художник для большей достоверности опирался на недавно опубликованную Помпейану (1819) Уильяма Гелла и Джона Питера Ганди , а также на эпическую поэму Эдвина Атерстона 1821 года «Последние дни Геркуланума», опубликованную вместе с письмами Плиния Младшего к Тациту. Картина «Разрушение Помпеи и Геркуланума» была сильно повреждена в 1928 году после нескольких дней проливного дождя в Лондоне. В тот период Темза вышла из берегов и затопила складские помещения галереи Тейт, где и хранилась картина. Работа Мартина была испорчена настолько, что не подлежала ремонту, из-за чего её предали забвению на более чем на 80 лет. В 2010 году галерея Тейт решила, что с развитием технологий, она может попытаться полностью реставрировать картину, что было сделано в 2011 году.
Видео